Березовские краеведы

Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации
Первомайского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области

Принята
На заседании методического совета
От 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МБОУ ДО « ЦДОД»
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА

«Берёзовские краеведы»
Направленность: туристско-краеведческая
Возраст обучающихся – 11-17 лет
Срок реализации – 1 года

Автор-составитель:
Керб А.В.
педагог дополнительного образования

с. Первомайское-2024
Пояснительная записка
Рабочая программа «Березовские краеведы» предназначена для учащихся 5 - 11
классов. Программа является образовательной, имеет исследовательскую, краеведческую
направленность. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном
крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности,
изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины»
для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая
родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.
Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить
о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру,
народные традиции, природу.
Программа является актуальной, так как изменения последних лет в социальноэкономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться
на то, что устоялось, не искажено временем, то есть искать опору в историко- краеведческих
знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа
адаптирована
к
условиям
образовательного
процесса
общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой
Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы
материальной культуры, книги), создан школьный музей.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в год 68 часов.
Рассчитана на учеников 5-11 класса. Группы обучающихся – разновозрастные
Цели программы:





Знакомство учащихся с культурным наследием родного края
Формирование патриотизма и гражданственности; воспитание духовности
Выработка умений по ведению исследовательской работы в области краеведения
Исторические исследования на базе экспонатов школьного музея

Задачи программы:









изучать прошлое и настоящее деревни Березовка и близлежащих деревень, обычаи,
традиции и духовную культуру народов, проживающих в деревне Березовка
воспитывать патриотизм у учащихся через краеведческие знания о селе и районе
формировать уважение к сохранению семейных ценностей и традиций
активизировать поисковую деятельность учащихся
прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе
изучения родного края
продолжить поисковую работу с целью нахождения экспонатов для школьного
краеведческого музея
формировать у школьников навыки информационной культуры. Использование
Интернета и информационных технологий в изучение краеведения
пополнять фонды школьного музея работами учащихся по краеведению

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:








Экскурсии
Работа с архивными данными, получение информации через архивы
Конференции
Уроки
Работа с документами
Исследовательская деятельность

Методы работы:




Групповая
Парная
Индивидуальная

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют
чувство «малой родины» - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:








организация экскурсий в краеведческие музеи
пешие экскурсии по селу
проведение экскурсий, внеклассных мероприятий в школьном музее
сбор материалов
создание проектов
оформление собранных материалов
участие в школьных районных, областных, всероссийских краеведческих
конкурсах

Прогнозируемый результат и способы определения результативности
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые
служат показателем результативности работы кружка. Учащиеся должны знать: историю
деревни Березовка, школы.
Учащиеся должны уметь:










работать с историческими источниками
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
сравнивать данные разных источников, анализировать их
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их
участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и
жителями села
описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи, описывать
исторические объекты, памятники
проводить экскурсии по музею
излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы
деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё
отношение к ним
уметь брать интервью
проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы




оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих
работах
уметь представлять свою исследовательскую работу

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в
школьных, районных и областных краеведческих чтениях, конкурсах, конференциях
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел
теория практика всего
I. Введение. Школьное краеведение. Его цели и задачи
Исторические источники

1

1

2

II. Введение в поисково-исследовательскую деятельность

5

10

15

III. Документоведение

2

2

4

IV. Музей и история родного края

2

2

4

V. Совершенствование экспозиции школьного музея

2

10

12

VI. Методика подготовки и проведения экскурсий

2

4

6

VII. Краеведческие исследования на базе экспонатов музея

5

10

15

VIII. Участие в районных, областных краеведческих
мероприятиях

-

9

9

IX. Итоговое занятие

–

1

1

Всего

20

48

68

Календарно – тематическое планирование занятий
краеведческого кружка «Березовские краеведы»
№ п/п

Дата

Тема занятий

Количество
часов

1

2

3

4

5

6

7

8
9

10

12

13
14

15

Введение

2

Школьное краеведение. Его необходимость, роль,
цели, задачи. Исторические источники
Введение
в
поисково-исследовательскую
деятельность
Источниковедение,
как
вспомогательная
историческая дисциплина. Научно-исследовательская
работа.
Знакомство с этапами работы с историческими
источниками, с типами проектных работ, а также
требованиями, оформлением и критериями защиты
работы
Выбор темы учебного исследования.
Целесообразность выбора. Формулирование
актуальности данного учебного исследования
Постановка проблемы. Формулирование цели и
гипотезы исследования. Предмет, объект
исследования
Подбор, просмотр литературы, относящейся к
исследуемому
вопросу,
составление
библиографической картотеки
Поиск, накопление и обработка научной информации.
Научные документы и издания. Организация работы с
научной литературой
Применение
информационных
технологий
в
исследовании
Организация хода работы над раскрытием проблемы
исследования
Документоведение

2
15
2

2

2

2

2

2

1
2
4

Знакомство с классификацией и систематизацией 2
музейных
экспонатов,
правилами
хранения
вещественных
и
письменных
исторических
источников
Работа с инвентарной книгой основного фонда 2
школьного историко-краеведческого музея
Музей и история родного края
4
Знакомство с историей основания деревни Березовка 2
и историей школы
Обновление стендов школьного музея.
2
Совершенствование экспозиции школьного музея

12

Отработка этапов и приемов экспозиционной работы

2

17

Обработка вновь поступивших экспонатов школьного 2
музея
Описание экспонатов школьного музея
2

18

Экспозиция музея. Тематика экспонатов

2

19

Составление аннотаций. Оформление текстов

2

20

Паспорта к экспонатам

2

Методика подготовки и проведения экскурсий

6

16

21
22

Знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения 2
экскурсий
Подготовка к проведению экскурсий
2
2

25

Проведение экскурсий для учащихся школы, жителей
и гостей села
Исторические исследования на базе экспонатов
музея
Работа с фондами музея Работа с периодической
печатью, архивными документами
Работа с фондами музея. Изучение экспонатов музея

26

Работа с фондами музея. Изучение экспонатов музея

2

27

2

32

Работа с фондами музея. Фото-видеосъемка
экспонатов
Встречи с краеведами. Запись воспоминаний жителей
деревни Березовка
Песни, поговорки, обычаи, обряды, народные игры
жителей Березовки
Работа с фондами музея. Работа с архивными
документами
Экскурсия в музей имени Рейле Германа
Мартыновича
Участие в районных, областных краеведческих
мероприятиях
Участие в районных краеведческих конференциях

33

Участие в областных краеведческих конференциях

3

34

Участие в работе исследовательской деятельности на 3
базе музея
Итоговое занятие
1

23

24

28
29
30
31

35

15
1
2

2
2
2
2
9
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».