С песенкой по лесенке

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области

Принята
На заседании методического совета
От 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю:
Директор МБОУ ДО « ЦДОД»
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности
«С песенкой по лесенке»
Возраст обучающихся – 7-14 лет
Срок реализации – 4 года

Автор: Мальцева Эльвира Игоревна,
педагог дополнительного образования

с. Первомайское, 2024
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………......3
Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы..…………...13
Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал», 1 модуль ……...…...15
Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал», 2 модуль …...............16
Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал», 3 модуль .. ..............17
Учебно-тематический план по дисциплине «Сценическое движение», 3 модуль …...19
Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал», 4 модуль .. ..............20
Учебно-тематический план по дисциплине «Сценическое движение», 4 модуль …...21
Содержание программы по дисциплине «Эстрадный вокал», 1 модуль………….…...22
Содержание программы по дисциплине «Эстрадный вокал», 2 модуль………….…....25
Содержание программы по дисциплине «Эстрадный вокал», 3 модуль………….…...27
Содержание программы по дисциплине «Сценическое движение», 3 модуль………..30
Содержание программы по дисциплине «Эстрадный вокал», 4 модуль………….…...31
Содержание программы по дисциплине «Сценическое движение», 4 модуль………..34
Комплексное методическое обеспечение дополнительной образовательной
общеразвивающей программы …..………………………………………………...……..35
Условия реализации программы………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………………....36
Приложения……………………………………………………………………..………....38
Приложение 1. «Мои достижения» ……………………………………………………...38
Приложение 2. План воспитательной работы вокальной студии «Синяя птица»..……39
Приложение 3. Диагностические материалы ……………………………………………40
Приложение 4. Система мониторинга и диагностики результативности программы
дополнительного образования «С песенкой по лесенке»……..…………………..…….41

2

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
являются:
 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу
до 2036 года»
 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р, с изменениями на 15 мая 2023 года);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 21 апреля 2023 года);
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (приложение к письму
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242);
 Программа воспитания МБОУ ДО «ЦДОД» с Первомайское на 2024-2025 уч. г.
(Пр. № 56 – о от 12.08. 2024)
Музыка всегда была и остаётся видом искусства, обладающим особой силой
эмоционального воздействия на человека, именно поэтому она может играть
огромную роль в воспитании детей и юношества. Одна из форм музыкального,
эстетического воспитания – это индивидуальное занятие вокалом. Пение
пробуждает лучшие моральные качества ребенка, формирует музыкальный вкус,
потребность в общении с миром искусства.
Формирование музыкального сознания учащихся опирается на следующие
виды музыкальной деятельности:
3

• музыкально-эстетическое восприятие;
• вокальное исполнительство.
Воспитание эстетического восприятия, музыкального вкуса ребенка, строится на
прослушивании и исполнении народной, классической и современной
отечественной и иностранной музыки, самых лучших ее образцов.
Особое место занимает вокальная работа: формируется уровень певческих
навыков, улучшается вокальный звук, развивается чистота интонирования мелодии,
навык правильного певческого дыхания, умение дать оценку своему и чужому
исполнению.
Индивидуальным занятиям вокалом свойственны следующие положительные
особенности, формирующие педагогическую целесообразность программы:
• Получая целенаправленные, построенные на индивидуальном общении,
рекомендации, учащийся имеет возможность раскрыть свои самые лучшие качества
личности, развить свои навыки и умения на самом высоком уровне.
• Сольное пение помогает ребёнку объективно оценивать свои действия,
анализировать и исправлять самостоятельно имеющиеся недостатки.
• Сольные выступления на сцене формируют чувство ответственности,
самостоятельности, умения держаться перед публикой.
По направленностям общеобразовательной деятельности программа является
художественной, по уровню содержания базовой по форме организаций детских
формирований – групповой, по уровню освоения – общеразвивающей.
Актуальность программы:
Актуальность программы заключается в её соответствии требованиям
современного образования детей. В Федеральном компоненте государственного
Образовательного стандарта общего образования одной из целей является
гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностноориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его
творческого потенциала. Программа «С песенкой по лесенке» предусматривает
знакомство с особенностями жанра эстрадной песни; культурным наследием
прошлого и творчеством современных детских композиторов; развитие
музыкальных способностей и вокальных данных; содействие самопознания и
самореализации, развитие творческого потенциала детей через участие в различных
конкурсах и концертных мероприятиях.
Новизна и оригинальность:
Новизна и оригинальность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый ребенок смог
4

бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Основная задача вокальной студии «Синяя птица» - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал.
При этом занятие по вокалу решает оздоровительную задачу. Вокал благотворно влияет на развитие голосового аппарата как для полностью здоровых детей,
так и для воспитанников с речевыми нарушениями, что помогает им строить плавную и непрерывную речь. Пение в группе (ансамбле) помогает снять застенчивость
у ребенка, является источником раскрепощения, отличного настроения, уверенности
в своих силах.
Великий Авиценна считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья
является пение. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!».
Отличительной особенностью программы является то, что её содержание и
материал соответствует базовому уровню сложности. Программа предполагает
использование и реализацию таких форм организации материала, которые
допускают освоение специализированных знаний, обеспечивают трансляцию общей
и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления
программы. Обучение детей в вокальном ансамбле сопровождается с возможностью
получения дополнительных знаний в области сценодвижения, основ музыкальной
грамоты, вокального и музыкального искусства с широким применением в учебновоспитательном
процессе
информационно-коммуникационных,
здоровьесберегающих и игровых технологий.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей детей
средствами вокального искусства.

Задачи программы:
1. Формировать певческие умения и навыки, необходимые для выразительного и
осмысленного вокального исполнения.
2. Развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, певческий голос, творческое
воображение как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.
3. Обогащать словарный запас учащихся на основе использования соответственной
терминологии.
4. Формировать умение работать с фонограммой, микрофоном.
5. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, умения работать в
коллективе.
5

6. Формировать самостоятельность, инициативность и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни.
Образовательные:
• Ознакомительное изучение анатомии голосового аппарата человека;
• Изучение истории и теории музыки, творчества отечественных и зарубежных
композиторов;
• Изучение разных подходов к постановке голоса (классическая и современная
западная и отечественная вокальные школы);
• Формирование практических умений и навыков в области вокального искусства;
Развивающие:
• Развитие голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппарата, развитие
мелодического и гармонического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти,
мелизматики и индивидуального тембра голоса;
Воспитательные:
• Формирование эмоционально – осознанного отношения к музыке
Программа способствует:
- Раскрытию и развитию
потенциальных способностей и возможностей
обучающегося;
- Формированию интереса к художественной деятельности;
- Формированию эстетического вкуса;
- Развитию гармонического и мелодического слуха;
- Развитию вокального слуха, певческого дыхания;
- Совершенствованию речевого аппарата, артистической смелости и
непосредственности ребёнка, его самостоятельности, умению держаться на сцене.
Педагогические принципы программы
- Принцип сознательности и активности. Сознательное и активное отношение учащихся к занятиям, понимание ими существа упражнений, активно заинтересованное
выполнение их ускоряет ход обучения, обусловливает творческое использование
приобретаемых знаний, умений и навыков.
- Принцип систематичности и последовательности. Основным условием для соблюдения рациональной последовательности в процессе обучения являются задания постепенно нарастающей трудности. Несоблюдение принципа систематичности и последовательности приводит к травматизму(потеря голоса). Систематичность предполагает распределение упражнений таким образом, чтобы новые задания опирались на ранее усвоенный материал.

6

- Принцип прочности. Приобретенные знания и навыки требуют закрепления, иначе
они со временем станут менее отчетливым и могут быть утеряны. Поэтому обучение
и тренировка всегда строятся на принципе прочности. Прочность навыков следует
понимать двояко: как сохранение навыков и их устойчивость (сохранение навыка –
это его неизменность в течение долгого времени; устойчивость навыка – это его стабильность, прочность при любых, даже сбивающихся обстоятельствах).
- Принцип доступности – ведущий в сфере работы над репертуаром. Подбираемый
материал должен быть доступен, интересен детям, соответствовать их индивидуальному уровню развития и, в то же время, быть нацеленным на область «перспективного развития».
Организация образовательного процесса
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные
методы обучения. Как правило, сочетаются словесные и практические методы
работы.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового
материала, информация познавательного характера по выполняемой теме.
Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи
занятия.
Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и
сопровождается вопросами к обучающимся. Объясняется технологический процесс
изготовления работы, её особенности. Практика является естественным
продолжением
и
закреплением
теоретических
сведений,
полученных
обучающимися. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание
выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и
умений, а также самоконтролю на основе правил задания.
Для преодоления учащимися затруднений в процессе работы педагог
оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и
разные виды помощи. Это:
- стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию
собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);
- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого,
одобряющие или порицающие действия ребенка);
- направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при
которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь
направляет действия ребенка).
В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат.
Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою
7

собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или
работами других детей.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям учитываются
возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и
навыки.
Младшие школьники быстро утомляются. Чем младше ребенок, тем больше
времени отводится выполнению практических заданий. Отдельные части занятия не
должны быть затянуты по времени.
Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических
навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов,
используемых в конце периода обучения.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Выполнение заданий в группе иногда проходит неравномерно. Поэтому
руководитель проводит индивидуальную работу с учащимися, дополнительно
объясняя задание, помогая его выполнить.
Нормативно-правовые
основания
проектирования
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для детей:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (изменения
от 15 мая 2023 года № 1230-р);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации № 678-р от 31 марта 2022 г.
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года» (изменения от 15 мая 2023 года № 1230-р);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 №309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»;

8

- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467"Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей" (изменения от 02.02.2021 №38, от 21 апреля 2023 года)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Устав МБОУ ДО «ЦДОД»
- «Положение
о формах, периодичности и порядке текущего контроля,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» от 01.03.2023 № 18-О
- «Правила внутреннего распорядка для обучающихся муниципального бюджетного
образовательного учреждения
дополнительного образования
«Центр
дополнительного образования для детей» от 01.03.2023 № 18-О
- «Положение об организации образовательного процесса и режиме занятий» от
01.03.2023 № 18-О

Механизм реализации
дополнительной образовательной программы
Учебная деятельность
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое
разрешение в условиях вокальной студии «Синяя птица». Открытие в себе
неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе,
творчестве, в общении с окружающими.
9

Данная программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 14 лет и
реализуется в свободное от занятий время.
Продолжительность обучения рассчитана на четыре года. Для каждого года
обучения поставлены конкретные цели, задачи и определенные прогнозируемые
результаты, которые позволяют осуществлять контроль динамики роста
профессионального уровня учащихся. Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл.
2, ст. 17, п. 2).
Занятия в группе первого года обучения проходят два раза в неделю по 3 часа
(в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Объем программы составляет 876 учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы. Из них по дисциплине
«Эстрадный вокал» 840 часов, по дисциплине «Сценическое движение» — 36 часов.
В группу первого года принимаются все желающие, специального отбора не
производится, учитываются лишь результаты входящей диагностики ребёнка.
В группу второго года могут поступать как вновь прибывшие после
специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего
развития и интереса, или дети, прошедшие курс первого года обучения.
Третий и четвертый года обучения направлены на индивидуальный подход и
творческие разработки.
Занятие проводится в составе группы до 10 человек. Имеют место
индивидуальные занятия при наличии индивидуального образовательного
маршрута.
Количественный состав группы выбран не случайно, исходя из опыта работы
и наличия оборудования в студии и в связи с индивидуальным подходом обучения
учащихся, преследуя цель в достижении лучших результатов.
Тематическое планирование занятий обучения по курсу «Эстрадный вокал»
включает в себя изучение дополнительной дисциплины – «Сценическое движение»,
важнейшей составляющей внешней техники певца, владеть которой необходимо.
Формы и методы работы:
Реализация программы выстраивается на основе применения информационнокоммуникационных, здоровьесберегающих и игровых технологий и методов
обучения, стимулирования, организации деятельности и воспитания.
Методы обучения: репродуктивный (педагог сам объясняет материал);
объяснительно-иллюстративный; проблемный (педагог помогает в решении
проблемы); поисковый; эвристический (изложение педагога + творческий поиск
детей).
Методы вокальной работы: концентрический, фонетический, объяснительноиллюстративный, метод мысленного пения, сравнительного анализа, методы
повторения и закрепления вокальных упражнений.
10

Методы стимулирования музыкальной деятельности: создания ситуации
успеха, формирования положительной мотивации, эмоционального воздействия,
создания игровой ситуации, сравнения.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
поручение; упражнение; коллективная творческая деятельность.
Методы стимулирования: поощрение; одобрение; награждение.
Методы эстетического воспитания: метод пробуждения ярких эстетических
эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; метод побуждения
к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем
мире; направленный на формирование эстетического вкуса; метод разнообразной
музыкальной практики; метод сотворчества (с педагогом, сверстниками); метод
нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций.
Структура занятий:
Музыкальная гимнастика, распевание:
 артикуляционная гимнастика;
 упражнения для разогрева голосового аппарата
Теоретический материал:
 беседы по темам разделов программы: «Певческий голос», «Дыхание», «Звукообразование»
Слушание произведения:
 слушание;
 беседа о содержании
Разучивание партий:
 пропевание отдельно партий и их разучивание;
 проверка партий;
 работа с солистами
Работа над строем, динамикой исполнения:
 работа над ансамблем исполнения;
 отработка динамических оттенков в произведении;
 отработка эмоционального настроя;
 работа над артистичностью исполнения
Движение под музыку:
 использование элементов ритмики, сценического движения при пении
Пение по желанию:
 пропевание выученного материала;
 пропевание с солистами;
 пропевание по партиям
Музыкальная игра:
11

физминутки;
 хороводы;
 музыкально-ритмические движения;
 игры с пением;
 психологические игры на сплочение коллектива;
 пальчиковые игры.
Концертное исполнение:
 итоговый показ – концерт;
 выступление на праздниках и развлечениях;
 выступление перед родителями;
 участие в конкурсах, фестивалях


Воспитывающая деятельность
Воспитательный процесс включает в себя основные формы деятельности:
- сотрудничество с родителями;
- проведение бесед, посвященных ЗОЖ, профилактике правонарушений;
- организация игр на переменах;
- организация прогулок в рощу, игровую площадку, цветник;
- участие в делах и мероприятиях ЦДОД;
- анкетирование, наблюдение, психолого-педагогические тренинги;
- беседы на тему «Нормы поведения», «Вандализм», правила поведения на улице с
незнакомыми людьми;
- цикл бесед «Диалоги о главном» - анализ жизненных ситуаций и конструктивное
их решение.
Работа по воспитательной деятельности делится по следующим разделам:
- Психолого-педагогическое сопровождение;
- Спортивно-оздоровительный;
- Культурно-досуговой;
- Работа с родителями;
- Художественно-эстетический;
- Нравственный.
Работа с родителями
Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребенке сама по себе, а
рождается благодаря чутким рукам родителей.
Как воспитательный фактор семья занимает значительно более высокое место,
чем школа или другие общественные институты формирования личности.

12

Путь к творчеству поможет ребенку активно преобразовывать
действительность, легко адаптироваться к любым условиям и жить полной и
счастливой жизнью. Этот долгий путь начинается с раннего детства. Поэтому
немаловажно поддержать родителям своих детей в младшем школьном возрасте,
когда они еще могут оказывать существенное влияние на формирование личности
ребенка, слово и мнение их пользуется авторитетом у детей.
В процессе реализации
программы учитывается психологические
особенности детей младшего школьного возраста и поэтому родители обучающихся
постоянно привлекаются к организации учебно-воспитательного процесса. Члены
семьи приглашаются на организованные концерты и конкурсы в объединении,
привлекаются в качестве жюри. Систематически проводятся индивидуальные
консультации, даются рекомендации. По желанию родители могут присутствовать
на занятии.
Большинству родителей хочется видеть своего ребенка художественно
одаренным, эстетически тонким и воспитанным.
Успешному эстетическому развитию способствует богатство сенсорной
культуры (наличие музыкального слуха, чувство цвета, ритма, развитость обоняния
и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетическую
ценность предметов и явлений окружающего мира и т.д. Педагог, используя
потенциал своей программы, стремится создавать условия для эстетического
развития своих обучающихся. Это систематические экскурсии и прогулки на
свежем воздухе, на которых дети учатся понимать, ценить и беречь родную природу,
этические беседы о культуре поведения в объединении, дома, на улице; обучение
правильному общению с книгой; при проведении мастер-класса по ДПТ и
изготовлении поделок, макетов, моделей большое внимание на занятии уделяется
аккуратности, гармоничности, развитию чувство красоты.
Развивающая деятельность
- посещение РМЦНТиОД, ДШИ.

Планируемые результаты освоения учащимися содержания дополнительной
общеобразовательной программы
В ходе реализации данной программы учащиеся успешно овладевают
предметными образовательными компетенциями, которые позволят в дальнейшем
получить социальный опыт, навыки жизни и практической деятельности в
современном обществе, также у учащихся формируются следующие компетенции.
13

Ценностно-смысловые: способность видеть и понимать окружающий мир,
осознавать свою роль и предназначение.
Общекультурные: умение организовать свободное время; наличие внутренних
мотивов личности для занятий вокалом; проявление интереса к собственной
деятельности.
Учебно-познавательные: готовность к восприятию информации; умение
отличать реальные события от домыслов.
Информационные: умение усваивать нужную информацию из разных
источников
Коммуникативные:
приобретение
и
развитие
коммуникативных
способностей, активности, сообразительности; умение взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми.
Личностного самосовершенствования: развитие личностных качеств,
саморегуляции, самоконтроля, самооценки, самоорганизации.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
дополнительного образования «С песенкой по лесенке», предполагает комплексный
подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения
обучающимися.
Применяются следующие виды контроля и аттестации:
Входящая диагностика

Изучение стартового уровня знаний, умений и навыков по
выбранной дисциплине, уровня мотивации к занятию
творчеством.
Текущий контроль
Изучение уровня освоения тем образовательной программы.
Промежуточная
Оценка качества освоения образовательной программы по
диагностика,
итоговая итогам учебного года.
диагностика

Формы контроля и аттестации
Проверка теоретических Компьютерное тестирование, опрос, анкетирование.
знаний
Проверка практической Концертно-исполнительская
деятельность,
подготовки
музыкальных произведений.

сдача
14

Оценка результативности выполнения программы осуществляется в
соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ ДО «ЦДОД». В
соответствии с Положением выделены три уровня освоения учащимися
образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.
Учащиеся оцениваются по следующим критериям: уровень освоения
теоретического материала; чистота вокального интонирования; степень сложности
исполняемого репертуара; выразительность, осознанность исполнения; прилежание,
работоспособность, дисциплинированность, активность на занятиях и в рамках
концертно-исполнительской деятельности.
Оценивания практических навыков осуществляется по критериям:

уровень ниже среднего ставится учащемуся, если в процессе обучения и на
итоговом занятии продемонстрировал: неточное интонирование мелодии исполняемого произведения, с большим количеством ошибок; неуверенное знание слов или
мелодии исполняемой песни; не эмоциональное, не осознанное исполнение музыкального репертуара; низкая работоспособность, пассивность на занятии; плохое
владение навыками слухового контроля за собственным исполнением;

средний уровень учащийся получает, если в процессе обучения и на итоговом
занятии продемонстрировал: недостаточно точное воспроизведение музыкального
номера ритмические, интонационные неточности, небольшие текстовые погрешности, не совсем точное использование различных выразительных средств; владение
различными видами звуковедения, дыхания, атаки; средняя работоспособность, активность на занятиях;

высокий уровень ставится учащемуся в том случае, если в процессе обучения
и на итоговом занятии он продемонстрировал: уверенное и интонационно точное
исполнение музыкального произведения с учетом всех пожеланий и рекомендаций
педагога; твёрдое знание слов или мелодии исполняемой песни; владение навыкам
слухового контроля за собственным исполнением; эмоциональное и выразительное
исполнение музыкального номера; трудолюбие и дисциплинированность на занятиях.
Оценивания теоретических знаний осуществляется по критериям:

уровень ниже среднего — получает учащийся в том случаи, если допущены
три или более ошибок при выполнении теоретических заданий;

средний уровень ставиться учащемуся, если он допустил одну или две
ошибки;

высокий уровень ставиться в случаи выполнения теоретических заданий без
единой ошибки.
Программой предусмотрены диагностические материалы, позволяющие определить достижения учащимися планируемых результатов.
15

Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал»,
1 модуль
№

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
организации

2

—

2

Занятие - лекция

59

14

45

Занятие - лекция

3. Формирование
детского голоса

50

2

48

Занятие – лекция
Практическая
работа

4. Пение учебнотренировочного
материала

45

5

40

Занятие – лекция
Практическая
работа

5. Работа над музыкальным репертуаром

40

6

34

Занятие – лекция
Практическая
работа

6. Концертно-исполнительская
деятельность

10

3

7

Практическая
работа

7. Итоговые
тия

4

Название темы

1. Введение в образовательную
программу
2. Основы музыкальной грамоты

ИТОГО

заня-

210

—

30

4

Практическая
работа

Формы аттестации

Диагностика музыкальных способностей.
Тестирование. Проверка нотных тетрадей. Музыкальные
викторины.
Слуховой контроль
за
звукообразованием. Контроль за
певческой установкой.
Качество выполнения упражнений.
Слуховой контроль.
Опрос. Сдача репертуарного материала.
Музыкальная викторина.
Педагогическое
наблюдение.
Зачет.
Тестирование.
Сдача музыкальных
произведений.

180

Ожидаемые результаты 1 модуля по дисциплине
«Эстрадный вокал».
Учащиеся должны знать:
16







музыкальные термины: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр, тембр, куплет, запев, припев, вступление;
основы музыкальной грамоты, выученные за год;
музыкальные произведения, с которыми познакомились в течение года;
правила пения, певческой постановки и охраны голоса.

Учащиеся должны уметь:
 узнавать освоенные музыкальные произведения (их названия и авторов);
 соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой звука, напевно, легко,
звонко, не форсированным звуком, правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова и правильно делать ударения при пении;
 понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало и окончания
пения;
 выполнять в хлопках простой ритм, отмечать движением руки разную высоту звуков;
 оперировать музыкальными терминами и названиями: лад (мажорный и минорный), нотный стан, ноты 1 октавы, длительности (целая, половинная, четверть,
восьмая), динамические оттенки.
Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал»,
2 модуль
№

Название темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
организации

1.

Основы
музыкальной
грамоты

50

14

36

Занятие лекция

2.

Формирование
детского голоса

84

6

78

3.

Пение учебнотренировочного
материала

24

—

24

4.

Работа
над
музыкальным
репертуаром

38

—

38

5.

Концертноисполнительская
деятельность

6

—

6

Занятие –
лекция
Практическая
работа
Занятие –
лекция
Практическая
работа
Занятие –
лекция
Практическая
работа
Практическая
работа

Формы аттестации

Тестирование.
Проверка
нотных
тетрадей. Музыкальные
викторины.
Контроль за певческой
установкой в процессе
пения. Педагогическое
наблюдение.
Качество выполнения
упражнений.
Слуховой контроль за
интонацией.
Опрос.
Музыкальная
викторина.
Сдача
репертуарного
материала.
Наблюдение.
Зачет.
Итоговый концерт.
17

6.

Игра
на
металлофоне

4

—

4

7.

Итоговые
занятия

4

—

4

ИТОГО

210

20

190

Занятие –
лекция
Практическая
работа
Практическая
работа

Сдача
репертуарного
материала. Опрос
Тестирование
Сдача
музыкальных
произведений

Ожидаемые результаты 2 модуля по дисциплине
«Эстрадный вокал».
Учащиеся должны знать:
 первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;
 слова и мелодию выученных песен за год;
 основные длительности нот и паузы, ноты 1 октавы;
 знаки альтерации, устойчивые, неустойчивые, вводные ступени лада.
Учащиеся должны уметь:
 слышать в произведении лад (мажор, минор)
 петь выразительно и осмысленно, с различными динамическими оттенками.
 оценивать пение своё и товарищей;
 соблюдать певческую установку, правильно дышать, распределять дыхание при
исполнении песен с различными динамическими оттенками;
 петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны;
 охарактеризовать средства музыкальной выразительности: силу звучания
(громко, тихо), регистр (высокий, низкий, средний), темп (быстрый, медленный,
умеренный), мелодию (плавно, скачкообразно), ритм (ровный, пунктирный).
Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал»,
3 модуль
№

1.

2.

Название темы

Основы
музыкальной
грамоты
Организация
музыкальных
познавательных
интересов
учащихся

Количество часов
Всего Теория Практика

40

42
и

6

5

34

37

Формы
организации

Формы аттестации

Занятие - лекция Тестирование
Занятие –
лекция
Практическая
работа

Опрос
Музыкальная
викторина
Педагогическое
наблюдение

18

3.

4.

5.

Пение
учебнотренировочного
материала

Работа
музыкальным
репертуаром

над

Концертноисполнительская
деятельность

42

50

10

6.

Игра
металлофоне

на

7.

Итоговые занятия

—

—

1

42

50

9

4

—

4

4

—

4

Занятие –
лекция
Практическая
работа
Занятие –
лекция
Практическая
работа
Практическая
работа
Занятие –
лекция
Практическая
работа
Практическая
работа

Качество
выполнения
упражнений.
Слуховой контроль
за интонацией.
Сдача
репертуарного
материала
Педагогическое
наблюдение
Итоговый концерт
Наблюдение
Зачет
Сдача выученного
муз. репертуара на
металлофоне
Компьютерное
тестирование
Сдача музыкальных
произведений

ИТОГО

192

12

180

Ожидаемые результаты 3 модуля по дисциплине
«Эстрадный вокал».
Учащиеся должны знать:
 исполнительские коллективы и составы: хор, ансамбли, оркестры: симфонический, духовой и народных инструментов;
 названия тембров женских, мужских, детских певческих голосов;
 простые интервалы и их ступеневую величину;
 выразительные средства музыки.
Учащиеся должны уметь:
 передавать разноплановый характер песни, петь выразительно, с хорошей дикцией.
 петь без сопровождения и под аккомпанемент, не поддерживающий вокальную
мелодию;
 петь чисто одноголосные произведения, исполнять простые двухголосные песни;
 определять на слух интервалы, тембры голосов;
19





охарактеризовать прослушанное музыкальное произведение (средства музыкальной выразительности, музыкальные инструменты);
применить свой музыкальный опыт в жизни.
Учебно-тематический план по дисциплине «Сценическое движение»,
3 модуль

№

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
организации

Формы
аттестации

1.

Вводное занятие.

1

1

—

Занятие –
лекция

Наблюдение.

2.

Сценическая
походка

2

—

2

Занятие –
лекция
Практическая
работа

Наблюдение.

3.

Упражнения
на
растяжку мышц и
суставов.

2

0,5

1,5

Занятие –
лекция
Практическая
работа

Наблюдение.

4.

Упражнения
координацию
пространстве.

на
в

2

0,5

1,5

Наблюдение.

5.

Основы
современного
эстрадного танца
Работа
над
синхронностью.
Импровизация.

4

1

3

Занятие –
лекция
Практическая
работа
Занятие –
лекция

4

—

4

Работа
над
созданием образа в
номере
Всего

3

0,5

2,5

Занятие –
лекция
Практическая
работа
Практическая
работа

Исполнение
репертуара
Наблюдение,
опрос.
Концертная
деятельность.

18

3,5

14,5

6.

7.

Опрос

Наблюдение.

20

Ожидаемые результаты 3 модуля по дисциплине
«Сценическое движение».
Учащиеся должны знать:
 музыкальные понятия танца: счёт, ритм, темп; основы дыхания в движении;
Учащиеся должны уметь:
 повторять танцевальные движения;
 ориентироваться в пространстве зала и простейшего рисунка танца;
 выразительно и эмоционально исполнять концертные номера.
Учебно-тематический план по дисциплине «Эстрадный вокал»,
4 модуль
№

Название темы

Количество часов
Всего Теория Практика

1. Основы
музыкальной
грамоты
2. Организация
музыкальных
и
познавательных
интересов
учащихся
3. Пение
учебнотренировочного
материала

40

42

—

42

4. Работа
над
музыкальным
репертуаром

48

—

48

40

5. Работа на сцене с
микрофонами.
Постановка
номеров

10

6. Концертноисполнительская
деятельность

8

5

12

—

—

35

28

10

8

Формы
организации

Занятие –
лекция
Занятие –
лекция
Практическая
работа
Занятие –
лекция
Практическая
работа
Занятие –
лекция
Практическая
работа
Занятие –
лекция
Практическая
работа
Практическая
работа

Формы аттестации

Тестирование
Опрос
Тестирование.
Педагогическое
наблюдение
Качество
выполнения
упражнений
Сдача
репертуарного
материала
Педагогическое
наблюдение.
Итоговый
концерт
Наблюдение
Зачет
Сдача
репертуарного
материала
Опрос
21

7. Итоговые занятия

—

4

4

Практическая
работа

Компьютерное
тестирование
Сдача
музыкальных
произведений

ИТОГО

192

17

175

Ожидаемые результаты 4 модуля по дисциплине
«Эстрадный вокал».
Учащиеся должны знать:
 название сложных интервалов и их обозначение;
 виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное;
 органы голосового аппарата, процесс голосообразования;
 особенности воздействия пения на организм человека;
 итальянские обозначения темпов: медленные, умеренные, быстрые, динамические оттенки.
Учащиеся должны уметь:
 узнавать освоенные музыкальные произведения (их названия), и правильно их исполнять;
 соблюдать вокально-певческую установку;
 контролировать своё дыхание, тренировать мышцы диафрагмы, петь на опоре;
 чисто интонировать двухголосные произведения;
 определить на слух сложные интервалы;
 петь по нотам несложные музыкальные примеры.
Учебно-тематический план по дисциплине «Сценическое движение»,
4 модуль
№

Название темы

Количество часов
Всего

Теория Практика

Формы
организации

Формы
аттестации

1.

Простые
элементы
эстрадного танца.

3

0,5

2,5

Занятие – лекция Наблюдение,
Практическая
опрос.
работа
Исполнение
репертуара.

2.

Танцевальнообразные

6

1

5

Занятие – лекция Наблюдение,
Практическая
опрос.
работа
22

движения
импровизация

и

Исполнение
репертуара

3.

Партерная
гимнастика

3

0,5

2,5

Практическая
работа

Наблюдение,
опрос.

4.

Работа
над
созданием образа
в номере

6

1

5

Практическая
работа

Концертная
деятельность.

Всего

18

3

15

Ожидаемые результаты 4 модуля по дисциплине
«Сценическое движение».
Учащиеся должны знать:
 простые элементы эстрадного танца;
 пластическую культуру поведения на сцене.
Учащиеся должны уметь:
 грамотно выполнять упражнения; выразительно и артистично передавать характер музыки и танца;
 выразительно и эмоционально исполнять концертные номера;
 применять теоретические знания в практической деятельности;
 эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.
Содержание программы по дисциплине «Эстрадный вокал»,
1 модуль
Тема 1. Введение в образовательную программу.
Теория. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы.
Инструктаж по охране голоса и техники безопасности. Экскурс в историю
объединения вокальный ансамбль «Счастливое детство».
Практика. Прослушивание и определение стартового уровня музыкальных
способностей учащихся (интонации, чувства ритма, музыкальной памяти),
определения тембра и диапазона голоса каждого ребенка, уровня развития
ключевых компетенций и мотивации. Игры на знакомство и сплочения коллектива.
Форма контроля. Диагностика музыкальных способностей.
Тема 2. Основы музыкальной грамоты.
23

Теория. Шумовые звуки. Многообразие музыкальных звуков. Свойства
музыкальных звуков. Музыкальные регистры. Динамические оттенки. Длительность
нот. Лад (мажорный, минорный). Нотный стан. Скрипичный и басовый ключ. Нота
и её графическая запись. Ноты первой октавы. Композитор – исполнитель —
слушатель. Куплет – запев – припев.
Практика. Анализ разнообразных шумов или неречевых звуков окружающего нас
мира. Определять на слух количество музыкальных звуков, тембров музыкальных
инструментов и голосов детей ансамбля. Определять на слух и графическое
изображение динамических оттенков, длительностей нот, мажорного и минорного
лада. Название и запись скрипичного и басового ключа, нот первой октавы.
Отмечать движением руки разную высоту звуков, ход знакомой мелодии.
Передавать ритмический рисунок в хлопках. Узнавать освоенные музыкальные
произведения, находить в них куплет, запев, припев, музыкальное вступление.
Форма контроля. Тестирование. Проверка нотных тетрадей. Музыкальные
викторины.
Тема 3. Формирование детского голоса.
Теория. Понятие о певческой установке: положение корпуса, шеи и головы,
положении «стоя» и «сидя», мимика лица при пении. Нарушения правил охраны
детского голоса: форсированное пение, продукты вокалиста, несоблюдение
возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар. Типы звуковедения:
1еgаtо и staccato. Певческое дыхание. Дикция и артикуляция.
Практика. Выработка навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Формирование навыков охраны своего голоса. Работа с зеркалами. Упражнения на
дыхание по методике А.Н.Стрельниковой: правила дыхания – вдоха, выдоха,
воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Выработка соотношения положения
гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Формирование гласных
и согласных звуков через скороговорки и упражнения В.В. Емельянова.
Форма контроля. Слуховой контроль за звукообразованием. Контроль за певческой
установкой.
Тема 4. Пение учебно-тренировочного материала.
Теория. Рассказ о распевании, упражнениях, об их роли в развитии певческих
навыков. Детский голос – тончайший инструмент, ещё не завершённый в своём
формировании. Роль педагога в этой области аналогична роли врача: «Помогая – не
навредить».
24

Практика. Выполнение упражнений на развитие дыхания, дикции, голосоведения,
звукообразования гласных и согласных, вокальной интонации, развитие
координации между слухом и голосом. Голосовые игры по методу Емельянова
(вибрация губ, имитация «Р», динозаврик, штро-бас). Артикуляционная гимнастика.
Шумовые звуки артикуляционного аппарата (глухие и звонкие согласные). Сигналы
доречевой коммуникации.
Форма контроля. Качество выполнения упражнений. Слуховой контроль за
интонацией.
Тема 5. Работа над музыкальным репертуаром.
Теория. Сообщение о композиторе – авторе песни (биография, творческий портрет).
Раскрытие и содержание темы произведения, связь с современностью, тематика и
художественный образ. Показ-исполнение песни. Анализ песни: раскрытие
содержания произведения, текста, разъяснение непонятных слов, разбор структуры
песни.
Практика. Воспитание навыков понимания дирижерских жестов: «внимание»,
«дыхание», «начало», «окончание» пения. Заинтересовать детей музыкальным
репертуаром, обсудить смысл произведения, его характер. Разучивать произведение
по куплетам, выяснив значение не понятных слов для детей. Разучить мелодию
(прослушать, выяснить движение мелодии). Работа над вокально-хоровыми
навыками.
Примерный список произведений. Русские прибаутки: «Василёк», «Бубенчики»,
«Как под горкой», «Андрей-воробей». Русская хороводы: «По малину в сад пойдём»,
«На горе- то калина», В. Матвеев «Как лечили бегемота», Ан. Александрова «До, ре,
ми, фа…», Л. Абелян «Муравей», Г. Струве «С нами друг», «Песенка о гамме», Е.
Поплявина «Звуки можно рисовать», В. Шаинский «Мир похож на цветной луг», В.
Герчик «Тяв-тяв».
Форма контроля. Опрос. Сдача репертуарного материала. Музыкальная викторина.
Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория. Психологический настрой. Сценический этикет. Формирование манеры
поведения на сцене. Беседа с учащимися о том, что концертные выступления – это
средство творческого самовыражения, самореализации, требующее достаточной
технической подготовки, определенного уровня развития музыкального мышления
и психологической готовности к музицированию перед слушательской аудиторией.
25

Практика. Развитие первоначальных навыков выступления на сцене.
Психологические аспекты подготовки учащихся к выступлению на сцене.
Репетиции на сцене актового зала. На первом году запланировать минимальное
число выступлений детей на большой сцене, для собрания их психологического
баланса.
Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Зачет.
Тема 7. Итоговые занятия.
Практика: Компьютерное тестирование. Сдача музыкальных произведений из
репертуарного плана.
Форма контроля. Тестирование. Сдача музыкальных произведений.
Содержание программы по дисциплине «Эстрадный вокал»,
2 модуль
Тема 1. Основы музыкальной грамоты
Теория. Первичные музыкальные жанры. Понятие об устойчивых и неустойчивых
ступенях лада, вводных ступенях. Закрепление понятий о длительностях,
правописание нот 1 и 2 октавы. Знаки альтерации. Паузы: целые, половинные,
восьмые, четвертные. Сильные и слабые доли такта. Простейшие ритмические
группы, размеры 2\4, 3\4. Эмоциональная выразительность мажорных и минорных
тональностей.
Практика. Характерные особенности каждого музыкального жанра. Название и
запись нот первой, второй октавы. Составление нотных ребусов. Отмечать
движением руки разную высоту звуков, ход знакомой мелодии. Название и запись
длительностей нот и пауз. Решение музыкальных примеров. Использование
шумовых инструментов для освоения простейших ритмических групп, группировки
длительностей в размерах 2\4, 3\4 (работа в нотных тетрадях). Музыкальная игра:
«Определи размер», «Расставь такты». Различать звучания полутона и тона.
Определение на слух мажорного и минорного лада
Форма контроля. Тестирование. Проверка нотных тетрадей. Музыкальные
викторины.
Тема 2. Формирование детского голоса

26

Теория. Закрепление навыков певческой установки. Диафрагмальное дыхание.
Звукообразование. Ансамбль, строй, унисон, a capella. Скороговорки в пении и речи
– их соотношение.
Практика. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки.
Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Прием
дыхания при подаче звука на форте, пиано, при пении легато, нон легато. Расширять
диапазон певческого голоса. Выработка активного унисона (чистое и выразительное
интонирование диатонических ступеней лада); чистое интонирование скачков вверх
и вниз. Ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении
простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная); соблюдение
динамической ровности при произнесении текста. Формирование гласных и
согласных звуков в пении и речи. Соотношение работы артикуляционного аппарата
с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных
органов. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и
без сопровождения музыкального инструмента. Работа над развитием вокального,
мелодического и гармонического слуха.
Форма контроля. Контроль за певческой установкой в процессе пения. Наблюдение.
Тема 3. Пение учебно-тренировочного материала
Практика. Пение гамм. Увеличение объема дыхания, навыки его задерживания с
различной протяженностью. Упражнения на правильное формирование певческих
гласных в верхнем участке диапазона. Четкое произношение согласных букв при
пении.
Выполнение тренировочных программ в фальцетном режиме с переходом в грудной
режим и наоборот. Освоение одновременной работы дыхания и звуковедения.
Упражнения в пределах терции-квинты основанных на гласных и согласных
сочетаниях (ми, зи, зори, бра, крэ, дори, чха, преля).
Форма контроля. Качество выполнения упражнений. Слуховой контроль за
интонацией.
Тема 4. Работа над музыкальным репертуаром
Практика. Ознакомление с содержанием и характером произведения. Работа над
музыкальным и поэтическим текстом. Разучивается мелодия песни, отдельные
музыкальные фразы, пение мелодии на слоги, гласные буквы, используя вокальные
упражнения. Работа над текстом песен, проговаривание его на дыхании, с
отчётливой дикцией. Работа над эмоциональной передачей содержания
исполняемого произведения. Развитие творческой индивидуальности, фантазии.
27

Примерный список произведений. Каноны «Андрей-воробей», «Шла Саша по
шоссе», «Скок-поскок», «Барашеньки», Г. Миллер «Вечерняя серенада», Р. Роджерс
«Заячья любовь», А. Ермолов «Теперь мы второклашки», Ж. Колмагоровой
«Лягушачий хор», Ж.Колмагорова «Кенгуру, точка,ру», Ю. Евдокимива «Тёмной
ночью приведенья», Н. Книппер «Почему медведь зимой спит», А. Варламов
«Мамина песенка», «Далеко от мамы» из репертуара гр. «Барбарики», Г.Струве —
Н.Соловьева «Нотный бал», А. Муратов «Мир-это солнце».
Форма контроля. Опрос. Сдача репертуарного материала. Музыкальная викторина.
Тема 5. Концертно-исполнительская деятельность
Практика. Репетиции на сцене актового зала. Сценический этикет. Формирование
свободной манеры поведения на сцене. Психологический настрой. Работа над
артистизмом и сценической культурой поведения на сцене, правильно держать
микрофон.
Форма контроля. Наблюдение. Зачет. Итоговый концерт.
Тема 6. Игра на металлофоне
Практика. Освоение технических приемов при игре на металлофоне. Игра попевок
на одном звуке и двух соседних. Развития навыка игры и пения в ансамбле.
Форма контроля. Сдача репертуарного материала. Опрос.
Тема 7. Итоговые занятия
Практика. Компьютерное тестирование. Сдача музыкальных произведений.
Форма контроля. Тестирование. Сдача музыкальных произведений.
Содержание программы по дисциплине «Эстрадный вокал»,
3 модуль
Тема 1. Основы музыкальной грамоты
Теория. Простые интервалы и их ступеневая величина их направление: восходящее
и нисходящее; гармонические и мелодические интервалы. Выразительные средства
музыки. Виды мелодического движения. Размеры 2\4, 3\4, 4\4. Сложные
ритмические
группы.
Музыкальные
штрихи.
Гармония–аккомпанемент.
Музыкальная и речевая интонация. Изобразительные и выразительные интонации
на примере интервалов. Основные музыкальные темпы, и их итальянские
обозначения. Регистры: фальцетный и грудной. Динамические оттенки.
28

Практика. Уметь петь попевку «Интервалы», и её играть. Определять на слух
простые интервалы. Петь песенки — интервалы от любого звука. Пение мелодий
попевок и несложных песен нотами. Определение на слух мажорный и минорный
лад, устойчивые и неустойчивые ступени, длительности нот. Определение тембров
музыкальных инструментов и человеческого голоса сверстников. Слушание музыки,
определение основных средств музыкальной выразительности.
Форма контроля. Тестирование. Опрос.
Тема 2. Организация музыкальных и познавательных интересов учащихся
Теория. Виды оркестров. Духовой оркестр, основные инструменты – медные,
деревянные, ударные. Оркестр народных инструментов. Симфонический оркестр.
Хоровой коллектив. Исполнительские составы: солист, дуэт, трио, квартет.
Певческие голоса. Деление на группы мужские, женские, детские голоса.
Практика. Проведение музыкальных викторин: «Угадай-ка оркестр», творческие
задания: «Превращаемся в музыкантов симфонического оркестра», «Угадай
инструмент». Решать кроссворды о знании певческих голосов, видов оркестров,
музыкальных инструментов. Расширение музыкального кругозора и формирование
музыкальной культуры: посещение театра «Мираж», концертов, городского музея.
Обсуждение своих впечатлений. Сбор материалов для архива вокального ансамбля.
Прослушивание аудио- и видеозаписей — формирование вокального слуха
учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса.
Форма контроля. Музыкальные викторины. Педагогическое наблюдение.
Тема 3. Пение учебно-тренировочного материала.
Практика. Упражнения на различные виды вокальной техники. Пение non 1еgаtо.
Понятие кантиленного пения. «Цепное дыхание». Работа над интонирование
различных интервалов. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами.
Работа над звукоизвлечением, дыханием и дикцией учащихся.
Форма контроля. Качество выполнения упражнений. Слуховой контроль за
интонацией.
Тема 4. Работа над музыкальным репертуаром
Практика. Учить передавать разноплановый характер песни, петь выразительно.
Петь без сопровождения и под аккомпанемент, не поддерживающий вокальную
мелодию, петь интонационно чисто с различным звуковедением (нон легато,
29

стаккато, пунктирный ритм). Исполнять двухголосные песни. Выразительное чтение
текста песни. Приём произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на
высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно,
выразительно. Приём коллективной читки на высоком звучании в ритме песни.
Накопление репертуара, пополнение «золотого» фонда ансамбля.
Примерный список произведений. Каноны в обработке Литовко «Во поле береза
стояла», «Солнышко», народ. песни «Ой, бежит ручьем вода», «Со вьюном я хожу»,
Ан. Александрова «Солнечный круг» Т. Марченко «Осенний бал», К. Костин
«Звонкие голоса», В. Шаинский «Семь дорожек», «Гаммы» Музыка Я. Дубравина,
«Неаполитанская песенка» Музыка П.И. Чайковского «Весёлый гном» Музыка Л.
Печникова, «Орлята учатся летать» А. Пахмутова, «Весёлый ветер» М. Дунаевский,
«Попурри спортивных песен», «Попурри на стихи Энтина»
Форма контроля. Сдача репертуарного материала. Педагогическое наблюдение.
Тема 5. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория: Правила поведения на сцене. Взаимодействие со зрителями. Приёмы
саморегуляции на снятие волнения перед выступлением. Правила работы со
звукоусилительной аппаратурой.
Практика: Сольные и ансамблевые репетиции. Выступления в концертах
программах. Работа со звукоусилительной аппаратурой.
Форма контроля: Наблюдение.
Тема 6. Игра на металлофоне.
Практика. Освоение технических приемов при игре на металлофоне. Игра более
сложных попевок. Развития навыка игры и пения в ансамбле. Игра развернутых
мелодий.
Форма контроля: Сдача выученного музыкального репертуара на металлофоне.
Тема 7. Итоговые занятия.
Практика. Компьютерное тестирование. Сдача музыкальных произведений.
Форма контроля. Тестирование. Сдача музыкальных произведений.

30

Содержание программы по дисциплине «Сценическое движение»,
3 модуль
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. В соответствии с инструкцией по проведению занятий по технике
безопасности заполнением соответствующей документации, расписание,
репетиционная форма, правила поведения на занятиях, в ДДТ.
Тема 2. Сценическая походка.
Практика. Выход на сцену ансамбля; выход на сцену солистов; уход со сцены
ансамбля; уход со сцены солистов; сценодвижения; поклон (классический, кивок,
корпусный).
Форма контроля. Наблюдение
Тема 3. Упражнения на растяжку мышц и суставов.
Теория. Правила выполнения упражнений
Практика. Упражнения на полу, у станка, в парах.
Форма контроля. Наблюдение, опрос.
Тема 4. Упражнения на координацию в пространстве.
Теория. Правила расположения ансамбля на сцене во время выступлений; виды сцен.
Практика. Построение в линии, понятие интервала, равнение на центр, построение
в круг; перестраивание рисунка.
Форма контроля. Наблюдение.
Тема 5. Основы современного эстрадного танца.
Теория. Особенности эстрадного танца и применение элементарных движений в
вокально-танцевальных номерах.
Практика. Разучивание основного шага номера; разучивание комбинации
движений; отработка фиксации движений в основных положениях комбинации;
отработка движений в медленном темпе; отработка четкости позиций рук; отработка
движений номера в различных темпах; отработка движений под различный
музыкальный материал.
31

Форма контроля. Наблюдение.
Тема 6. Работа над синхронностью. Импровизация.
Практика. Упражнения на синхронность в вокально-танцевальных номерах.
Разучивание движений в паре; разучивание движений в ансамбле.
Форма контроля. Наблюдение, публичные выступления.
Тема 7. Работа над созданием образа в номере.
Теория. Мысль, образ, идея; сценическая роль песни.
Практика. Работа над передачей характера; работа над кульминацией номера;
работа над выразительностью; работа над легкостью исполнения.
Форма контроля. Публичные выступления (исполнение репертуара).
Содержание программы по дисциплине «Эстрадный вокал»,
4 модуль
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Теория. Музыкальные интервалы. Понятие сложные интервалы (без тоновой
величины). Понятие чистые, малые и большие интервалы. Консонанс, диссонанс.
Закрепление понятий устойчивые, неустойчивые, вводные ступени лада.
Итальянские обозначения темпов. Аккордовая страна: соотношение трёх
музыкальных звуков по высоте, направление трезвучия (восходящее и нисходящее),
четыре вида трезвучий, дать их эмоциональные характеристики.
Практика. Развивать умение на слух определить сложные интервалы, петь и играть
попевку «Интервалы». Петь песенки — интервалы от любого звука. Определение на
слух мажорного и минорного лада, консонансы и диссонансы. Пение устойчивых и
неустойчивых ступеней лада, вводных ступеней в тональности до мажор. Пение
тональностей изучаемых произведений. Пение по нотам простых музыкальных
произведений. Определение итальянских темпов в произведениях. Взаимосвязь
темпа с содержанием музыкального произведения. Определение на слух 4 видов
трезвучий. Пение мелодических и гармонических трезвучий. Пение восходящих и
нисходящих трезвучий.
Форма контроля. Тестирование. Опрос.
Тема 2. Организация музыкальных и познавательных интересов учащихся.
32

Теория. Элементарная Анатомия. Органы голосового аппарата. Процесс
голосообразования. Механизм дыхания. Особенности воздействия вокалотерапии на
организм человека. Особая роль гласных звуков и некоторых звукосочетаний в
вокалотерапии. Голосовой режим, уход за голосовым аппаратом, правильное
питание.
Практика. Совершенствование диафрагматическо-межрёберному дыханию, работа
над правильной осанкой, мышечные упражнения для снятия зажимов (двигательная
активность). Развитие резонаторных ощущений (головные и грудные),
формирование правильной вокальной позиции, нахождение места звучания,
раскрытие глотки. Докум. фильмы: «5 тайн дыхания», «Дыхание при пении (Уроки
вокала Вероники Воршип)». Разучивание попевок на определённые гласные звуки и
звукосочетания мелодий – упражнений, песен-медитаций. Точечный массаж.
Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения. Просмотр видеозаписи
выступлений: знакомство с творчеством эстрадными вокальными ансамблями
разных городов: «Непоседы», «Светофор», «До-ми-солька», «Беби-шлягер»,
просмотр и обсуждение «Евровидение детской песни», музыкальной передачи
«Голос дети» (для выбора репертуара, костюмов, ритмических движений,
пополнение музыкальных и познавательных интересов учащихся, развития учения
анализировать своё и чужое исполнение).
Форма контроля. Музыкальная викторина. Тестирование.
Тема 3. Пение учебно-тренировочного материала
Практика. Психологические упражнения для развития голоса. Упражнения: для
размягчения голосовых связок, для прочистки носоглоточной системы, для
подготовки дыхательной системы, для разработки корня языка.
Пение учебно-тренировочного материала для формирования: правильных установок
и ощущений при дыхании; артикуляция, дикция, сглаживание регистров. Работа над
фразировкой, ритмом, различными видами атак. Работа над диапазоном, динамикой
звука.
Работа над 2-х голосием. Основная практическая задача коллективного пения
формирование специальных ансамблевых навыков, которые предполагают умение
слушать звучание голосов, ощущать единый ритм, петь свободно и эмоционально.
Форма контроля. Качество выполнения упражнений. Слуховой контроль за
интонацией.
Тема 4. Работа над музыкальным репертуаром.
33

Практика. Работа над произведениями. Ознакомление с содержанием и характером
произведения. Работа над музыкальным и поэтическим текстом. Драматургия
произведения.
Пение мелодии на различные слоги.
Накопление репертуара. Воспитание удерживать длительное время в памяти
пройденных произведений путём повторения пройденного репертуара на каждом
занятии.
Примерный список произведений. Американская народная песня «Бубенцы», Я.И.
Дубравин «Мы в доме одном живём», Е. Крылатов «Крылатые качели», А. Хайт
«Большой хоровод», Г.Струве «Музыка», В. Панько «Ветераны», А.Ермолов
«Добрые сказки», А. Ермолов «Во сне», «Добрые сказки», «Бананамама» из
репертуара группы «Барбарики», Л. Деревягина «Звёзды надежды», С. Суэтов «Шел
по лесу музыкант», А. Ермолов-И.Гуляева «Будем вместе», А. Ермолов «Волк и
семеро козлят» — мюзикл на новый лад.
Форма контроля. Сдача репертуарного материала. Педагогическое наблюдение.
Тема 5. Работа на сцене с микрофонами. Постановка номеров.
Практика. Исполнитель должен показать не только владение голосом, какой-либо
манерой исполнения, но уметь установить контакт с аудиторией, осмысленно
донести исполняемые произведения. Владеть основами пластики, актерского
мастерства.
Поиск манеры исполнения. Овладение основными приемами эстрадной музыки,
правильно, ритмически построить фразу, синкопированный ритм, рубато,
речитатив.
Форма контроля. Итоговый концерт. Наблюдение. Зачет.
Тема 6. Концертно-исполнительская деятельность.
Практика. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Приобретения опыта
публичного выступления. Наиболее подготовленные учащиеся принимают участие
в окружных и городских конкурсах и фестивалях детского творчества.
Форма контроля. Сдача репертуарного материала. Опрос.
Тема 7. Итоговые занятия.
Практика. Компьютерное тестирование. Сдача музыкальных произведений.
Форма контроля. Тестирование. Сдача музыкальных произведений.
34

Содержание программы по дисциплине «Сценическое движение»,
4 модуль
Тема 1. Простые элементы танца.
Теория. Объяснение правильности исполнения движений и комбинаций. Арт-рок.
Практика. Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений.
Комбинации движений на месте.
Форма контроля. Наблюдение, опрос. Исполнение репертуара.
Тема 2. Танцевально-образные движения и импровизация.
Теория. Чтение стихов, этюдов имитирующие действие человека. Отработка умений
выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанные с
различными образами.
Практика. Выполнение разного рода упражнений для достижения максимальной
выразительности при оптимальных энергетических затратах вокалиста.
Форма контроля. Наблюдение, опрос. Исполнение репертуара
Тема 3. Партерная гимнастика.
Теория. Техника исполнения упражнения на растяжку мышц.
Практика. Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц
ног, спины, живота. Упражнение для подъема стопы. Упражнение для выворотности
стопы.
Форма контроля. Просмотр, опрос, наблюдение.
Тема 4. Работа над созданием образа в номере.
Теория. Мысль, образ, идея; сценическая роль песни.
Практика. Работа над передачей характера; работа над кульминацией номера;
работа над выразительностью; работа над легкостью исполнения.
Форма контроля. Концертная деятельность.

35

Комплексное методическое обеспечение
образовательной программы
1. Учебно- программные:
1. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей. // Внешкольник, 2003, № 9.
2. Учебно-теоретические:
1. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.:
Высшая школа, 1991.
2. О структурировании учебных программ. // Вестник высшей школы, 1987г. № 2.
3. Казакова Л.С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом»:
учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. – Челябинск, 2005. – 50 с
4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг : учебное пособие / В.В.
Емельянов. – 12-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2023.
– 168 с. – Текст : непосредственный
5. Щетинин М.Н. Методика дыхания Стрельниковой/ М.Н.Щетинин. – Москва:
Издательство АСТ, 2018. – 256 с.: ил. – (Честно о здоровье)
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы есть все необходимые условия:
Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и
температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся
форточкой для проветривания.
2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и
стеллажи для хранения материалов, оборудования, литературы.
3. Помещение – музыкальный зал. Оборудование: ноутбук, комплект концертной
звукоусилительной аппаратуры
4. Учебно-методический материал Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по
музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская
НОТА», Санкт - Петербург,2010.
5. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
Организационные условия учебного процесса:
1. Программа рассчитана на четыре года обучения, на каждую группу обучения
отводится по 210 часов в год (1-2 года – дисциплина «Эстрадный вокал», 3-4 года –
дисциплины «Эстрадный вокал» и «Сценическое движение»). Занятия проводятся
два раза в неделю по 3 часа, где через каждые 45 минут проводятся перерывы.
2. Занятия групповые.

36

Внешние условия:
Сотрудничество с Центральной библиотекой;
Первомайским ТВ;
Районным краеведческим музеем;
МБОУ Первомайской СОШ;
РМЦНТиОД,
Районной газетой «Заветы Ильича».

Список литературы по дисциплине «Эстрадный вокал»
Литература, рекомендованная педагогам
1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.
2. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в
школе. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240с.
3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 180с.
4. Левидов, И.И. Детское пение и охрана голоса детей. – Л.: ВДХВД, 1935.–72с.
5. Осенева, М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших
школьников. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 368с.
6. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1997. – 384с.
7. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной
школе. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 136с.
8. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. – 270с.
9. Юдина Е.И. Первые уроки творчества. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999 – 272с.
10.Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса/Сост. Орлова Т.М.,
Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988. – 143с.
11.Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Лань,1997. –
192с.
Литература, рекомендованная учащимся
1. Кончаловская Н. Нотная азбука. Серия «Почемучка». — М.:ООО Издательство
АСТ», 2000. – 60с.
2. Весёлые уроки в школе и дома. (Учимся играя) /Авт.сост. Бугаёва З.Н. — М.:ООО
Издательство АСТ», 2002. – 383с.
37

3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка. – М.:ООО Издательство АСТ»,
2003 – 397с.
4. Великие музыканты XX века / Автор – сост. Д.Е. Сидорович – М.: «Мартин», 2003.
– 512с.
5. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 – 3 класс. — М., 2004г. – 32с.
Список литературы по дисциплине «Сценическое движение»

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Литература, рекомендованная педагогам
Костровицкая В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая. — М.,2001.
Культурно-образовательный комплекс: школа- хореографическое училище- вуз –
театр- М., 2008.
Михеева Л. Н. Молодёжный любительский театр: реальность и перспективы: Пособие для педагога дополнительного образования / Л. Н. Михеева. — М., 2006.
Никитин В. Модерн — джаз-танец: начало обучения / B. Никитин. — М.,2008.
Севрюков СП. Методическая разработка по джаз-танцу /C. П. Севрюков. — М.,
2002.
Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. — М., 2008.
Литература, рекомендованная учащимся

1.
2.
3.
4.

Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Современная энциклопедия. Музыка наших дней. /Под ред. Д.М. Волохин. – М.:
Аванта+, 2002. –432с.: ил.

38

Приложения
Приложение №1
ДОКУМЕНТЫ
Мои достижения
(участие в конкурсах, фестивалях и др.)
Уровень
(международный,
всероссийский,
областной, районный,
городской,
учреждения)

Название

Занятое
место,
участие

Баллы

Подпись
ответственного
лица

39

Приложение №2
План воспитательной работы вокальной студии «Синяя птица»
Сентябрь

- Пятиминутка в объединениях «БДД»;
- Пятиминутка объединениях «Охрана труда, жизни и здоровья»
- Праздник, посвященный началу учебного года;

Октябрь

Ноябрь

- Пятиминутка в объединениях «Правила безопасности на водоёмах
в осенне-зимний период»
- Литературно-музыкальная гостиная, посвященная Дню матери;
- Пятиминутка в объединениях «Скажем курению - нет»
- Праздничное мероприятие, посвященное 10-летию КРК
«Маленькая страна»;

Декабрь

- Пятиминутка в объединениях «Безопасный Новый год»;
- Театрализовано-игровая программа «Территория волшебства»

Январь

- Пятиминутка в объединениях «Наркотики – что мы о них знаем?»

Февраль

- Пятиминутка в объединениях «Безопасный интернет»

40

Март

Апрель

- Конкурс «Мисс ЦДОД»;
- Пятиминутка в объединениях «Осторожно, гололёд!»
- Пятиминутка в объединениях «Здоровым быть модно»
- Конкурс чтецов «Во славу Великой Победы»;

Май

- Праздничная программа «Пока все дома»;
- Пятиминутка в объединениях «Соблюдай ПДД»

41

Приложение № 3
Диагностические материалы
Анкета вокальной студия «Синяя птица»
(Входящая диагностика, 1-й год обучения)
Твоё имя, фамилия, отчество _____________________________________________
Сколько тебе лет? _____________________________________________
Есть ли у тебя хобби, какое? _____________________________________________
Посещал(а) ли ты раньше какие-нибудь студии или мастерские? Если да, то
перечисли их_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
Как ты оказалась(ся) здесь? _____________________________________________
Твои родители не против того, чтобы ты посещал(а) данную студию? ______________
Что на твой взгляд подразумевается под словом «Вокал»? _______________________
________________________________________________________________________
Занималась (лся) ли ты когда-нибудь вокалом у педагога? Или, может, ты постоянно
поешь дома?______________________________________________________________
Каких результатов ты бы хотел(а) достичь, занимаясь вокалом? __________________
________________________________________________________________________

42

Приложение №4
Система мониторинга и диагностики результативности программы дополнительного образования
«С песенкой по лесенке»
Результат
программы

Направления
деятельности

Возраст и
год обучения
учащихся

Обучение

I год

II год

Параметры диагностики

Методы диагностики

Методики

Прогнозируемые
результаты освоения
предметной программы в
зависимости от года
обучения

Входящая диагностика
Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация

Анкета
Практическое задание

Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация

1. Теоретические и
практические ЗУН

Промежуточная
аттестация
Итоговая аттестация
III год

- Срез творческих и
эстетических ЗУН
учащихся;
- Тест;
- Практическая
аттестационная работа;
Практическое задание
- Срез творческих и
эстетических ЗУН
учащихся;
- Тест;
- Практическая
аттестационная работа;
Практическое задание
- Срез творческих и
эстетических ЗУН
учащихся;
- Тест;
- Практическая
аттестационная работа;

Сроки
проведения
Сентябрь
Декабрьянварь
Май

Декабрь январь
Май

Декабрь январь
Май

43

2. Практическая
творческая
деятельность учащихся

Развитие

1. Особенности
личностной сферы

2. Особенности
личности в системе
социальных отношений

Воспитание

1. Мотивация
достижения

2. Профессиональное
самоопределение

Личностные достижения
учащихся в процессе
усвоения программы

Анализ продуктов
творческой деятельности:
презентация работ,
участие в районных,
областных,
международных
выставках, конкурсах;
метод наблюдения

Ведение таблицы
результативности
учащихся

Сентябрьмай

1. Самооценка
(отношение к себе)
2. Творческие наклонности

Тестирование, метод
наблюдения
Тестирование, метод
экспертных оценок

Сентябрь

1.Удовлетворённость
отношениями в группе,
положение личности в
коллективе и его
сплочённость
2.Коммуникативные
навыки
Стремление к улучшению
результатов

Анкетирование

Тест на выявление
самооценки
Опросник для
определения творческих
наклонностей учащихся
«Социометрия», Анкета
«Сплочённость
коллектива»

Тестирование

Тест «Общительность»

Ноябрь

Тестирование

Шкала оценки
потребности в достижении

Апрель

Профессиональные
интересы

Тестирование,
определение
профессиональных
интересов

Опросник для
определения
профессиональных
интересов

Февраль

I,II,III года
обучения

7-14 лет

7-14 лет

7-14 лет

7-14 лет

Сентябрь
Ноябрь

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».