«Арт-Керамика» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Первомайского района Томской области Принята На заседании методического совета От 30.08. 2024г. Протокол № 1 Утверждаю: Директор МБОУ ДО « ЦДОД» _______________Н.А. Кротова № 69-О от 02.09.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (по курсу лепка из глины) «Арт-Керамика» Возраст обучающихся – 8-16 лет Срок реализации – 1 год Автор: Киселёва Анастасия Александровна, педагог дополнительного образования Первомайское 2024 г. 1 «Арт-Керамика» Информационная карта образовательной программы . Наименование программы . Направленность . Сведения об авторе (составителе) 1. ФИО Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа по курсу лепка из глины «АртКерамика» Художественная Киселева Анастасия Александровна 2. Место работы МБОУ ДО «ЦДОД» 3. Должность Педагог дополнительного образования 4. Квалификационная категория 1 квалификационная категория (2020г.) V. Сведения о программе 1.Нормативная база Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145- ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (изменения от 15 мая 2023 года № 1230-р); Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р, с изменениями на 15 мая 2023 года); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 21 апреля 2023 года); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к 2 «Арт-Керамика» 2. Объем и срок освоения программы 3. Форма обучения 4. Возраст обучающихся 5. Особые категории обучающихся 6. Тип программы 7. Статус программы 8. Характеристика программы По месту в образовательной модели 9. Цель программы 10. Учебные курсы/ дисциплины/разделы (в соответствии с учебным планом) 11.Ведущие формы и методы образовательной деятельности 12. Формы мониторинга результативности 13. Результативность реализации программы 14. Цифровые следы реализации программы организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242); Программа воспитания МБОУ ДО «ЦДОД» с Первомайское на 2024-2025 уч. г. (Пр. № 56 – о от 12.08. 2024) «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» от 01.03.2023 № 18-О 1 год (9 месяцев), 216 часов Очная от 8 до 16 лет возможность обучения одарённых детей, детьми с ОВЗ Авторская Для разновозрастного детского объединения / для индивидуального обучения Развитие творческих способностей ребенка на основе постижения им традиций народной художественной культуры и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники лепки из глины. Технология Композиция словесные; наглядные; репродуктивный; иллюстративный; проектирование; эвристический. 1.Входная диагностика: анкета, практическое задание. 2.Промежуточная аттестация: тест–анкета, контрольное практическое задание. 3.Итоговая аттестация: тест-анкета, контрольное практическое задание, выставки. Сохранность контингента 2021-2022 уч.г. – 1 гр. – 100%, 2 гр. – 100% , 3 гр. – 100% Результаты участия в конкурсах Всероссийский конкурс «В традициях народных промыслов»: I место – 2 чел. 1. Ссылка на сайт, где размещена программа https://tomsk.pfdo.ru/app/program-view/664060/ 2. Информация об объединении https://sdodpervomaiskoye.tomschool.ru/ https://vk.com/club187551779 3 «Арт-Керамика» 15. Дата утверждения и последней корректировки 16. Рецензенты 02.09.2024 10.08.2024 4 «Арт-Керамика» ОГЛАВЛЕНИЕ I Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 5 1.1. Пояснительная записка 5 1.2. Цель и задачи 9 1.3. Содержание программы 10 1.4. Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы 13 II Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 14 2.1. Календарный учебный график 14 2.2. Условия реализации программы 15 2.3. Формы аттестации 15 2.4. Оценочные материалы 16 2.5. Методические материалы 17 2.6. Список литературы 18 5 «Арт-Керамика» Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1.Пояснительная записка Программа «Арт-Керамика» реализуется в студии декоративно-прикладного творчества «Синтез», детском объединении ЦДОД села Первомайского. По направленности общеобразовательной деятельности программа является художественной, по уровню содержания стартовой, по форме организаций детских формирований – групповой, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели познавательной и профессионально-прикладной. Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями нормативных документов. Актуальность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт-Керамика», способствует освоению культурно-исторического наследия предыдущих поколений, осознанию своих национальных корней, вовлечению обучающихся в активную творческую деятельность. Данная программа направлена на достижение цели нацпроекта «Образование» – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций. Новизна и оригинальность: Программа «Арт-Керамика» является авторской программой, рассчитанной на один год обучения. Основным направлением деятельности объединения студии «Синтез» является лепка из пластических материалов, солёного теста, пластилина, полимерной глины. На протяжении 17 лет работы объединения педагогом были написаны и реализованы несколько образовательных программ направленных на разнообразие содержания изучаемых видов декоративно-прикладного творчества. С приобретением в учреждении муфельной печи, гончарного круга и глины, появилась возможность освоить ещё один пластический материал и познакомить детей с керамикой – ярким и неповторимым явлением национальных культур, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Программа знакомит с искусством изготовления керамических изделий и предусматривает обязательное знакомство с терминологией (см. Приложение 1) В условиях образовательного процесса в дополнительного образования, уже давно существует проблема невозможности создания «чистых» групп обучающихся, т.е. детей, распределённых в группы по возрасту или по уровню общего развития, что несомненно бы облегчило образовательный процесс для педагога. Технология разноуровневого обучения в настоящее время решает эту проблему и позволяет каждому участнику реализовать право на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы. Программа предусматривает три уровня освоения: стартовый, базовый и продвинутый и содержит следующие признаки разноуровневости: 1. представлено описание способов и методов освоения образовательной программы, с помощью которых определяются и присваиваются учащимся те или иные уровни освоения образовательной программы; 2. предусмотрено и методически описано усложнение и разные степени сложности учебного материала с учётом разновозрастного контингента учащихся; 3. наличие методики определения уровня личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы; 4. содержание фонда оценочных средств, дифференцированных по принципу уровневой сложности. 5. наличие МАТРИЦЫ, отражающей содержание разных типов уровней сложности учебного материала и соответствующих им достижений участника программы (см. Приложение 2. «Матрица разноуровневой образовательной программы»). Отличительные особенности программы. 6 «Арт-Керамика» Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический вкус ребенка, а также развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, учащийся постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Познав опыт творца, ребёнок сможет использовать его в других видах деятельности. Радость созидания приносит удовлетворение в эмоциональном плане и позволяет человеку освоить этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие ценности. При помощи лепки происходит коррекция психофизического и умственного развития детей и подростков посредством самомассажа (воздействие на активные зоны ладоней). Лепка из глины способствует развитию мелкой моторики, укреплению мышц кисти руки, развитию пространственного мышления. Технология работы с глиной воспитывает усидчивость, аккуратность, трудолюбие. Известно, что трудолюбие, вошедшее в привычку, приучает маленького человека стремиться к достижению более возвышенных целей и отвлекает его от мелочных себялюбивых помыслов. На занятиях в студии учащиеся знакомятся с основами декоративно-прикладного искусства, развивают вкус, воображение, учатся анализировать и оценивать свою работу. Программа также способствует формированию социальных навыков, расширяет возможности общения. Дети становятся более самостоятельными. Количество детей в группе не должно превышать 10 человек. Это обеспечивает наиболее полное усвоение необходимых знаний, умений, навыков и их закрепление. В группах занимаются разновозрастные дети. Адресат программы: в объединении занимаются дети школьного возраста от 8 до 16 лет. Детей младшего школьного возраста (6-11 лет): для детей младшего школьного возраста учебная деятельность становится ведущей деятельностью, повышается мотивация достижений (важным для ребят становится оценка значимого взрослого – учителя). В этот период завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению (дети способны не только представлять образы, но и описывать то, что они хотят сделать своими руками, составлять план действий). Подростки младшего школьного возраста (11-12 лет): подростковый младший школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Подростки старшего школьного возраста (13-17 лет): Пробуя себя в контакте, друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание. Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и с взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Объём реализации программы: 216 часов. Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа. Форма обучения: очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). Форма реализации программы: В случае объявления карантина, программа может реализовываться дистанционно. Особенности организации образовательного процесса. Формой организации детского объединения является творческое объединение. Состав групп постоянный. 7 «Арт-Керамика» Каждый ребёнок имеет возможность работать над выполнением работы с учётом своих возможностей по собственному замыслу или образцу. Также группа детей, осваивающих программу на продвинутом уровне, может осуществлять реализацию проекта. Для детей разных возможностей и способностей организуются задания различные по сложности и условиям выполнения (см. Приложение 3). На занятиях одновременно могут заниматься ребята разного возраста, с разными интересами и возможностями. Процесс обучения осуществляется на групповых занятиях. В зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы. Содержание курса программы достаточное для реализации в течение одного учебного года. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, чётко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к обучающимся. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия обучающиеся подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных обучающимися. Опора на практические действия вызывает у ребёнка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания. Структура теоретического занятия Организационная часть: мотивация, актуализация знаний. Фронтально. Изложение нового материала: рассказ педагога или сообщения учеников. Закрепление материала: беседа по вопросам. Усвоение материала: работа в группах и индивидуально. Подведение итогов. Рефлексия. Структура занятия: Структура практического занятия Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования. Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля. Самостоятельная практическая работа учащихся. Наставничество. Итоговая часть: подведение итогов практической работы, анализ ошибок, рекомендации, уборка рабочих мест. Педагогические принципы программы Программа построена на основных педагогических принципах: • доступности (от простого, к сложному); • межпредметных связей. Занятия по лепке должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики, рисования, коррекции; • систематичности и последовательности; • дифференцированного подхода к обучающимся; • гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие обучающихся; • учёт региональных особенностей и национальных культурных традиций; • учёт требований гигиены и охраны труда; • учёт возможностей, интересов и способностей обучающихся; ▪ принцип разнообразия форм обучения; ▪ принцип учёта индивидуальных особенностей обучающихся. Формы и методы работы: 8 «Арт-Керамика» Практическая работа является основной формой проведения занятия. Занятия проводятся в любой форме по выбору педагога и желанию (возможностью) учащихся (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т.д.) Промежуточным и конечным итогом работы является занятие «творческая мастерская», где учащиеся выполняют индивидуальную, творческую работу. Образовательный процесс включает в себя традиционные методы обучения: словесные (беседа, объяснение, рассказ, обсуждение, игра); наглядные (показ, работа с литературой и сайтами прикладного творчества, эскизами, образцами, демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах); репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проектирование (выполнение индивидуальных и групповых проектов) эвристический (выполнение творческих заданий) В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. 9 «Арт-Керамика» 1.2.Цель и задачи программы Цель: Развитие творческих способностей ребенка и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники лепки из глины на основе постижения им традиций народной художественной культуры. Задачи: образовательные (предметные): познакомить с историей возникновения искусства керамики, русскими народными промыслами; обучить простым технологиям работы с глиной; научить применять необходимые инструменты при работе с глиной; развивающие: развивать мелкую моторику рук, развивать образное мышление и фантазию, развивать умение работы в коллективе; воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и бережного отношения к русской культуре и ее традициям; воспитывать ответственное отношение к работе и выполнение правил техники безопасности труда; воспитывать чувства уважения и бережного отношения к материалам и инструментам. 10 «Арт-Керамика» 1.3.Содержание программы 1.3.1. Учебный план Учебный план занятий № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема Вводное занятие. Знакомство с историей керамики. История народных глиняных художественных промыслов России (Дымковская игрушка, Филимоновская и т.д.) Ознакомление с основами технологии и техники изготовления изделий из глины. Виды глины. Правила безопасности при работе с глиной, колющими и режущими инструментами, с глазурями. Инструменты и материалы, используемые при работе с глиной (виды кистей, стеки, резаки). Обжиг изделий из глины. Знакомство с технологией обжига. Подготовка рабочего материала, знакомство с основными приемами лепки из глины. Выполнение простейших изделий по образцу (зайчик-колокольчик,) Декорирование. Оттиск с природным материалом, изготовление пиалы «листик». Свистулька птичка, с налепными узорами. Подсвечник, органайзер. Техника «Жгут» Изготовление настенного панно с оттиском кружево «Тарелочка» по образцу в технике «Полотно». Техника отливка. Знакомство с технологией изготовления гипсовых форм для отливки изделий из глины. Стилизация. Техника «Отливка» Колво часо в 3 В том числе теор ия 2 прак тика Формы организации Формы контроля и аттестации Занятие – лекция Наблюдение, собеседование, анкетирование, входящая диагностика зачёт 1 Занятие – лекция 12 12 3 3 9 Практическое занятие зачёт Практическое занятие зачёт Анкетирование, промежуточны й контроль зачёт 9 9 3 6 12 1 11 12 3 9 12 3 9 21 3 18 21 3 18 21 3 18 21 3 18 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие зачёт зачёт зачёт зачёт Практическое занятие зачёт зачёт 12. Техника «Отминка» 21 3 18 Практическое занятие Практическое занятие 13. Кружка. Техника молочение 21 3 18 Практическое занятие Зачёт 15 Практическое занятие, тестирование Зачёт Анкетирование, итоговый контроль Выставка 11. 14 Гончарный круг 18 Итого: 216 3 39 зачёт 177 11 «Арт-Керамика» 1.3.2. Содержание разделов программы I. Вводное занятие – 3 часа. (2 ч.- теория, 1 ч. – практика). ●Знакомство с историей керамики. История народных глиняных художественных промыслов России (Дымковская игрушка, Филимоновская и т.д.) Оргвопросы. Практическое занятие: 1.Знакомство с группой, программой обучения на текущий год и расписанием. II. Ознакомление с основами технологии и техники изготовления изделий из глины — 12 часов. (3ч. - теория, 9 ч. – практика). ● Ознакомление с основами технологии и техники изготовления изделий из глины. Знакомство с основными приемами лепки из глины. Виды глины. Правила безопасности при работе с глиной, колющими и режущими инструментами, работа с глазурями. Инструменты и материалы, используемые при работе с глиной (виды кистей, стеки, резаки). Практическое занятие: 1. Просмотр презентации. Работа с инструментами и приспособлениями. III. Обжиг изделий из глины. Знакомство с технологией обжига - 12 часов. (3ч. теория, 9 ч. – практика) ● Технология сушки и обжига изделий из глины, условия сушки изделий, программы для обжига. Практическое занятие: 1. Загрузка печи для обжига, установка программы для обжига. IV. Выполнение простейших изделий по образцу — 9 часов. (3ч. - теория, 6 ч. – практика). ● Знакомство с технологией изготовления изделий по выкройке (жираф, лошадь, бегемот, хомяк, мышь). ● Знакомство с технологией изготовления керамического колокольчика. Практическое занятие: 1. Изготовление изделий по выкройке, изготовление зайчика-колокольчика. V. Декорирование. Оттиск с природным материалом, изготовление пиалы «листик» — 12 часов. (1ч. - теория, 11 ч. – практика). ● Техника оттиск, правила сбора, сушки и хранения природного материала. Практическое занятие: 1. Подбор природного материала для оттиска. 2. Изготовление пиалы с оттиском природным материалом. VI. Свистулька птичка, с налепными узорами — 12 часов. (3ч. - теория, 9 ч. – практика). ●Изучение народных глиняных художественных свистулек в промыслах России. ● Разбор технологии изготовления свисткового устройства свистульки. Практическое занятие: 1. Изготовление свистульки с налепными узорами из глины. VII. Подсвечник, органайзер — 12 часов. (3ч. - теория, 9 ч. – практика). ●Знакомство с алгоритмом изготовления изделий из глины. Практическое занятие: 1. Разработка эскиза для работ. 2. Изготовление подсвечника и органайзера. VIII. Техника «Жгут» — 21 часов. (3ч. - теория, 18 ч. – практика) ● Изучение технологии изготовления работ в технике жгут. Практическое занятие: 1. Изготовление чаши или вазы в технике жгут по образцу IХ. Техника «Полотно» — 21 часа (3ч. – теория, 18ч. - практика) ● Изучение технологии изготовления изделий в технике «Полотно». 12 «Арт-Керамика» ● Инструменты и материалы, используемые при работе в технике «Полотно». Практическое занятие: 1. Изготовление настенного панно с оттиском «Тарелочка» по образцу в технике «Полотно». X. Гипсовые формы. — 21 часа. (3ч. - теория, 18 ч. – практика). Знакомство с технологией изготовления гипсовых форм для отливки изделий из глины. Практическое занятие: 1. Подготовка необходимых материалов и инструментов для отливки форм из гипса. Отливка. XΙ. Стилизация. Техника «Отливка» — 21 часа. (3ч. - теория, 18 ч. – практика). ● Знакомство с технологией изготовления изделий из глины в технике отливка. Практическое занятие: 1.Лепка изделия из пластилина. Стилизация животного. Изготовление формы из гипса. Отливка копилки или статуэтки. XII. Техника «Отминка» — 21 часа (3ч. – теория, 18ч. - практика) ● Знакомство с технологией изготовления цветочного горшка или кувшина в технике отминка. Практическое занятие: 1. Изготовление гипсовой формы для изделия, изготовление цветочного горшка или кувшина в технике отминка. XIII. Техника «Молочение» — 21 часа (3ч. – теория, 18ч. - практика) ● Подготовка рабочего материала, знакомство с технологией изготовления кружки из глины, знакомство с древней техникой декорирования глиняных изделий – «Молочение». Практическое занятие: 1. Изготовление кружки по образцу, декорирование оттисками, фактурами, налепными узорами, обжиг, выполнение техники «Молочение». XIV. Гончарный круг — 18 часов. (3ч. - теория, 15 ч. – практика) ● Технология работы на гончарном круге, техника безопасности, технология изготовления миниатюрных кувшинов. ● подготовка глины для гончарного круга, используемые инструменты, центрирование. Практическое занятие: 1. Изготовление миниатюрных кувшинов на гончарном круге. 2. Декорирование налепными узорами и стеками. 13 «Арт-Керамика» 1.4. Планируемые результаты освоения учащимися содержания дополнительной общеобразовательной программы В ходе реализации данной программы, учащиеся успешно овладевают предметными образовательными компетенциями, которые позволят в дальнейшем получить социальный опыт, навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Параметры Метапредметные результаты обучения (будут уметь, знать) Личностные результаты обучения (будут сформированы, развиты, воспитаны) Предметные результаты обучения (будут знать, уметь) Показатели историю керамики, знание истории народных промыслов, связанных с керамикой; владеют/применяют терминологию современное использование глины, её свойства; материалы и инструменты, используемые при работе с глиной; правильно подготавливать рабочий материал; последовательность выполнения действий при работе над изделием и росписи. основы работы над керамическим изделием по алгоритму; стилизовать простые формы; технику безопасности при работе с инструментами и материалами, обжиге глины. способность к самооценке (у ребенка сформируется адекватная самооценка при выполнении творческих работ, понимание многообразия критериев оценки); основы социально ценных личностных качеств (трудолюбие, организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду); навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной творческой деятельности; нравственные качества учащихся; навыки сотрудничества; самостоятельность, общительность, организованность; любовь к Родине через изучение народного творчества. анализировать и давать оценку своей работе и работе своих товарищей, помогать и принимать помощь от других; возможности использования работ из глины в оформлении современных интерьеров; самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать её в жизнь; планировать и с пользой использовать своё свободное время; назначения необходимых инструментов, имеют навыки работы с инструментами; историю народных глиняных художественных промыслов России. 14 «Арт-Керамика» Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. 2.1.Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год № п/п Число / Месяц Время проведения занятия 1 2 сентября – 27 Согласно четверть октября учебному расписанию Форма занятия Кол-во часов Место проведения Учебнолекционные занятие, практическо е занятие 8 уч. недель. 1группа–48ч. 2группа– 48ч. Итого: 96ч МБОУ «ЦДОД» Участие в конкурсах 1 неделя 1, 2 группа –6 ч. Итого: 18 ч Учебнолекционные занятие, практическо е занятие презентация аттестацио нные мероприяти я 8 уч. недель. 1группа–48ч. 2группа– 48ч. Итого: 96ч МБОУ ДО «ЦДОД» Томск «кубок губернатора» МБОУ ДО «ЦДОД» Учебнолекционные занятие, практическо е занятие презентация Участие в соревновани ях Учебнолекционные занятие, практическо е занятие презентация аттестацио нные мероприяти я 10 уч. недель 1группа– 60 ч. 2группа– 60 ч Итого: 120ч осенние каникул ы 28 октября – 4 ноября 2 5 ноября – 27 Согласно четверть декабря учебному расписанию зимние каникул ы 3 четверть ДО входящую диагности ку и текущий контроль Промежут очная аттестаци я 28 декабря – 7 января 8 января – 23 Согласно марта учебному расписанию весенние каникул ы 4 четверть Форма контроля 24 марта – 31 марта 1 апреля – 26 Согласно мая учебному расписанию 1 неделя 1,2 группа– 6 ч. Итого: 18 ч 7 уч. недель. 1группа –42 ч. 2группа – 42 ч. Итого: 84 ч МБОУ «ЦДОД» ДО Текущий контроль МБОУ «ЦДОД» ДО Итоговая диагности ка Итого: 35 недель 33 уч. недели + 2 каникулярные недели 1 группа – 216 ч 2 группа – 216ч. 15 «Арт-Керамика» 2.2.Условия реализации программы Для успешной реализации программы есть все необходимые условия: Материально-техническое обеспечение: просторный светлый кабинет, оборудованный для занятий керамикой: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, мыло, сушилка для рук, окно с открывающейся форточкой для проветривания. Оборудование: четыре больших стола, стулья, (электрический), турнетки, доска, шкафы для хранения дидактических материалов и инструментов, открытые полки для сушки изделий, спецодежда (халаты или фартук и нарукавники); ТСО: компьютер, экран, проектор, муфельная печь, гончарный круг. Дидактическое обеспечение: образцы народных игрушек и авторские керамические статуэтки, наглядные пособия: иллюстрации и схемы, литература. Материалы в личном пользовании учащихся: глина натуральная очищенная готовая к лепке, стеки пластиковые либо деревянные 2 – 4 шт., пластиковые доски размер А4 – А3, краски акриловые не менее 12 цветов, стаканы для воды, кисти: пони либо синтетика размер 1 до 7, альбомы для эскизов формата А5 – А4, карандаши простые, ластики, гипс, эмаль белая низкотемпературная (880 °С), пигменты, ангобы (подготовленные педагогом). Клей ПВА, клей «Момент», рамки, холст, картон, краски, бумага, пищевые красители, акриловый лак, влажная ткань, салфетки и ветошь, скалки, штампы, гипсовые формы. Стержни трубчатые, перо ученическое, мешковина и сеточки (для декорирования изделий), груша резиновая или шприц одноразовый, калячницы, экструдер, готовые формы (блюдца, стаканы, бутылки и т. п.) для формования, гипсовые формы для сушки и отминки. Организационные условия учебного процесса: 1. Программа рассчитана на один год обучения, на каждую группу обучения отводится по 216 часов в год. Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа, где через каждые 40 минут проводятся перерывы. 2. Занятия групповые. В случае объявления карантина в группе учащихся объединения, отъезда учащихся, программа может реализовываться дистанционно. При самостоятельном изучении учащимся рассылаются фотографии этапов работы, видеоинструкция (WhatsApp, Instagram, ВКонтакте), даётся ссылка на интернет-ресурс с данным мастер-классом, ссылка на сайт. Внешние условия: 1. Сотрудничество с Центральной библиотекой; 2. Первомайским ТВ; 3. Районным краеведческим музеем; 4. МБОУ Первомайской СОШ; 5. Первомайским ДК, 6. Районной газетой «Заветы Ильича». 16 «Арт-Керамика» 2.1.Формы аттестации Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы дополнительного образования «Арт-Керамика», предполагает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. 1. Входная диагностика: анкета, практическое задание. (см. Приложение 4). 2. Промежуточная аттестация: тест–анкета, контрольное практическое задание. (см. Приложение 5). 3. Итоговая аттестация: тест-анкета, контрольное практическое задание, выставки (см. Приложение 6). Проверка полученных знаний, приобретённых навыков происходит в форме творческого экзамена, мастер-класса, открытого занятия, на котором могут присутствовать родители, а также бесед, опросов, анкетирования, итоговой выставки. В оценке работ, представленных на выставке, участвуют дети и педагог. Документальные формы подведения итогов реализации образовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями и органами управления образованием своевременного анализа результатов. Оценочные материалы. Оценка деятельности учащихся студии разделяется на два вида: оценка теоретических знаний и умений – предметные навыки (см. Приложение 7) и оценка поведенческих навыков – умение коммуникации в группе (см. Приложение 8). Оценивание производится при помощи методов наблюдения, анкетирования, тестирования, беседы, участия в выставках, конкурсах. Оценка теоретических знаний и практических умений: навыки работы с глиной; знание особенностей народных игрушек; знание алгоритма лепки и росписи народных игрушек; навыки применения инструментов; выполнение выставочных и конкурсных работ. Оценка поведенческих навыков: организация рабочего пространства; уважение к работам других учащихся; оценка результатов своей работы; знание и выполнение техники безопасности труда; работа в коллективе; творческая инициативность. Мониторинг уровня личностного развития, предметных и метапредметных результатов обучения соотносится с таблицей (см. Приложение 9) Формы фиксации результатов. Учащиеся три раза в год проходят аттестацию, результаты вносятся в диагностическую карту учащихся (см. Приложение 10). Итоговый результат заносится в лист оценки достижений учащихся. 17 «Арт-Керамика» 2.2.Методические материалы Учебно-методические пособия: презентация материала по народным глиняным игрушкам «Дымковская», «Филимоновская», «Каргопольская», набор схем лепки глиняных игрушек, набор схем росписи и орнаментации народных игрушек; Демонстрационный и раздаточный материал по всем темам программы (образцы глиняных игрушек, образцы работ учащихся глиняных игрушек; Инструкции по технике безопасности (ПТБ при работе в кабинете керамики, ПТБ при лепке из глины); Литература для выполнения керамической игрушки [9,10,15,16,17,19]; Использование интернет-ресурсов (поиск идей, копирование старинных орнаментов и форм народных глиняных игрушек); Календарно-тематическое планирование на первое и второе полугодие, поурочное планирование, воспитательный план, дидактические материалы, иллюстративный материал являются приложением к программе, находятся в работе у педагога и хранятся в кабинете. Методические разработки по работе с глиной: «Технология работы на гончарном круге», «Температурные режимы и графики программирования муфельной печи при утельном, глазурном и молочном обжигах», «Сборник общих керамических терминов», «Свистулька» и т.д. В подборке методических разработок имеются необходимые раздаточные материалы по выбранным учащимся теме или виду работы. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, проектно-исследовательский, эвристический. Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности учащихся к освоению содержания модуля, степени сложности материала, типа учебного занятия. На стартовом уровне освоения программы преимущественно используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы. На базовом уровне ведущими становятся частично-поисковый и проектноисследовательский методы. На продвинутом – проблемный, проектно-исследовательский и эвристический. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей. Формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная: Индивидуальная форма обучения используется как правило в сочетании с фронтальной. Часть занятия (объяснение новой темы) проводится фронтально, затем учащиеся выполняют индивидуальные задания или общие задания в индивидуальном темпе. Алгоритм работы над керамическим изделием: 1. Разработка эскиза. 2. Подготовка глины к работе. 3. Лепка изделия. 4. Сушка изделия. 5. Шлифовка и затирка изделия. 6. Раскраска изделия (ангобы, пигменты). 7. Утильный обжиг. 8. Покрытие глазурями, эмалями. 9. Глазурный обжиг (политой). 10. Оформление. 18 «Арт-Керамика» 2.3.Список литературы 2.3.1. Литература для педагога 1. Августиник А. И. Керамика. – М., 1970. – 183 с. 2. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: «Искусство», 1975. – 148 с. 3. Буббико Д. А. Керамика. – СПб., 2006. – 321 с. 4. Бурдейный М.А. Искусство керамики. – М.: «Проф – Издат». 2009. – 104 с. 5. Величко Н.Г. Роспись (Техники. Приемы. Изделия). – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 97 с. 6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: «Педагогический поиск», 1999. – 144с. 7. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. — М.: «Лёгкая и пищевая промышленность», 1981. – 192с. 8. Данкевич Е.В. Знакомьтесь: глина. – С-Пб: Кристалл, 1998. – 115 с. 9. Деркач Т.Б. под. ред. Дымковская игрушка. Тетрадь для творчества. - М.: Дрофа, 2013. – 18с. 10. Иванов Д.Н. Искусство керамики. – М., 1965. – 126 с. 11. Ковычева Е.И. Народная игрушка. – М.: «ВЛАДОС», 2010. – 159 с. 12. Лельчук А.М. Игры с глиной. М.: «Национальное образование», 2017. – 96с. 13. Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80 с. 14. Лыкова И.А. Чудеса из глины. - М.: ИД Цветной мир, 2014. – 66с. 15. Маклашевский А. И. Технология художественной керамики. – СПб., 2003. – 196с. 16. Малыхина Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования. – М.: Учитель, 2016. – 239 с. 17. Малыхина Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей. ФГОС. – М.: Учитель, 2015. – 171с. 18. Подарки (Техники. Приемы. Изделия) – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 85 с. 19. Совицкий С. А. Работа с глиной. – М.,1968. – 324 с. 20. Федотов Г.Д. Послушная глина. – М: АСТ-Пресс, 1999. – 238 с. 21. Фишер Д. Расписываем керамику. – М.: «АСТ», 2010. – 64с. 22. Чекалов А.К. Искусство в быту. – М.: Академия художеств, 1961. – 218 с. 23. Шейкна Е.А., Вагина Л.А. Итоговая аттестация учащихся в учреждении дополнительного образования. Организация. Рекомендации. – М.: Учитель, 2016. – 84с. 19 «Арт-Керамика» 2.3.2. Литература для учащихся: 24. Данкевич Е.В. Знакомьтесь: глина. – С-Пб: Кристалл, 1998. – 115 с. 25. Дымковская игрушка. Альбом для творчества. ФГОС. - М.: Мозаика-Синтез, 2016., 24с. 26. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991. – 48 с. 27. Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80с. 28. Лыкова И.А. Чудеса из глины. - М.: ИД Цветной мир, 2014. – 66с. 29. Рони Орен. Секреты пластилина. Динозавры. – М.: «Махаон», 2014. – 56с. 30. Скляренко О.А. Динозавры из пластилина. – М.: «Эксмо», 2014. – 64с. 31. Энциклопедия для детей. Том 7. «Искусство». - М.: Аванта+, 1997. – 287 с. 2.3.3. Литература для родителей: 32. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: «Педагогический поиск», 1999. – 144с. 33. Лельчук А.М. Игры с глиной. М.: «Национальное образование», 2017. – 96с. 34. Лыкова И.А. Чудеса из глины. - М.: ИД Цветной мир, 2014. – 66с. 35. Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80с. 36. Максимов Ю. В. У истоков мастерства. – М., 1983. – 301с. 2.3.4. Интернет-ресурсы 37. Дымковская игрушка [электронный ресурс]/ О. Васильев. – Режим доступа: http://история-вещей.рф/igryi/dyimkovskaya-igrushka.html свободный. (Дата обращения: 01.04.23). 38. Чистый источник. Каргопольская игрушка [электронный ресурс]/ Svasti Asta. – Режим доступа: https://www.perunica.ru/chistiy_ist/1190-kargopolskaya-glinyanaya-igrushka.html, свободный. (Дата обращения 10.06.23). 39. Элементы филимоновской росписи. Технология росписи филимоновской игрушки [электронный ресурс]/ М. Камнева. – Режим доступа: http://fb.ru/article/169156/elementyifilimonovskoy-rospisi-tehnologiya-rospisi-filimonovskoy-igrushki свободный. (Дата обращения 30.05.23). 2.3.5. Цифровые следы 40. Ссылка на сайт, где размещена программа https://tomsk.pfdo.ru/app/programview/664060/ 41. Информация об объединении https://sdod-pervomaiskoye.tomschool.ru/ https://vk.com/public187551779 20 «Арт-Керамика» ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Терминология Матрица разноуровневой образовательной программы Методика определения уровня развития творческих способностей на материале практического занятия Диагностические материалы Вопросы для тестирования учащихся программа «АртКерамика». Входное тестирование Промежуточное тестирование Итоговое тестирование Определение уровня знаний по изучаемому курсу программы Критерии оценивания динамики поведенческих навыков учащегося Мониторинг уровня личностного развития учащихся, предметных и метапредметных результатов обучения по дополнительной образовательной программе Диагностическая карта 21 24 27 28 28 28 29 29 30 34 21 «Арт-Керамика» Приложение 1 Терминология Ажурная керамика - это сквозная резьба по сырой глине, обычно заранее вылепленной в объемную фигуру, с последующим запеканием и глазурованием. Эту технику применяют для изготовления предметов интерьера, украшения посуды и т. д. Ангоб — сметанообразная смесь из разных типов глины, красителей, оксидов или пигментов для обогащения цвета, остекловывающего вещества или прозрачной глазури. Используется в ангобной технике декорирования необожженных изделий для покрытия поверхности слоями жидкой разноцветной глины. Изделия приобретают матовую или шероховатую поверхность мягких пастельных оттенков. Под слоем глазури краска приобретает насыщенность и становится похожей на «камешки под водой». Ангобирование — нанесение тонким слоем цветного орнамента на изделие (влажный черепок) мягкой кистью или резиновой грушей, заполненной жидким ангобом. Барботина — частичное покрытие цветными ангобами поверхности гончарного изделия. Бисквит — изделие после первого обжига, поверхность которого не покрыта эмалью. Вычерпывание — техника изъятия глины изнутри изделия, до того, как его пластичность не перешла в твердое состояние. Вощение – натирание обожженной керамики ганозисом, для создания декоративного эффекта и уменьшения водонепроницаемости. Ганозис - масляно-восковая смесью, которая придает керамическому черепку водоотталкивающие свойства и создает красивый декоративный эффект: - матовый блеск, подчеркивающий фактуру; - поверхность становится боле гладкой, похожей на лощеную; - цвет изделия становится более глубоким. В состав ганозиса для керамики входит (пчелиный воск, растительное масло, канифоль); - наносится ганозис на теплое или холодное изделие, растирая губкой. Глазурь — стекловидное и прозрачное покрытие на бисквите, закрепленное обжигом. Называется также поливой. Предохраняет керамические изделия от действия кислот и щелочей, придает им водонепроницаемость, служит также декоративным целям. Гончарный круг — станок электрический или приводимый в движение педалью, основанный на принципе вращающегося колеса. Применяется для формовки изделий круглой формы. Гончарное производство — одно из древнейших ремесел на земле, служившим для изготовления сосудов на гончарном круге путем формирования изделия вытягивая его из цельного куска глины. Изделия предназначались для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. Гравировка — декоративная обработка изделия из глины в кожетвердом состоянии остроконечным инструментом, которым удаляется часть материала с поверхности. Деформация — изменение формы керамического изделия во время сушки. Керамика (гр. Keramoc – глина) — общее название всех видов изделий из обожженной глины (майолики, терракота, фаянс, фарфор и др.). Кожетвердое состояние — такое состояние глины, когда она теряет пластичность, становится твердой, но сохраняет еще такую степень влажности, которая позволяет обрабатывать ее поверхность. Композиция (от лат. Composition – составление, связывание) — построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Придает произведению единство и цельность и соподчиняет его компоненты друг другу и целому. Литьё — техника формовки керамических изделий из шликера в гипсовых формах. Основано на свойстве гипса впитывать в себя влагу и свойстве глины отдавать влагу. Лощение — шлифование (натирание) каким-либо гладким предметом поверхности керамического изделия или его части до зеркального блеска. 22 «Арт-Керамика» Молочение - один из древних способов художественное декорирование керамики с помощью молока, для придания ей декоративности и улучшения водонепроницаемости. Изделие пропитывается натуральным молоком и обжигается при температуре 270—350 градусов. Поверхность изделия после такой обработки приобретает насыщенный цвет, и натирается воском. Надглазурная роспись — техника живописи по обожженному глазурованному черепку. Насыщенность — признак цвета, характеризующий силу, интенсивность цветового тона. Обжиг – утельный (первый). В первом обжиге участвует хорошо высушенное изделие, которое или совсем не декорировано, или частично декорировано ангобом или цветной глиной. Глазурь в первом обжиге не участвует. Результатом первого обжига является не готовое изделие, а полуфабрикат – утиль, он же черепок или бисквит (biscuit), который предстоит еще декорировать глазурью, флюсным ангобом. Температура утильного обжига обычно не превышает 950 градусов. Утельный обжиг занимает около 8 часов. Обжиг – политой или глазурный (второй). Проводится после первого обжига и после того, как на черепок наносится глазурь и краски. Температура политого обжига, как правило, зависит от температуры обжига применяемых для декорирования материалов и варьируется от 1000 до 1300 градусов и длится около 8 часов. Глазури в виде суспензии наносятся кистью, краскопультом или способом окунания. Глазури до обжига имеют бледный цвет. Окар́ина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад. Они играли важную роль в культуре Китая и доколумбовой Америки. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, где означает гусёнок. Отминка - глины в готовую форму - представляет собой повторение глиной заранее приготовленных форм. Форма делается практически из любого материала: дерева, металла, гипса, она может быть как цельной, так и составной. Пластичность — специфическое свойство глины, позволяющее кусочкам глины слипаться друг с другом, а изделию – держать форму. Подглазурная роспись — роспись, наносимая на прокаленный черепок и покрытая сверху глазурью. Пористость — способность впитывать влагу или пропускать её. Резьба по керамике — украшение керамического изделия глубоким гравированием с помощью стеков. Ручная лепка - пожалуй, самая древняя техника лепки. И самая, казалось бы, простая все части изделия формируются вручную. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями формировать основные элементы, а затем изготавливать и приклеивать дополнительные. Сграффито — сплошное покрытие изделия краской с последующим процарапыванием рисунка. Например, процарапывание рисунка на ангобированной поверхности изделия до контрастного выявления основного цвета черепка. Сжимаемость — уменьшение объема глиняной массы во время высыхания или обжига. Стека — металлический или деревянный инструмент для ручной лепки. Используется для придания изделию формы, соединения частей, укрепления швов, разглаживания поверхностей, декорирования и др. Стилизация — подражание внешним формам какого-то стиля; в декоративноприкладном искусстве – подчинение художественного изображения условным, орнаментальным формам. Сушка — процесс, в ходе которого испаряется вода, содержащаяся в глине. 23 «Арт-Керамика» Сырое изделие — не обожженное изделие. Тиснение — техника украшения керамики, представляющая собой оттиск или продавливание на поверхности какого-либо узора. Усадка — технологическое качество керамических материалов, которое проявляется в процессе сушки и обжига изделий; объем изделия уменьшается в результате испарения воды. Фактура — это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала и способами его обработки (гладкая, шероховатая и др.). Холодный способ росписи — роспись, при которой нанесенные на изделие краски не закрепляются обжигом. Чернолощенная керамика — глиняные лощеные изделия, обожженные в коптящем пламени. Шли́кер — жидкая глина (глина + вода) вымешивается до состояния однообразной текучей массы сметанообразной консистенции. Используется для соединения частей (добавление в шликер пуха от шишки камыша способствует лучшему соединению прилепа), выравнивания и заглаживания швов и мелких трещин на изделиях, для изготовления прессформ и декорирования. 24 «Арт-Керамика» Приложение 2 Матрица разноуровневой образовательной программы СТАРТОВЫЙ УРОВН И КРИТЕРИИ ПРЕДМЕТНЫЕ: Усвоение правил техники безопасности работы с инструментами и оборудованием; Овладение технологии изготовления изделий из глины, умение применять и совмещать изученные техники в работе с глиной; Умение работать с технологическими картами, эскизами; Изучение терминологии. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Умение оценивать правильность, самостоятельно контролировать выполнение технологической последовательности; Организованность; Общительность; Самостоятельность. ЛИЧНОСТНЫЕ: Формирование нравственных качеств личности; Развитие навыков сотрудничества; Формирование устойчивого познавательного интереса. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИК И Практическая работа, наблюдение, опрос, организация самостоятельного выбора, анализ практических работ, индивидуальная беседа Тестирование, наблюдение, собеседование, анкетирование, педагогический анализ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ Словесный, нагляднопрактический, уровневая дифференциация Словесный, нагляднопрактический, уровневая дифференциация РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНЫЕ: Знание правил техники безопасности работы с инструментами и оборудованием; Владение полученными знаниями при изготовлении изделий. Умение свободно работать с технологическими картами, эскизами. Знание назначения инструментов, навыки работы с инструментами. Знание терминологии МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Формирование самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, познавательных, коммуникативных действий. МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ Дифференцированные задания Одно и то же задание может быть выполнено в нескольких уровнях: репродуктивном (с подсказкой), репродуктивном (самостоятельно) и творческом, по выбору ребёнка из предложенного. ЛИЧНОСТНЫЕ: Знание основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других учащихся с точки зрения соблюдения/нарушения моральных норм поведения. 25 БАЗОВЫЙ «Арт-Керамика» ПРЕДМЕТНЫЕ: Применение полученных знаний при изготовлении работ из глины; Умение самостоятельно подбирать, комбинировать опорные схемы, технологические карты, составлять эскизы творческих работ; Осмысленность и правильность использования специальной терминологии; Целенаправленное наблюдение, опрос, практическая работа, анализ практических работ, организация самостоятельного выбора, индивидуальная беседа Словесный, нагляднопрактический, уровневая дифференциация ПРЕДМЕТНЫЕ: Знание истории керамики, наличие современных промыслов в керамики Владение специальной терминологией. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, взаимодействовать с товарищами, эффективно распределять и использовать время. Организованность; Общительность; Самостоятельность; Инициативность ЛИЧНОСТНЫЕ: Сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой, социальной роли; Система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Тестирование, наблюдение, собеседование, анкетирование, педагогический анализ Технология оценивания, проблемнодиалогический, технологический МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Умение распределять работу в команде, умение выслушать друг друга, организация и планирование работы, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Творческое задание образовательный маршрут (мини-проект (одно занятие), краткосрочный (4-6 занятий, среднесрочный (20-30 часов) Индивидуальный проект; Групповое образовательное путешествия, проект. Материальный продукт (модель, макет, картина, комп. презентация, иллюстрированный альбом); ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; 26 «Арт-Керамика» ПРОДВИНУТЫЙ ПРЕДМЕТНЫЕ: Применение полученных знаний из разных техник при изготовлении творческих работ из глины; Креативность в выполнении практических заданий; Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве познавательных творческих навыков; Организованность; Общительность; Самостоятельность; Инициативность ЛИЧНОСТНЫЕ: Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и других, верить в успех. Целенаправленное наблюдение, опрос, практическая работа, анализ практических работ, организация самостоятельного выбора, индивидуальная беседа Логические и проблемные задания, портфолио учащегося; творческие задания; наблюдение, собеседование, анкетирование, педагогический анализ Нагляднопрактический, словесный, уровневая дифференциация ПРЕДМЕТНЫЕ: Углубленные знания по выбранным направлениям, практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана программы); Творческие навыки; Владение специальной терминологией Технологический; Проективный; Частичнопоисковый; Метод генерирования идей (мозговой штурм). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: согласованность действий, правильность и полнота выступлений Реализация проекта: краткосрочный (4-6 занятий); среднесрочный (20-30 часов); долгосрочный (в течение года). Индивидуальный проектобразовательный маршрут; Групповой проект. Материальный продукт (модель, макет, картина, комп. презентация, иллюстрированный альбом); Действенный (экскурсия, мастеркласс, игра, викторина); ЛИЧНОСТНЫЕ: Способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения или нарушения моральной нормы 27 «Арт-Керамика» Приложение 3 Методика определения уровня развития творческих способностей на материале практического занятия Успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых важную роль играет технология разноуровневого обучения с учётом способностей и возможностей ребёнка, т.е. организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личностей, уровня его возможностей и способностей. Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к освоению материала, и освоению учебной программы всем детям не зависимо от способностей и возможностей. Уровни Первый/стартовый уровень (Репродуктивные умения) Второй/базовый уровень (Продуктивные умения) №п\п Основные умения закреплять и применять знания 1 Умения выполнять изделия и задания по готовым образцам и алгоритмам, по указаниям и инструкциям. 2 Умения выполнять изделия на основе готовых предписаний, но с элементами самостоятельного выбора техники изготовления способов и методов декорирования. Умения изготавливать изделие в различных техниках, изученных на предыдущих занятиях, комбинирование способов декорирования. Умения творческой деятельности на основе изученного материала и широкого привлечения дополнительных источников: умения самостоятельно разрабатывать и выполнять проекты, в том числе и наиболее сложные из них (умения выполнить и оформить эскизы, умения привлечь помощников, выступить с сообщением, презентовать свою работу и т.п.) Третий/продвинутый 3 уровень (Творческие умения) Тема «Свистулька - птичка из глины». Задание: Приготовить глину красного цвета, отмять. Приготовить баночку с водой, деревянные стеки, коктейльную трубочку, тычки, канцелярский нож. Из кусочка глины скатать шарик, вдавить большой палец левой руки, отжать по кругу, чтобы стеночки расширились и стали тоньше. Заклеить отверстие от пальца, чтоб получилась капсула для основания свистульки. Изготовить свистковое устройство по схеме, представленной на доске. По образцу долепить глазки, клюв, крылышки, лапки, украсить изделие оттисками с помощью тычков, создать фактуру перьев. Решение: Первый/стартовый уровень: выполнение строго по образцу: размеры, оформление. Второй/базовый уровень: выполнение по образцу, но оформление выполняется по своему варианту; самостоятельное выполнение капсулы для свистульки, включая размеры, оформление, форму, способы декорирования, создание своего дизайна оформления. Третий/продвинутый уровень: выполнение проекта «Свистулька», «Свистулька» по собственному эскизу (создание свистульки в форме животного, предмета и т.д. или создание окарины). 28 «Арт-Керамика» Приложение 4 Диагностические материалы Вопросы для тестирования учащихся программа «Арт-Керамика». Входное тестирование 1. Что такое глина? 2. Перечислить инструменты для работы с глиной? 3. Есть ли глина розового цвета? 4. Что нужно сделать с глиной, прежде чем начать лепить? 5. Можно ли одновременно двумя руками скатать шарики? 6. Из какой геометрической фигуры можно вылепить колесо? 7. Расскажите, как вылепить морковку? 8. Как называется прокраска всей глиняной игрушки белым цветом? 9. Как называется соразмерность, соотношение деталей игрушки по величине? 10. Как называется мечта, выдумка, то чего нет в реальности? Задание к работе студия «Синтез». Входящий контроль Форма: Практическое задание. Цель: Проверка начальных умений и навыков. Задание: Выполнить по образцу простое полуобъёмное изделие из глины. Приложение 5 Промежуточное тестирование 1. Что такое насечки, для чего они нужны? 2. Что такое шликер, как его сделать, для чего применяется? 3. Какой цвет получится при смешении желтого и красного? 4. Какой цвет получится при смешении синего и красного? 5. Какой цвет получится при смешении зеленого и красного? 6. Как называется декоративное плоскостное изображение? 7. Как лепить парные детали, какие они между собой? 8. Что такое модуль, как его можно применить? 9. Как называется инструмент для работы с пластичным материалом? 10. Чем отличается объемная работа от плоской? Задание к работе студия «Синтез». Промежуточный контроль Форма: Контрольное практическое задание. Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала. Задание: Выполнить по алгоритму работы изделие из глины на тему кашпо. Приложение 6 Итоговое тестирование 1. Прикладное творчество это…? 2. Назовите прием лепки, используемый при соединении двух деталей? 3. Разновидность мелкой пластики это…? 4. Что такое жгуты, как их выполнить? 5. Какое время необходимо для сушки вылепленных изделий из глины? 6. Какова температура для обжига глины? 7. Какие цвета традиционно используются для росписи дымковской игрушки? 8. Какие цвета традиционно используются для росписи филимоновской игрушки? 9. Какие цвета традиционно используются для росписи каргопольской игрушки? 10. Объясните, что означает декорировать? Задание к работе студия «Синтез». Итоговый контроль Форма: Контрольное практическое задание. Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала. Задание: Выполнить по алгоритму работы изделие из глины на тему садовая скульптура в технике «отливка». 29 «Арт-Керамика» Свойства глины Способы лепки Композиция Роспись КОМПОЗИЦИЯ Виды народного искусства ТЕХНОЛОГИЯ Приложение 7 Определение уровня знаний по изучаемому курсу программы Стартовый уровень Базовый уровень Продвинутый уровень Не имеет знаний об основных свойствах глины и прочих сырьевых материалах, входящих в состав керамической массы. Имеет слабое представление об основных свойствах глины и прочих сырьевых материалах, входящих в состав керамической массы. Знает об основных свойствах глины и прочих сырьевых материалах, входящих в состав керамической массы. С помощью педагога различает способы лепки изделий простых форм и керамических игрушек. Знает не все способы лепки изделий простых форм и керамических игрушек. Не разбирается в основных видах народного искусства, народных промыслах и художественной керамике. С помощью наводящих вопросов педагога имеет представление об истории художественной керамики и народных промыслах. Знает основные способы лепки изделий простых форм и керамических игрушек (конструктивный, пластический, комбинированный, рельефный, спиральный, ленточный). Знает историю художественной керамики, разбирается в основных видах народного искусства и народных промыслах. Плохо различает виды композиции, масштабное соотношение элементов композиции и её расположение на изделии. С помощью наводящих вопросов педагога различает виды композиции, масштабное соотношение элементов композиции и её расположение на изделии. Владеет знаниями по цветоведению и слабо разбирается в основных способах декоративной росписи художественной керамики. С помощью педагога способен использовать основные способы декоративной росписи художественной керамики. Различает виды композиции, масштабное соотношение элементов композиции и её расположение на изделии. Хорошо владеет знаниями по цветоведению и разбирается в основных способах декоративной росписи художественной керамики. Приложение 8 Критерии оценивания динамики поведенческих навыков учащегося Стартовый уровень Проявляет слабо выраженные способности к общению. Не умеет налаживать контакты. Воспитанность Не имеет знаний об основных правилах поведения. Формирование Не сформированы социальных основные компетенции: компетенций эмпатия, социальная чуткость, терпимость, открытость, независимость, непосредственность, способность к творчеству Развитие личностных свойств и способностей Базовый уровень Продвинутый уровень Старается выстроить контакт Самостоятельно с другими ребятами и выстраивает любые взрослыми. контакты со сверстниками и взрослыми. Имеет слабое представление об основных свойствах правилах поведения. Слабо сформированы основные компетенции: основные компетенции: эмпатия, социальная чуткость, терпимость, открытость, независимость, непосредственность, способность к творчеству Знает об основных свойствах правилах поведения. Сформированы основные компетенции: основные компетенции: эмпатия, социальная чуткость, терпимость, открытость, независимость, непосредственность, способность к творчеству 30 «Арт-Керамика» Приложение 9 Показатели (оцениваемые параметры) Теоретические знания по основным разделам учебнотематического плана программы Владение специальной терминологией Практические умения и навыки, предусмотренн ые программой (по основным разделам учебнотематического плана программы) Владение специальным оборудованием и оснащением Мониторинг уровня личностного развития учащихся, предметных и метапредметных результатов обучения по дополнительной образовательной программе КолСтепень выраженности во Методы Критерии оцениваемого качества балл диагностики ов Теоретическая подготовка практически не усвоил 0 теоретическое содержание 1 программы; овладел менее чем ½ объема 2 Соответствие Наблюдение, знаний, предусмотренных теоретически тестирование, программой; х знаний объем усвоенных знаний контрольный программным составляет более ½; опрос и др. требованиям 3 освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период не употребляет специальные 0 термины; 1 знает отдельные специальные Осмысленнос термины, но избегает их 2 ть и Наблюдение, употреблять; правильность собеседовани сочетает специальную использовани терминологию с бытовой; е я специальной специальные термины 3 терминологии употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Практическая подготовка практически не овладел умениями 0 и навыками; 1 овладел менее чем ½ Соответствие предусмотренных умений и практических Наблюдение, 2 навыков; умений и контрольное объем усвоенных умений и навыков навыков составляет более ½; задание программным овладел практически всеми требованиям 3 умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период Отсутствие затруднений в использовани и специального оборудования и оснащения не пользуется специальными приборами и инструментами; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; работает с оборудованием с помощью педагога; 0 1 Наблюдение, контрольное задание 2 31 «Арт-Керамика» Творческие навыки Познавательные Пользовать ся компьютер ными источника ми информаци и Подбирать и анализиров ать специальну ю литературу Осуществл ять учебноисследоват ельскую работу (работать над проектом и пр.) Креативность в выполнении практических заданий Самостоятель ность в подборе и работе с литературой Самостоятель ность в пользовании компьютерны ми источниками информации работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей начальный (элементарный) уровень развития креативностиребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; творческий уровень (II) выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. УУД учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; работает с литературой с помощью педагога или родителей; работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше Самостоятель ность в Уровни и баллы - по аналогии с учебнопунктом выше исследователь ской работе 3 0 1 2 Наблюдение, контрольное задание 3 0 1 2 3 0 1 2 3 Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебноисследователь ских работ, психологичес кая диагностика 0 1 2 3 32 «Арт-Керамика» Коммуникативные Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и Выступать подачи перед ребенком аудиторией подготовленн ой информации Регулятив ные Участвоват ьв дискуссии, защищать свою точку зрения Организов ывать свое рабочее Самостоятель ность в дискуссии, логика в построении доказательств Способность самостоятель но организовыва объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию; слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других; сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. перед аудиторией не выступает; испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога; участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога; самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения. рабочее место организовывать не умеет; испытывает серьезные затруднения при организации 0 1 2 3 0 1 2 3 Наблюдение, собеседовани е, психологичес кая диагностика 0 1 2 3 0 1 Наблюдение, педагогическ ий анализ 33 «Арт-Керамика» (учебное) место ть свое рабочее место к деятельности и убирать за собой Планирова ть и организова ть работу, распределя ть учебное время Способность самостоятель но организовыва ть процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время Аккуратно, ответствен но выполнять работу Аккуратность и ответственнос ть в работе Соблюдени яв процессе деятельнос ти правила безопаснос ти Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой организовывать работу и распределять время не умеет; испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей; планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей; самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится; испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. правила ТБ не запоминает и не выполняет; овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой; объем усвоенных навыков составляет более ½; освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 Наблюдение, собеседование, педагогический анализ, психологическа я диагностика 0 34 «Арт-Керамика» Приложение 10 Диагностическая карта ________________________________ тестирование 20___ – 20___ уч. год Программа «Арт-Керамика» № ФИО учащегося 1 2 3 Вопросы тестирования 4 5 6 Итог 7 8 9 10 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 35