Медиажурналистика 2.0.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области

Принята
На заседании методического совета
От 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МБОУ ДО « ЦДОД»
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности

Медиажурналистика 2.0.
Возраст обучащихся 10-15 лет
Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Кравалис Анна Константиновна,
педагог дополнительного образования

с. Первомайское, 2024

Информационная карта образовательной программы
I.
Наименование
программы
II.
Направленность
III.
Сведения об авторах
(составителях)
1. ФИО
2. Место работы
3. Должность
4. Квалификационная категория
IV.
Сведения о педагогах и
иных специалистах,
реализующих программу
1.ФИО
2.Образование
3.Место работы
4.Должность
5.Квалификационная категория
V.
Сведения о программе
1.Нормативная база

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «телестудия
«МедиаЛис»»
Социально-гуманитарная
Кравалис Анна Константиновна
МБОУ ДО «ЦДОД» с.Первомайского Томской
области
Методист, педагог
-

Кравалис Анна Константиновна
Высшее
МБОУ ДО «ЦДОД» с.Первомайского Томской
области
Методист, педагог











Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации № 678-р от 31 марта 2022 г. ««Об
утверждении
Концепции
развития
дополнительного образования детей до 2030
года» (изменения от 15 мая 2023 года № 1230-р);
Приказ Министерства просвещения РФ от 3
сентября 2019 г. № 467"Об утверждении Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей" (изменения
от 02.02.2021 №38, от 21 апреля 2023 года)
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных
правил
и
норм
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к
2

2. Объем и срок освоения
программы
3. Форма обучения
4. Возраст обучающихся
5. Особые категории
обучающихся
6. Тип программы
7.Статус программы
8. Характеристика программы
по месту в образовательной
модели
по форме организации
образовательного процесса
9. Цель программы

10. Учебные курсы/
дисциплины/разделы (в
соответствии с учебным планом)
11. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности

12. Формы мониторинга
результативности

обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»;
 Приказ Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых»;
 Устав МБОУ ДО «ЦДОД»
 «Положение о формах, периодичности и порядке
текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся» от 01.03.2023 № 18-О
 «Правила
внутреннего
распорядка
для
обучающихся муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования для детей» от 01.03.2023 № 18-О
 «Положение об организации образовательного
процесса и режиме занятий» от 01.03.2023 № 18О
1 год, 280 часов
Очная, с применением дистанционных
образовательных технологий
10-15 лет
Возможность обучения одаренных детей
Модифицированная
Для разновозрастного детского объединения
Разноуровневая, с возможностью реализации в
дистанционном формате
Создание благоприятных условий для развития
личности ребенка, способного к творческому
самовыражению, для личностного самоопределения
и самореализации детей и подростков через
овладение основами тележурналистской работы и
повышение их творческого потенциала.
1. Тележурналистика.
2. Основные жанры тележурналистики.
3. Работа с видеокамерой.
4. Видеомонтаж
 Коллективно-групповые формы
 Практическое занятие
 Экскурсии
 Проектная деятельность
 Индивидуальная, самостоятельная работа
 Словесные, наглядные методы
 Творческие задания
 Входная диагностика (опрос, наблюдение);

3



13. Результативность реализации
программы
14. Цифровые следы реализации
программы
15. Дата утверждения и
последней корректировки
16. Рецензенты

Промежуточная аттестация (наблюдение,
опрос, совместное просмотр и обсуждение
работ);
Итоговая аттестация (защита проектов,
результативное участие в конкурсах
различного уровня)

https://vk.com/medialistv
https://sdod-pervomaiskoye.tomschool.ru/

4

Оглавление
I

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

6

1.1. Пояснительная записка

6

1.2. Цель, задачи программы

7

1.3. Содержание программы

9

1.4. Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы

13

II

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

14

2.1. Календарный учебный график

14

2.2. Условия реализации программы

16

2.3. Формы мониторинга качества освоения образовательной программы

16

2.4. Оценочные материалы

17

2.5. Методическое обеспечение

18

2.6. Список литературы

19

III

Приложение

22

5

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка

Общие сведения
Дополнительная образовательная программа «Медиажурналистика 2.0.» общеразвивающая, по типу – модифицированная, по направленности – социальногуманитарная, по форме организации образовательного процесса – разноуровневая.
Программа разработана для обучения детей 10-15 лет. Набор происходит на добровольной
основе, без предварительного отбора, но методом наблюдения.
Срок реализации программы – 1 год. Объём учебной нагрузки – 280.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, 1 раз в неделю по 1 часу, 1 раз в неделю
по 3 часа (8 часов в неделю, 280 часов в год).
Программа реализуется на базе МБОУ ДО «ЦДОД».
Актуальность программы
Современный педагог должен владеть арсеналом современных педагогических
технологий, в том числе информационно-коммуникативной. Для педагога дополнительного
образования телестудии «МедиаЛис» - это особенно важно, так как обучение основам
телевизионной журналистики, а так же видеосъемке и монтажу, невозможно без учета
последних достижений современности.
Телестудия «МедиаЛис» - это развивающее образовательное пространство, в рамках
которого обучающиеся 10– 15 лет приобретают первоначальные навыки работы в сфере
СМИ. Кроме того, деятельность в телестудии способствует реализации потребностей в
общении, досуге, самореализации, положительных эмоциях. Не остается в стороне и факт
о дальнейшем выборе профессии обучающихся. А навыки, полученные в ходе занятий на
телестудии, можно использовать как средство заработка.
Необходимость творческого подхода, умение находить нестандартные пути решения
задач в любой сфере деятельности - требование не только сегодняшнего дня, но и будущего.
Развитие творчески активной интеллектуальной личности во все времена было
непростым делом, поэтому вопросы, связанные с развитием интеллекта и творческих
способностей всегда интересовали философов, психологов, педагогов.
Однако новую личность невозможно развивать и воспитывать только старыми
способами, а потому так важны сегодня поиски новых методов и способов развития
интеллектуальной личности и раскрытия ее творческого потенциала.
Педагог, реализующий программу, помогает обучающимся овладеть техническими
навыками при работе с фото, видео, аудио аппаратурой, умениями правильно и грамотно
выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствует развитию интереса к
событиям окружающего мира.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа телестудии
«МедиаЛис» «Медиажурналистика 2.0.»- актуальна, так как детская тележурналистика
приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу
общества, служит важным каналом передачи информации и одновременно – средством
коммуникации, которая позволяет данной аудитории общаться друг с другом и познать их.
На сегодняшний день популярность детской и юношеской журналистики подтверждает ещё
и тот факт, что каждое второе российское образовательное учреждение выпускает
собственную газету или передачу. Материалы программы, практические занятия призваны
создать условия для технического, социального, культурного самоопределения, творческой
самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь определить
стратегию и тактику работы. Знакомясь с современной составляющей медиажурналистики,
особенностями видеосъемки и монтажа, ребята одновременно получают стартовую
6

площадку в мир журналистики, что может стать для кого-то из них ориентиром в выборе
профессии.
Новизна программы состоит в комплексном методе обучения принципиально
разным видам деятельности в рамках одного направления. Постижение тележурналистики,
основ видеосъемки и видеомонтажа расширяет для ребенка возможности самореализации
и, в дальнейшем, профориентации. Тенденции, связанные с изменением информационной
среды, определяют необходимость подготовки универсальных журналистских кадров.
Владение новыми информационными технологиями является одним из условий
конкурентоспособности человека в современной жизни. И, что не маловажно, благодаря
данной программе повысится уровень медиаобразованности среди обучающихся.
Занятия в объединении позволят сформировать у каждого обучающегося, как
технические навыки работы с видеокамерой и программами видеомонтажа, так и
способствовать развитию интеллектуально-творческих способностей в процессе работы
над созданием текстового сценария видеосюжета. Кроме того, использование «синематехнологий» является эффективным средством воспитания нравственных ориентиров
детей.
Отличительные особенности
Учащиеся проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным
продуктом. Такая работа в составе детской студии имеет четкие сроки, накладывает на весь
коллектив и каждого человека большую ответственность за выполнение взятых на себя
обязательств.
Синтетическая природа телевидения (взаимодействие слова, звука, изображения)
конечно, усложняет процесс обучения основам телевизионных профессий. Ребенку
необходимо овладеть устной и письменной речью, выразительными средствами видеоряда,
сценарным мастерством, основам монтажа – только в этом случае он сможет полноценно
участвовать во всех этапах производства телепрограммы. Именно поэтому программа
предусматривает знакомство с азами различных телевизионных специальностей,
позволяющих подростку оценить свои способности и в дальнейшем выбрать
специализацию.
Программа может корректироваться, исходя из интересов учащихся, уровня их
подготовки и конкретных задач на данном этапе, могут меняться последовательность
изложения материала, распределение часов и формы и методы занятий.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок
узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, приобретал
навыки
самостоятельной работы в различных жанрах журналистики; создавать репортажи.







1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для развития личности ребенка,
способного к творческому самовыражению, для личностного самоопределения и
самореализации детей и подростков через овладение основами тележурналистской работы
и повышение их творческого потенциала.
Задачи программы:
развивать познавательный интерес к журналистской деятельности;
изучить современные течения журналистики и основы журналистского творчества;
сформировать основные навыки, необходимые журналисту для создания телесюжетов,
телепередач через игровую, познавательную, трудовую и творческую, техническую
деятельность;
развивать у обучающихся такие личностные качества, как коммуникабельность,
толерантность, самостоятельность, ответственность, активность;
расширять возможности реализации способностей обучающихся в различных видах
деятельности;
7



развивать внимательность и наблюдательность обучающихся при работе с
информационными материалами;
 воспитание журналистской этики;
 формирование в творческих коллективах: чувства сотрудничества и взаимопомощи,
чувства ответственности и дисциплинированности;

8

1.3. Содержание программы
Учебный план
Наименование разделов

Количество часов в год
Теория
Практика Всего

1 День приветствия

1

1

2

2 Современный мир
медиажурналистики

40

60

100

3 Работа с камерой

10

21

31

4 Видеомонтаж

25

80

105

15

25

40

2

2

189

280

Приложения для монтажа на
смартфоне
Программы монтажа на ПК

5 Основы работы с фото
6 Диагностические,
аттестационные
мероприятия

Всего: 91

9

Формы
аттестации,
контроля
Инструктаж
ТБ,
творческое
задание
Творческое
задание,
практическое
задание, тест,
рефлексия
Практическое
задание,
рефлексия
Практическое
задание,
рефлексия
Практическое
задание,
рефлексия
Медиакросс,
рефлексия

Содержание разделов программы
Программа включает шесть разделов: «День приветствия», «Современный мир
тележурналистики», «Работа с камерой», «Видеомонтаж», «Основы работы с фото»,
«Диагностические, аттестационные мероприятия». Содержание разделов имеет
последовательность, информация взаимосвязанная.
Работа по освоению программы возможна в дистанционном формате: конференции в
«Сферум», «Телеграм». Общение, анализ, рефлексия работы проводится в мессенджере
Telegram. Обучающие материалы размещаются там же. Работа с родителями ведется в
«Сферум». Результат проделанной работы выставляется в группе телестудии в социальной
сети Вконтакте.
I.
День приветствия (2 ч.)
Тема: 1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж техники безопасности. Знакомство с целями и задачами программы.
Знакомство с правилами и формирование норм отношений на занятиях друг с другом.
Практика: Творческое задание: расскажи, как провел лето частями речи
Контроль: наблюдение
II.
Современный мир медиажурналистики (100 ч.)
Современный мир медиажурналистики характеризуется быстрыми изменениями и новыми
вызовами. На сегодняшний день важно уделять внимание развитию медиаграмотности
обучающихся, совершенствованию знаний в области медиабезопасности. Современный
медийщик должен быть знаком с новыми технологиями и уметь правильно применять их
на практике.
Теория
Медиабезопасность и медиаграмотность (фейк, троллинг, кибербуллинг, авторские права,
плагиат). Социальные сети. Мессенджеры. Видеохостинги. Приложения для просмотра
роликов. Нейросети. Современные профессии в медиа. Медиаволонтерство
Практика
Анализ новостей и материала в Интернете. Игра в детектива. Дебаты. Игра «Какраспознать
фейк». Ведение соц.сетей. Создание собственного контента. Самостоятельная работа.
Ведение группы телестудии: план-контент. «Сферум» для обучающихся – новые
возможности. Анализ приложений для просмотра видео. Модельные ситуации «Профессии в медиа». Игра «Кем я хочу стать в медиажурналистике». Анализ мероприятий
для медиаволонтерства. рефлексия
Контроль.
Тестирование.
III.

Работа с камерой (31 ч.)

Теория
Основные принципы видеосъемки. Меню видеокамеры. Композиция видеокадра.
Человек в кадре (группа людей). Съемка. Безмонтажная съемка. Видеоряд. Основные
правила мобильной видеосъёмки. Оборудование и аксессуары для мобильной съемки.
Планы съёмок. Кадр. Начальная композиция кадра.
Практика
Разнотиповая съёмка. Самостоятельная работа. Съемка ролика. Съемка выпуска
рубрики. Написание и редактирование съемочного плана. Построение кадра согласно
правилам золотого сечения. Выстраивание кадра с помощью камеры телефона.
Выстраивания композиции кадра в движении. Работа с трансфокатором. Рефлексия.
IV.
Видеомонтаж (105 ч.)
10

Теория
Использование Movavi Video Editor Plus 2022. Требования к оборудованию. Основные
принципы работы с программой. Импортирование видеофайлов на компьютер. Работа с
видеоредактором. Открытие видеофайла, предварительный просмотр видео. Выбор сцен и
файлов. Отображение информации сцен и файлов. Добавление видеоклипов в фильм.
Форматы видео в проекте. Подрезка видеоклипов на линии времени и с помощью
инструмента Свойства клипа. Разделение, объединение и восстановление обрезанных
клипов. Редактирование со вставкой и с разделением. Создание видеофайлов для монтажа
видеосюжета. Запись закадрового текста. Специальные инструменты видеомонтажа.
Создание титров и заставок. Эффекты перехода. Видеофильтры. Использование
изображений и аудиофайлов при создании видеофайла. Звуковой ряд телесюжета.
Размещение на дорожке видеоредактора закадрового теста и синхронов. Создание файла
проекта. Аудиоредактор AdobeAudition. Типы аудио в программе. Добавление
пользовательской музыки и простейших звуков из Альбома. Линии аудиодорожек.
Блокировка аудиодорожек. Подрезка аудиоклипов на линии времени и с помощью
инструмента Свойства клипа. Регулировка звука на линии времени. Громкость и
микширование звука. Инструмент Фоновая музыка. Инструмент Голос за кадром.
Переходы на звуковых дорожках. Звуковые эффекты. Работа с наложением и удалением
звуковых эффектов. Демонстрация эффектов (Подавление шума, Канал, Хор, DeEsser,
Эквалайзер, Стереоэхо). Использование аудиофильтров. Построение видеоряда.
Размещение видео на дорожке видеоредактора. Сочетание звукового ряда с видеорядом
сюжета. Мобильные приложения для видеомонтажа. CapCut и его возможности.
Практика
Переносить видеофайлы в монтажную программу. Запись текста в аудио программе,
перенос на звуковую дорожку. Сочетать звук и картинку. Использовать эффекты перехода
кадров. Использование инструментов программы (Хромакей, коррекция звука и т.д.).
Анализ приложений для монтажа на смартфоне. Самостоятельная работа. Монтаж в
CapCut. Как из картинки сделать видео. Создаем тренды. Рефлексия.
Контроль
Создание проекта с использованием темы, добавлением видеоклипов и переходов на выбор
(ПК, смартфон).
V.
Основы фотографии (40 ч.)
Теория
Знакомство с правилами пользования фотоаппаратом и особенностями съёмки (Виды
фотоаппаратов. Навыки и умения пользования фотоаппаратом). Настройка фотоаппарата
(Из чего состоит фотоаппарат и как он работает? Что такое хорошая фотография.
Фокусировка. Диафрагма. Светочувствительность. Баланс белого. Экспозиция.
Выдержка.). Как фотографировать, не задумываясь (Точка съёмки. Композиция.
Перспектива и объём. Правила компоновки. Точка съёмки. Перспектива и объём. Правила
компоновки). Жанры фотографий (Пейзаж. Требования и особенности пейзажной съёмки.
Съёмка природы. Требования и особенности пейзажной съёмки. Съёмка воды. Натюрморт.
Предметная фотосъёмка. Съёмка еды. Портрет. Искусство портретной съёмки. Секреты
выразительности фотопортрета. Жанр «Репортаж». Подготовка фотографий к выставке).
Изобразительные средства и выразительные возможности фотографии.
Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий (Знакомство с Adobe Photoshop.
Изучение строки меню и меню файл и редактирование. Знакомство с меню выделение,
фильтр, вид и окно. Редактирование фотографий- пробников. Наложение слоёв на фотопробники. Понятие о коллаже. Цифровой фотомонтаж изображений ой монтаж). Основные
правила фотосъёмки на мобильное устройство. Оборудование и аксессуары для
мобильной фотосъемки. Планы съёмок. Мобильные приложения для обработки фото.
11

Практика
Поиск хорошего света в помещении и на улице в разное время. Самостоятельная
фотосъёмка (индивидуальный портрет, во весь рост, головной, поясной, погрудный,
поколенный, с руками, фас, профиль, три четверти, групповой и т.п.). Обработка
фотографий. Самостоятельная съёмка. Обработка фотографий в Lightroom и Photoshop.
Разбор работ. Самостоятельная работа - съёмка еды дома, зданий. Самостоятельная съемка
на телефон. Анализ приложений для обработки фото.
Контроль
Создание проекта «Я вижу через объектив…»
VI.
Итоговое занятие (2 ч.)
Рефлексия, тестирование, медиакросс.








1.4. Планируемые результаты
Обучающиеся
Знают: систему работы медиажурналистики, ее жанры, приемы постановки и монтажа, что
такое «медиабезопасность», «медиаграмотность»;
Умеют: работать с теле- и фотокамерой; создавать сценарий, соответственно вести себя
на камеру, генерировать нейросети.
Имеют опыт: самостоятельного разбора текста для записи рубрики, создание сценария,
проведения интервью, монтаж в мобильном приложении.
У воспитанников: совершенствуется культура речи, расширяется кругозор.
Личностные качества: коммуникативность, раскрепощение, креативность.
Социально-значимые компетенции: общение, сотрудничество, взаимодействие как со
взрослыми, так и со сверстниками.

12

2.2. Условия реализации программы
Программа реализуется на базе МБОУ ДО «ЦДОД» с.Первомайского.
Материально-техническое обеспечение
№ Наименование

Количество(шт.) Применение
Пространственные условия
Проведение
занятий
1 Учебный кабинет
теоретической
и
практической
направленности,
согласно программе
Столы
2
10
3 Стулья
Материалы и оборудование для проведения занятий
Проведение
1 Ноутбук
теоретических занятий
1
Проведение
2 Точка доступа в Интернет
дистанционной формы
обучения
1
Для
проведения
3 Видеокамера
практических занятий
1
Для
проведения
4. Штатив
практических занятий
Кадровые: педагог дополнительного образования (редактор, главный режиссер, монтажер)
Кравалис Анна Константиновна, высшее образование, стаж педагогической работы – 8 лет
Организационно-педагогические:
Сотрудничество с педагогами из других объединений направления «медиа»;
Сотрудничество с представителями власти, общественных организаций, молодежных
объединений, учреждений культуры, образования.
2.3. Формы мониторинга качества освоения образовательной программы
В любом виде деятельности необходим контроль. Целью контроля является определение
качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и
корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности.
Входная диагностика (сентябрь): собеседование, анкетирование, наблюдение.
Проводится для анализа данных: выявления мотивации и желаемого конечного результата
обучающихся: чему он хочет научиться. Входная диагностика проводится для выявления
уровня ЗУН в данной области.
Текущий мониторинг: практическое задание, рефлексия, дебаты.
Проводится для контроля степени освоения ЗУН.

13

Промежуточная аттестация по итогам полугодия (декабрь-январь): тестирование,
беседа-обсуждение, защиты творческих проектов, тематический контроль.
Проводится рефлексия – обсуждение в форме круглого стола: чему научились за данный
период времени?
Аттестация по итогам учебного года (май): рефлексия, тестирование, создание и монтаж
сюжетов и репортажей, социальных роликов, написание статей, заметок, редактирования
текстов для рубрик.
Проводится анализ освоения программы: чему научились за год?
Диагностические средства.
Мониторинг освоения программы.
I этап. Полученные знания и умения проверяются в ходе:

проведения семинаров – практикумов по теме «Особенности жанра» (по выбору);

самостоятельной творческой работы;

грамотного чтения закадрового текста;

участия в тематических конкурсах районного масштаба.
II этап. Полученные знания и умения проверяются в ходе:

проведения ролевой игры с обучающимися с позиций реального или
вымышленного лица;

подготовки к встрече и общения с интервьюируемым;

введения видеосъемки и монтажа;

участия в конкурсах окружного, регионального масштаба.
III этап. Полученные знания и умения проверяются в ходе:

написания журналистских материалов (статей, очерков, заметок);

компановки видеосюжетов;

корректорской правки материалов;

производства телевизионных сюжетов;

участия в областных, российских, международных конкурсах видеотворчества,
акциях и проектах.
2.4. Формы фиксации результатов
Журнал учета работы педагога в объединении;
Карта результативности освоения образовательной программы (Приложение 1)
Медиа-архивы.
2.5. Оценочные материалы
Проводится на основе анализа данных мониторинга критерий оценивания уровня освоения
образовательной программы и динамики личностного продвижения обучающего
(Приложение 3)

14

2.6. Методическое обеспечение
- Советы начинающему журналисту.
- Конспект занятия «Берем интервью. Виды интервью».
- Методическое пособие «Культура речи в СМИ».
- Сборник материалов «Основы тележурналистики и телерепортажа».
- Профессиональная этика. Права и обязанности журналиста.
- Творческие задания для журналистов.
- Тренинги для юных журналистов.
- Упражнения и задания по журналистике.
- Упражнения на креативность.
- Материал «Управление эмоциями и чувствами».
- Методическая разработка по теме «Разные формы дискуссий» автора программы.
- Методическое пособие «Игры на взаимодействие и сплочение коллектива» автора
программы.
- Методическое пособие «Развитие творческого мышления обучающихся» автора
программы.
- Методическая разработка «Ясная и верная передача мыслей автора» автора программы.
- Материалы к практическим и лабораторным занятиям:
o
Жанры и функции телевидения.
o
Телевизионный сценарий.
o
Речь журналиста в эфире.
o
Телевизионный сюжет.
o
Этика журналиста.
o
Методические рекомендации для юных тележурналистов
«Я – журналист»
- Методическое пособие «Простейшие советы телеоператорам». Институт прикладных
видеотехнологий компании «Soni» .
- Советы тележурналисту. Майкл Делахей, Би-Би-Си.
- Техника интервью. Элвуд Элроу, Американский институт печати.
- Учебное пособие для старшеклассников «Что такое журналистика».
- Пособие для начинающих репортеров «Приготовились, начали!». М. «Изобразительное
искусство, 1997.
- Учебно-практическое пособие по обучению азам журналистского мастерства.
И.Ю.Карелин
Наглядный материал

Наглядный материал по теме: «Значение жестов, мимика, жестов, интонации для
взаимопонимания детей» автора программы.

Видеоматериалы со слетов юных журналистов;

Группы медиа в ВК;

Рубрики телестудии «МедиаЛис».
Раздаточный материал

Статьи разных жанров.

Таблица «Эмоции и чувства».
Диагностический материал

Тест Спилберга Ч.Д.

Тест Дереклеевой Н.И. «Недописанный тезис»

Тест Р.С. Немова, тест «Умеете ли вы работать в коллективе»

Тест «Ваш творческий потенциал»

Адаптированный тест Г.Девиса

Тест «Ты – творческая натура?»

Методика А.Н. Лутошкина
15




Метод социометрии Дж. Морено
Методика Л.В. Байбородовой

16

2.7.Список литературы
Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. - М., 1987.
Васильева Л. А. Делаем новости! – М., 2002.
Головин Б.Н. «Основы культуры речи». – М., 1988 г.
Гольдин В.Е. Речь и этикет М. Просвещение 1983;
Горохов В. М. Проблемы журналистского мастерства. М., 1972
Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публистических, жанров. - М.,

1.
2.
3.
4.
5.
6.
1969.
7.
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М.,
2011.
8.
Кузнецов Г. Журналист на экране. М. 1985.
9.
Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ. Учебное пособие. – М., 2000.
10.
Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. Пособие для ВУЗов.
Серия: «Практическая журналистика». - М., 2002.
11.
Лазутин Г.В. «Профессиональная этика журналиста». – М., 2000 г.
12.
Лупьян Я. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск, 1990.
13.
Леонтьев А. Психология общения. М. 1997.
14.
Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 2007.
15.
Одинцов В.В. «Стилистика текста». – М., 1980 г.
16.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. - М., 2003.
17.
Равенский Ю.И., Богданова Г.А. «Развивайте дар речи». – М., 1990 г.
18.
Рощин С. Психология и журналистика. М. 1989 г.
19.
Сагал Г. «Двадцать пять интервью». – М., 1978 г.
20.
Саппак В. Телевидение и мы. М. 1963. г.
21.
Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения». – М., 1989 г.
22.
Цейтлин С.Н. «Речевые ошибки и их предупреждение». – М., 1982 г.
23.
Шерковин Ю. Процессы памяти и массовая коммуникация. М. 1983.
24.
Энциклопедический словарь юного филолога.-М., 1984.
Рекомендуемая литература для обучающихся и педагогов
1.
Жанры радио- и тележурналистики: методические указания/ сост. В. В. Захаров. –
Тамбов, 2010.
2.
Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист.
3.
Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М., 1993
4.
Материалы сайта http://studio-45y.narod.ru/index.html
5.
Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика: учебник для ВУЗов СПб.:
Питер, 2003
6.
Рейнбоу В. Видеомонтаж и компьютерная графика. СПб.: Питер, 2005г
7.
Симаков В.Д. Внимание, снимаю! // Искусство в школе. - 2006, №2, С. 34-39, и №3
8.
Симаков В.Д. Когда в руках видеокамера // Искусство в школе. - 2006. - № 1. - С. 5556
9.
Симаков В.Д. Программа «Кинооператорское мастерство». - М., 2 издание 1990 г.
10.
Компьютерные программы: Vegas Pro 14. Русская версия. Adobe Premiere.
11.
Кузнецов Г.В. Как работают журналисты ТВ. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск.
ун-та, 2000.
12.
Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. – М.,
Высшая школа, МГУ, 2002. http://evartist.narod.ru/text6/23.htm
13.
Лукина М.М., «Технология интервью», М, 2005.
14.
Соколов А. Г., «Монтаж», Часть 2, М. 2000.
15.
Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. – М., 2008. http://journ-port.ru/publ/28-10-176
16.
Фихтелиус Э., «Десять заповедей журналистики», Стокгольм, 1999.
Демонстрационные ролики
17

1.
Андрей
Максимов.
Мастер-класс.
Как
взять
интервью.
http://salesreport.ru/2011/03/06/андрей-максимов-мастер-класс/
2. Детская журналистика. Блогинг. Медиа https://vk.com/detskayajournalistika
3.
Локтев Д. EuroNews: работа редакторов и выпускающих.
4. Обучающие ролики РДДМ Медиа https://vk.com/video/@rddm_media
5.
Учебный проект. Как делать телевидение. 8 серий. Телеканал BBS.

18

Приложение 1
Карта
результативности освоения образовательной программы «Телестудия МедиаЛис»
за 20_-20_
Педагог__________
Группа 1 года обучения
СП

Указывается процент от общего количества воспитанников

Достижения обучающихся
Указывается количество призовых
мест по каждой позиции

объединения по каждому уровню

1.
2.
3.
4.
5.
6.

19

8-10 б

6-8 б

компетенции

3-6 б

ность

0-3 б

Социальные

8-10 б

Воспитан

6-8 б

0-3 б

8-10 б

6-8 б

3-6 б

Личностные
свойства и
способности

0-3 б

8-10 б

6-8 б

3-6 б

Общеучебные
способы
деятельности

0-3 б

8-10 б

6-8 б

3-6 б

ЗУН, предметные
компетенции

Личностное и социальное развитие

3-6 б

Знания и мастерство

0-3 б

8-10 б

6-8 б

3-6 б

0-3 ба

Освоение разделов
программы

7.
8.
9.
10.
Итого

Общие замечания, суждения и выводы
педагога_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________

20

Приложение 2
Индивидуальная карта обучающегося ФИ______________

УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Знания и мастерство

СЕНТЯ
БРЬ

ДЕКАБ
РЬ

МАЙ

Личностное и социальное
Достижения
развитие
Формиров Формиров Формиров Развитие Формиров Участие и
ание
ание
ание
личност
ание
результаты
знаний,
общеучеб общеучеб
ных
социальн
в
умений,
ных
ных
качеств,
ых
конкурсных
навыков
способов
способов
свойств компетен
,
деятельно деятельно
и
ций,
концертных
сти
сти
способно воспитан
,
стей
ность
презентаци
онных
мероприяти
ях

Критерии оценивания
уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения воспитанника

Формирование знаний, умений,
навыков

0-3

менее
1/3

Знание (воспроизводит термины,
понятия,
представления,
суждения,
гипотезы,
теории,
концепции, законы и т.д. )

3-6

1/3 –
1/2

Понимание (понимает смысл и
значение терминов, понятий,
гипотез и т.д., может объяснить
своими словами, привести свои
примеры, аналогии)

баллы (цветовое
обозначение)

Уровень

Освоени
е
раздело
в
програм
мы

Стартовый

Критерии оценивания

Предстартовый

Показатели

Знания и мастерство

Приложение 3

Личностное и социальное развитие
Формирование
общеучебных
способов
деятельности.

Развитие
личностных свойств
и способностей

Воспитанность

Формирование
социальных
компетенций

Выполнение
со
значительной
помощью кого-либо
(педагога, родителя,
более
опытного
воспитанника)

Ниже возрастных,
социальных,
индивидуальных
норм.

Знание
элементарных норм,
правил, принципов

Знание
элементарных
норм,
правил,
принципов

Выполнение
с
помощью кого-либо
(педагога, родителя,
более
опытного
воспитанника)

В соответствии с
возрастными,
социальными,
индивидуальными
нормами

Усвоение,
применение
элементарных норм,
правил, принципов
по
инициативе
«извне»
(педагог,
родители,
референтная
группа)

Усвоение
элементарных
норм,
правил,
принципов
по
инициативе
«извне» (педагог,
родители,
референтная
группа)

более
1/2 –
2/3

Применение,
перенос
внутри
предмета (использует знания и
умения в сходных учебных
ситуациях)

Выполнение
при
поддержке, разовой
помощи,
консультации коголибо

В соответствии с
возрастными,
социальными,
индивидуальными
нормами

Эмоциональная
значимость
(ситуативное
проявление)

Эмоциональная
значимость
(ситуативное
проявление)

8 - 10

2/3 практич
ески
полност
ью

Овладение,
самостоятельный
перенос на другие предметы и
виды деятельности (осуществляет
взаимодействие уже имеющихся
знаний, умений и навыков с вновь
приобретенными; использует их в
различных ситуациях;

Самостоятельное
построение,
выполнение
действий, операций.

Выше возрастных,
социальных,
индивидуальных
норм.

Поведение,
построенное на
убеждении;
осознание значения
смысла и цели.

Поведение,
построенное на
убеждении;
осознание
значения смысла и
цели.

Продвинутый

Базовый

6-8

уверенно
использует
ежедневной практике)

в

23

Приложение 4
Журналист-тест
1. Любишь ли ты сочинять разные истории?
Да, просто обожаю! (А)
Когда есть настроение, сочиняю... (Б)
Я лучше подыщу себе занятие получше! (В)
2. Ты пишешь стихи?
Нет, и не собираюсь (В)
Ну, если не считать тех семь стихотворений... (Б)
Да, я начинающий поэт! (А)
3. Говорят ли тебе, что у тебя дарование быть журналистом?
Иногда говорят (Б)
Это все окружающие мне твердят, да и я тоже такого мнения (А)
Никто не говорил... ну и не надо! (В)
4. Как у тебя успехи с литературой и русским языком?
Все О'кей, учусь на отлично (А)
Да так себе... (Б)
Лучше не спрашивать, ненавижу эти два предмета! (В)
5. Кто-то из твоих родных работает в этой сфере?
Абсолютно никто, но я буду первопроходцем! (В)
Да у нас целая династия! (А)
Мама/отец журналист (Б)
6. Ты любишь иностранные языки?
Нет, они мне как-то не по душе (В)
Я неплохо знаю английский... в пределах школьной программы(Б)
Да, иностранные языки -- мой самый любимый предмет! (А)
7. Тебя часто просят выступить на концертах?
Да, почти всегда обращаются именно ко мне (А)
Да, я пою в хоре (Б)
Увы, но на сцене мне бывать не приходилось ни разу (В)
8. У тебя много друзей?
Мне много не нужно, хватает и моих двух самых верных товарищей (Б)
Нет, сейчас у меня нет друзей. Надеюсь, скоро появятся (В)
Меня всегда окружают друзья, я с легкостью могу расположить к общению любого (А)

Приложение 5

План воспитательной работы педагога Кравалис А.К.
на телестудии «МедиаЛис»
Работа по профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ
Цель: Сформировать сознательное отношение ребенка к своему здоровью как к
естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
Задачи: Активизировать познавательную деятельность учащихся;
Пропагандировать здоровый образ жизни.
№

Мероприятие

Задачи

Форма
проведения

Сроки
проведения

1

«Профилактика
вредных привычек
в воспитательном
процессе»

Формирование у
детей здорового
образа жизни

Презентация

Октябрь

2

Всемирный «День
здоровья»

Заинтересовать
учащихся
изучением
вопросов
здоровья

Беседа

Апрель

3

Безопасность
детей в интернете.

Дать детям
знания о
простейших
правилах
пользования
интернета

Презентация

Ноябрь

Отметка об
исполнении

Гражданско-правовое

№

Цель: Социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях
современной действительности.
Задачи: Познакомить учащихся с правами и обязанностями учащихся
Мероприятие
Задачи
Форма
Сроки
Отметка об
проведения
исполнении
проведения

1

«Что я имею
право делать в
медиа»?

Изучить
нормативные
документы в
направлении
«Медиа»

Практическая
работа в сети
Интернет

Октябрь

2

День
Конституции
РФ

Познакомить
со сводом
законов
обучающихся
телестудии

Запись видео

Декабрь

25

3

«Права
ребенка»

Ознакомить
детей с
Конвенцией о
правах ребенка

Беседа

Апрель

Нравственно-этическое воспитание
Цель: Создание нравственно-эмоциональной благоприятной среды для формирования
коллектива и развития личности в нем.
Основной целью нравственного воспитания является формирование личности
устремлённой к добру.
Задачи:
 формирование нравственного сознания;
 поддержание процесса формирования нравственных убеждений, ценностей,
определяющих стойкое позитивное отношение к добру и негативное отношение к
злу;
№
Мероприятие
Задачи
Форма
Сроки
Отметка об
проведения
исполнении
проведения
1

Международный
день пожилого
человека

Привлечь
внимание
учащихся к
проблемам людей
пожилого
возраста

Эссе
«Старость в
жизни
человека»

Октябрь

2

«Одиннадцать
способов ладить
со всеми людьми»

Укреплять
благоприятный
климат в
коллективе

Презентация

Апрель

3

«День матери»

Укрепление
взаимоотношений
в семье,
повышение роли
матери

Творческое
задание

Ноябрь

4

Нравственные
идеалы

Формировать
положительную
оценку качества

Беседа

Январь

5

«Что такое
человечность?»

Воспитать у детей
понимание
сущности
сознательной
дисциплины
культуры
поведения.

Беседа,
поиск идеи
для
социальной
рекламы

Февраль

4

«Легко ли быть
хорошим?»

Формирование
этических норм и
правил поведения
в социуме.

Беседа, опрос
населения

Март

26

Закрепление
представления о
нравственном
поведении в
социуме.
Гражданско- патриотическое воспитание
Цель: Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства
сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции;
Задачи: Воспитание гражданской ответственности достоинства, уважения к истории и
культуре своей страны.
Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к
общественным ценностям – сохранение окружающей среды, природы,
№ Мероприятие
Задачи
Форма
Сроки
Отметк
проведения
а об
проведени исполне
я
нии
1

Международн
ый день мира

Воспитание патриотизма,
гражданственности,
активной жизненной
позиции.

Презентация

Сентябрь

2

День памяти
жертв
политических
репрессий

Напомнить обучающимся
о данном событии в
истории

Митинг с
возложением
цветов

Октябрь

3

«День
народного
единства»

Запись
видео/Игра
«Скажи на
разных языках»

Ноябрь

4

Символы моей
родины

Презентация
Беседа

Февраль

5

Первомайцы в
годы ВОВ

Беседа,
презентация

Май

Воспитание
учащегося в духе
демократии,
свободы,
личностного
достоинства,
уважения прав
человека,
гражданственности
, патриотизма.
Способствовать
воспитанию у детей
чувства патриотизма,
ценностного к
природному и
культурному наследию
родного края, родной
страны.
Воспитание патриотизма,
гражданственности,

27

активной жизненной
позиции.
6

День Победы

Воспитание патриотизма

Митинг у
памятника
неизвестному
воину,
возложение
цветов

Художественно - эстетическое воспитание
Цель: Создание условий для формирования и развития ценностных отношений к
окружающему миру через основополагающие направления воспитательной работы.
Задачи: Формировать художественно-эстетический вкус учащихся
Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление
№ Мероприятие
Задачи
Форма
Сроки
Отметка об
проведения
исполнении
проведения
1

«Знакомство с
телевидением»

Способствовать
развитию у детей
познавательного
интереса к
телевизионному
искусству

Презентация

Сентябрь

2

«Я и моя роль
на ТВ »

Сформировать
понятие о роли
на ТВ,
воспитывать
культуру
поведения,
общения.
Ознакомить с
творчеством,
научить видеть
прекрасное в
повседневной
жизни

Презентация

В течение
года

Презентация

Октябрь

Воспитывать
желание
проявлять
творческую
инициативу,
предоставив для
этого равные
возможности
всем детям..
Развитие
эмоционального
опыта детей

Интерактивная
игра

Декабрь

Презентация

Апрель

3

4

5

«Устное
народное
творчество»

«Новогодние
приключения»

«День смеха»

Беседа

28

6

«О прошлых
тех годах»

Знакомство с
поэзией о ВОВ

Мини-конкурс
в группе

Май

Экологическое воспитание
Цель:
Создание условий для повышения общей экологической культуры учащихся, воспитание
чувства бережного отношения к родной природе и повышения экологической
грамотности.
Задачи: Воспитание экологической культуры поведения человека, ответственного
отношения и стремления сохранить окружающий мир природы в первозданном
виде.
Привлечение внимания родителей, общественных организаций и органов власти к
проблемам экологического и гражданского воспитания школьников
№

Мероприятие

Задачи

Форма
проведения

Сроки
проведения

1

«Этот день
календаря»

Привлечение
внимания к
окружающей
среде

Создание
рубрики

В течение
года

3

«День земли»

Развитие у детей
эмоциональной
отзывчивости,
расширение
кругозора

Презентация

Февраль

Воспитывать
бережное
отношение к
птицам в разные
времена года.

Создание
кормушек для
птиц

4

«День птиц»

Отметка об
исполнении

Беседа

Апрель

Работа с родителями
Цель: Привлечь родителей к проблеме полноценного воспитания детей и вооружить их
необходимыми знаниями.
Задачи: Привлечь родителей к совместной организации досуга детей.
Проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями.

№

Мероприятие

Организация работы с родителями
Задачи
Форма
Сроки
проведения
проведения

29

Отметка об
исполнении

1

«Роль семьи в
формировании
интересов и
увлечений
ребенка»

Взаимодействия
и установление
контакта
родителей и
педагога

Беседа

В течении
года

2

Формировать
уважение к
членам семьи

Привлечь
родителей к
совместной
деятельности и
организации
досуга детей

Беседа

В течении
года

3

Формирование
банка данных о
детях и семьях

Опрос. Договор с
родителями,
заявление

№

Мероприятие

Анкета.
Сентябрь
Договор с
Октябрь
родителями,
заявление
Профориентационная работа
Цель: Определение интересов учащихся.
Задача: Оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи

Форма
проведения

Сроки
проведения

1

«Кем быть в
медиа?»

Оказание
профориентационной
поддержки учащимся
в процессе работы

Беседа

В течение
года

2

«Нужно
выбрать
верную
дорогу».

Оказание
профориентационной
поддержки учащимся
в сфере будущей
профессиональной
деятельности

Беседа, игра

В течении
года

30

Отметка об
исполнении


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».