Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Первомайского района Томской области Принята На заседании методического совета От 30.08. 2024г. Протокол № 1 Утверждаю Директор МБОУ ДО « ЦДОД» _______________Н.А. Кротова № 69-О от 02.09.2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БЕЛЯЙ - ПОСЁЛОК РЕЧНИКОВ» Направленность: туристско-краеведческая Возраст обучающихся – 7-15 лет Срок реализации – 3 года Автор-составитель: Царева Нина Петровна, педагог дополнительного образования с. Первомайское 2024г. ВВЕДЕНИЕ В Первомайском районе более 100 населенных пунктов исчезло с карты района. Забыты населенные пункты с такими названиями как Отрёпенка, Зимовское, Медодат, Усть –Юл и многие другие. Наш посёлок – единственный в районе, посёлок речников, так же переживает нелегкие времена. Самой большой организацией осталась только поселковая школа. Для молодежи нет работы, да и не только для молодежи. Для нас, старшего поколения нет ничего страшней, чем видеть, как приходит в упадок село, некогда славящееся своей самобытностью, индивидуальностью. Людьми творческими, работящими, профессионалами в своём деле. Во времена образования посёлка жители занимались не только своим делом, но на одном энтузиазме, в свободное от работы время, строились социальные объекты для посёлка. В посёлке Беляй существовало две головные организации – Чулымский техучасток /общей численностью 800 работников/, Порт Беляй/общая численность около 500 работников/.В посёлке имелась своя хлебопекарня, баня, кирпичный цех, была своя радиоточка, работала музыкальная школа, была линейная больница со стационаром, клинической лабораторией и зубным кабинетом. В поселке был ОРС, снабжение было из Новосибирска и жители со всего района приезжали за продовольственными и промышленными товарами к нам в поселок. До декабря 2013 года на Беляе был филиал Томского экономико-промышленного колледжа. На Беляе работали люди, которые по полгода не были дома. С началом навигации они работали на реках нашей области, страны. Две многочисленные организации – Беляйская судоверфь, а впоследствии Чулымский технический участок и Пристань Асино, а позже Порт Беляй обеспечивали все население работой. Занимались эти организации помимо основной деятельности строительством жилья, магазинов, других соцобъектов. В 1963 году была построена школа на 300 мест, детские – ясли сад на 120 мест. На Беляе, в разное время проживало 93 ветерана Великой Отечественной войны. Среди них Герой Советского Союза Лапердин Георгий Филиппович. Чулымский технический участок с11 мастерскими участками полностью обслуживал судоходство по реке Чулым. Занимаясь дноуглублением, дноочищением. Большая промышленная база, построенный слип позволяли заниматься строительством самоходного и не самоходного флота. Порт Беляй занимался грузоперевозками и перевозом пассажиров. Жители посёлка гордились своим посёлком, занимались его благоустройством. Культурная жизнь в посёлке была организована на высоком уровне. В посёлке был большой клуб, работал при ДК драматический театр, хорошо была поставлена художественная самодеятельность – всё это давало возможность весело отдыхать в свободное от работы время. Расцвет посёлка был в 70-е, 80-е годы и никаких серьезных проблем, казалось бы, что не будет, но наступили 90-е и все пошло на спад. Сначала распался Порт Беляй, постепенно реорганизовывался и Чулымский технический участок. Теперь в посёлке имеется только школа, узел связи и фельдшерский пункт, еще имеется несколько частных магазинов. Государственная программа «Развитие патриотического воспитания молодежи» чётко ставит цели и задачи по патриотическому воспитанию – воспитание уважения к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранение традиций своей страны, формирование у молодежи чувств национального самосознания. Без Родины нет человека. Индивидуальности. Личности. Потеряв свою Родину, человек теряет себя, свое лицо. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, ее честь, достоинство, независимость, могущество. Школьный музей призван справляться с этими задачами. Школьный музей – занимается поиском, собиранием, изучением, хранением и показом предметов, документов, характеризующих развитие, историю возникновения поселка. Школьный музей с большим спектром работ/ поисково-исследовательская, работа по краеведению, тимуровская работа, массовая и просветительная, а так же работа по музееведению/ Будет не только воспитывать, и развивать патриотические чувства у учащихся, но и знакомить учащихся с историческим наследием страны, региона и родного поселка. Внуки и правнуки речников будут достойно хранить память о поселке, людях, которые жили и строили его. Содержание программы 1. Паспорт программы 2. Введение 3. Пояснительная записка 4. Цели и задачи 5. Формы работы школьного музея 6. Ресурсное обеспечение 7. Принципы реализации программы 8. основные направления программы 9. Учебно - тематический план к программе «К родным истокам» 10. Ожидаемые результаты 11 Список литературы Паспорт программы 1. Название программы «Беляй – посёлок речников» 2. Автор: Царева Н.П. руководитель школьного музея МБОУ Беляйской ООШ, Первомайский район 3. Рецензент: Стародубцева Т.Г., методист по доп. образованию МОУ ДО «ЦДОД» 4. Организация исполнитель: МБОУ Беляйская ООШ 5. Целевые группы: Учащиеся 1-9 классов / 7-15 лет/ 6. Цель программы: Пробуждать у учащихся интерес к прошлому через материалы и музейные памятники, осознавать себя достойными продолжателями дела своих отцов и дедов, быть готовым к тому, чтобы передать накопленные знания своим детям и внукам. 7. Направленность: краеведение 8. Срок реализации программы: 3 года Темы работ по трем образовательным блокам. Теоретическая часть Край, краеведение, школа 1.Понятие термина «краеведение». Его отрасли 2 Цели и задачи школьного краеведения, его задачи для науки, местного населения. 3 Что такое край, область, район 4/ Наследие в школьном музее, функции школьного музея, комплектование фондов школьного музея, учет и хранение музейных фондов. 5. Родной край в истории государства российского. 6. Моя семья и родной край. Практические работы Источники изучения 1 История родного края а/вещественные б/изобразительные в/письменные г/ устные д/ киноисточники е/ записи /видео, аудио-касеты/ ж/компьютер, сети Интернета Работа в архивах, музеях, библиотеках со справочниками, энциклопедиями, работа с электронными носителями информации, просматривание фотоматериалов и письменных документов 2Организация поиска,- выборов и изучение краеведческого материала а/ основные пути сбора историкокраеведческого материала б/ изучение краеведческой литературы в/ встречи с участниками и свидетелями исторических событий г/ знакомство с фондами архива, правилами хранения фондов д/ работа в государственном музее, правила работы в музее Изучение краеведческих материалов, записи и обработка воспоминаний, работа с книгами в библиотеке, обработка и изучение краеведческих документов 3Технические средства в краеведческой работе а/ виды техники: фотоаппарат, компьютер, видеокамера , кинодокумент б/ подготовка учащихся к использованию технических средств в обучении историкокраеведческой работе Составление схемы краеведения. Экскурсии, классные часы, встречи со старожилами, практические занятия, работа с архивом, Изучение ТСО, методика их использования Наша школа Школа, ее роль и место в жизни общества а/ школа очаг культуры б/ источники сведений о прошлом школы в/ поэтапное развитие школы села г/ педагоги разных поколений, учительские династии, педагоги награжденные правительственными наградами д/ сбор сведений о работниках школы е/ судьба ее воспитанников ж/ школьные традиции Селение области а/ история возникновения поселка, дата, первый житель б/ к какому району, в прошлом- волости относился поселок г/ история развития поселка, его застройка д/ люди, проживавшие в поселке, участники ВОВ, воины, побывавшие в горячих точках,ветераны труда, специфика работы жителей поселка, профессии работников речного флота. е/ другие населенные пункты нашего района, их особенность и самобытность Изучение устного народного творчества поселка, жителей района. Песни, сказания, легенды, предания Местные традиции – обычаи, обряды Художественная самодеятельность, ее участники, руководители. Работа с архивными материалами РУО, изучение газетных публикаций, беседы с иллюстрацией наглядного материала, беседы со старейшими работниками школы, руководителями, выпускниками, изучение материалов прошлых лет Работа с архивными данными, материалами СМИ, воспоминания старожилов, письменная информация, книги. Экскурсии. Посещение районного краеведческого музея. Работа с письменными и электронными информационными материалами, беседы с представителями других национальностей, проживающих в поселке, воспоминания старожилов. Содержание работы по трем образовательным блокам 1 образовательный блок – базовый /7-10 лет/ 1-4 класс Предполагает формирование определенной базы знаний, умений, навыков общения с окружающим миром, создание оптимальных условий для развития мотивации к познанию исторического прошлого нашей Родины. Задача школьного музея на данном этапе раскрыть внутренний потенциал учащихся начальных классов. Пробудить в них творческие начала через игровую, музейную, практическую деятельность. Содержание учебной и воспитательной деятельности на базе школьного музея – 1. Проведение уроков по окружающему миру – «Природные достопримечательности родного края, поселка», По истории - « Наш край в годы ВОВ», «Наши сверстники в годы ВОВ» 2. Проведение уроков по литературному чтению – «Устное народное творчество»нашего народа, жителей района, поселка». «Стихи, рожденные войной». 3. Проведение уроков ИЗО совместно с музеем «Строительство поселка», « Война в Истории моей семьи», «Творчество наших земляков» 4. Проведение классных часов «Предметы сельского быта», «Куклы – обереги», 2 образовательный блок – самоопределение – 11-13 лет / 5-7 класс Предполагает закрепить и продолжить развитие мотивации ребенка к заинтересовавшей его музейной деятельности /музеевед – работа с фондом, экскурсовод, поисковик, исследователь, составитель экспозиций; попробовать себя в различных видах музейной деятельности, найти применение своим силам, социализации личности в современном обществе. 3 образовательный блок – развивающий /13 – 14 лет/ 8 – класс Предполагает создание условий для целенаправленной работы по систематизации знаний и умений, приобретенных в первом и втором блоках. Умение вести проектную, научно-исследовательскую работу. Владеть не только теоретическими знаниями, но и уметь на практике применить их. Учебно-тематический план 1 образовательного блока Количество часов 1 2 3 4. 5. 6. Наименование темы и виды работ всего 50 80 Теоретическая часть 20 30 Практическая часть 30 50 Школа, ее роль и место в обществе Сведения об историческом прошлом края, России, поселка через классные часы, экскурсии по школьному музею, знакомство с письменными и фото документами. Изучение культуры русского народа, русского быта, фольклора Топонимика села Моя семья в истории края, села. Символика Руси - России Итого 60 30 30 50 20 28 288 30 10 10 130 20 10 18 158 Учащиеся 1 образовательного блока должны знать: 1. 2. 3. 4. Традиции школы, села, русского народа, своей семьи; Символику государства; Природу родного края; Обряды, народные праздники, культуру русского народа и других национальностей, фольклор. Должны уметь: 1. 2. 3. 4. Вести себя в школе, в общественных местах и дома; Выполнять мини – проекты и исследовательские работы; Бережно относиться к родной природе, традициям русской культуры; Принимать участие в представлениях, народных гуляниях, фольклорных праздниках. Учебно-тематический план 2 образовательного блока Количество часов 1 2 3 Наименование темы и виды работ всего История развития образования на селе, в районе. Новое в развитии школы, проблемы, трудности. Педагоги разных поколений, награжденные педагоги, учительские династии. Выпускники школы, их судьбы, 50 Теоретическая Практическая часть часть 20 30 50 20 30 60 30 30 достижения. История развития села, специфика, предприятия, люди, проживавшие и живущие в поселке, трудовые династии. Педагоги района и поселка – участники ВОВ. Новые преобразования в поселке. Итого 4. 5. 6. 80 30 50 20 10 10 28 288 10 120 18 168 Учащиеся 2 образовательного блока должны знать: 1. Формы и способы подборки тематических материалов; 2. 2. Об истории возникновения и развития образования в районе, в поселке. 3. Об истории возникновения поселка и его развитии, о людях, которые строили поселок и трудились в нем. 4. Проблемы поселка, школы, находить способы их решения. Должны уметь: 1. 2. 3. 4. Самостоятельно брать интервью; Собирать и оформлять материал; Делать публичные выступления по собранным материалам; Дорожить и гордиться наследием своих дедов и отцов. Учебно-тематический план 3 образовательного блока Количество часов 1 2 3 4. 5. 6. Наименование темы и виды работ всего Изучение краеведческой литературы, социально – экономическая история родного края.. Встречи с участниками и свидетелями исторического прошлого поселка. Знакомство с фондами архива, с правилами хранения музейных фондов, учетом и принятием в музейные фонды. Правила работы в школьном музее. Поисковая и исследовательская работа.. Работа по проектированию, публичные выступления.. Итого 50 Теоретическая Практическая часть часть 20 30 50 20 30 80 30 50 60 20 30 10 30 10 28 10 18 288 120 168 Учащиеся 3 образовательного блока должны знать: 1. 2. 3. 4. Хорошо знать историю своего села, школы, нашего государства. Музейное дело, экскурсионную работу. Источники информации по краеведению. Правила учета и хранение музейных фондов. Должны уметь: 1. Пользоваться различными источниками по поиску необходимой информации. 2. Самостоятельно проводить беседы, брать интервью, проводить экскурсии. 3. Заполнять инвентарные карточки, правильно делать описание музейных экспонатов. 4. Работать с архивными документами и техническими средствами. 5. Выполнять и представлять проектные и исследовательские работы. Список литературы: 1. Журналы «Патриот Отечества» с 2010 года издания. 2. Земля Первомайская под ред. Яковлева. 3. Краеведческое пособие «Край родной» П.М.Юрков. Издательство Томского университета. 4. По обе стороны Оби. Игорь Дуэль. 5. Моя страна Сибирь. Г. Граубин. 6. Путь длиною в 70 лет. Издательство г.Новосибирск / Обское бассейновое управление речного пути/ 7. Край кедровый . Литературный редактор Н.Потехина. 8. Памятники природы Томской области. Издательство «Печатная мануфактура» Г. Томск. 9. Журналы «Сибирская старина»