Витязь

Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации
Первомайского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области

Принята
На заседании методического совета
От 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МБОУ ДО « ЦДОД»
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ВИТЯЗЬ»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся – 10-16 лет
Срок реализации – 3 года

Автор-составитель:
Бочарников Николай Семёнович,
педагог дополнительного образования

с. Первомайское 2024

Пояснительная записка
В работе образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание
подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания –
формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя
говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Воспитание чувства
патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ, свой город – вот основная цель
руководителя детского патриотического объединения "Витязь".
Детское патриотическое объединение «Витязь» действует на основе Положения о детском
объединении.
Программа патриотического воспитания содержит следующие принципы:
1. Принцип доверия и поддержки: это отказ от практики авторитарного воздействия на
родителей и учащихся, культивирование доверия и взаимной поддержки
педагогического коллектива, родительской общественности. Формирования
гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и
самовоспитания.
2. Принцип партнерства: оказание помощи педагогами, родителями в вопросах
воспитания, уважения мнения всех участников учебно-воспитательного процесса,
привлечение к делу воспитания патриотического, гражданского и жизненного опыта
людей, представителей различных социальных институтов воспитания.
Основные
принципы
жизнедеятельности
детского
патриотического
объединения "Витязь"
Патриотизм; общественно-полезная направленность; коллективизм; игра,
творчество; поиск; опора на интересы и способности учащихся; добровольность,
самоуправление; активность, инициатива, личный подход в работе; постоянное
совершенствование каждого члена объединения.
Цель программы:
Создание и совершенствование системы патриотического и духовно-нравственного
воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и
патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства,
любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Задачи:
Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю.
Подъѐм духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и
формирование активной жизненной позиции школьников.
 Приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой
и поисково-исследовательской деятельности.
 Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.
 Повышение качества патриотического воспитания в школе.




Содержание программы. Система мероприятий
Система мероприятий патриотического воспитания предусматривает решение
поставленных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и
исполнителям.
1. Организационные:




Организация военно-патриотического клуба в школе.
Организация совместной работы с Советом ветеранов, с воинами интернационалистами города.
 Создание фонда школьного музея.
2. Информационно-методические:
 Создание банка данных по проблемам гражданского и патриотического воспитания.
 Обобщение опыта по патриотическому воспитанию учащихся.
3. Массовые мероприятия с учащимися:
 Проведение Уроков России в школе.
 Организация и проведение массовых мероприятий с учащимися, посвящѐнных дням
воинской славы.
 Организация учебной и внеклассной деятельности школьников, способствующей
развитию гражданских качеств и учений, воспитывающей лидеров (Вахта памяти,
Уроки мужества, Уроки поэзии «Строки, опалѐнные войной».)
 Участие в районных и областных конкурсах патриотической направленности.
Составные части патриотического воспитания:
1. Военно-патриотическое воспитание
 Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с воинамиинтернационалистами, солдатскими вдовами и интересными людьми села.
2. Духовные ценности
 Воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования.
 Посещение музеев, выставок, концертов.
 Экскурсионные программы.
3. Содержание образования
 Содержание образования в рамках учебных предметов, таких как русский язык и
литература, история и география.
 Целевые уроки – могут быть посвящены знаменательным событиям, выдающимся
личностям, народной культуре, ремѐслам.
 Праздничные мероприятия, викторины, конкурсы, проектная и исследовательская
деятельность.
Формы и методы реализации программы
 Коллективно-творческое дело
 Элементы шоу-технологии
 Элементы PR-технологии
 Индивидуальная и групповая работа
 Проектная и исследовательская деятельность
Основные компоненты:
 индивидуально – групповой компонент;
 ценностно-ориентационный;
 функционально – деятельностный;
 пространственно – временной;
 диагностико – аналитический
Механизмы реализации программы.
1. В своей работе "Витязь" руководствуется:
2. Конвенцией ООН о правах ребенка;
3. Конституцией Российской Федерации;
4. Гражданским кодексом РФ;
5. Федеральным законом РФ "Об общественных объединениях";
6. Федеральным законом РФ "О государственной поддержки молодежных и детских
общественных объединений";

7. Законом РФ "Об образовании".
Предполагаемые конечные результаты.
 Сформированность высокого уровня гражданского самосознания и ответственности
у школьников.
 Воспитание у учащихся гордости за принадлежность к Первомайскому району,
Томской области и Российской Федерации.
 Снижение уровня преступности в социуме.
 Привлечение интереса к военной службе.
 Развитие потребности в изучении истории своего края и Отечества.

Направления воспитательной работы:
Наш девиз: «Лучше быть, чем казаться!»
Направление «Человек»
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе,
Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим!
Сегодня молодое поколение нашей страны переживает кризисную социальнопсихологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения,
нормативные и ценностные ориентации. Поэтому в настоящее время как никогда важно
формирование молодого человека, осознающего себя в этом мире, умеющего чѐтко
простроить и определить своѐ будущее, адаптироваться к современным условиям. Важно
также наполнить содержанием подрастающего
воспитанника, то есть организовать его духовную деятельность, которую ещѐ называют
ценностно – ориентационной. В этом более точном термине содержится сущность данного
вида деятельности – осмысление ценностей жизни.
Цель занятий с детьми – не формулировка прямого и точного ответа, а пробуждение
мысли детей, предоставление детям возможности производить выбор своего Я.
Спектр мероприятий данного направления работы очень разнообразен:
 Проведение тематических бесед, классных часов.
 Проведение различных досуговых мероприятий.
 Проведение тестирования и анкетирования школьников по различным вопросам
жизни детей и их ощущения в школе.
 Участие в организации и проведении туристических походов, поездок, экскурсий.
 Индивидуальная работа с «трудными» учащимися и учащимися группы риска,
асоциальными семьями; предупреждение совершения правонарушений и
преступлений.
 Консультирование учащихся, педагогов, родителей.
Главной задачей направления является предоставление ребенку права на
самореализацию.
Каждый ребѐнок в процессе игры, трудовой и учебной деятельности, внеклассного
мероприятия должен почувствовать внимание к себе со стороны педагога, признание своей
индивидуальности, получить положительную оценку действий.
Для того чтобы ребѐнку было комфортно и безопасно в школе и среди сверстников, ему
нужно научиться общаться. Поэтому в своей работе большую роль мы отводим
соблюдению принципа толерантности, уважительного отношения человека, соблюдению
его прав, учѐту обязанностей. Без сомнения, воспитание такого рода должно начинаться в
семье, нот не всегда занятые родители могут дать своим детям основы коммуникативных
умений. И в данной ситуации эту функцию выполняет школа, а именно классный
руководитель. С помощью анкетирования
выявляется уровень тревожности детей, адаптации в школе, мотивации и готовности к
обучению.

План работы по направлению:
№ Тема Содержание
1. Какой наш класс?
Определение цели и задач для работы объединения.
2. Разрешите представиться
Знакомство с курсом, принятие правил работы в группе. Сплочение коллектива
3. Индивидуальность, или чем я отличаюсь от других
Развитие навыков самопознания.
4. Я в мире людей, или согласие с другими.
Развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения
друг к другу
5. Поведение и культура.
Стимулирование поведенческих изменений, обучение приемам эффективного
межличностного общения
6. Общение в моей жизни.
Формирование первоначальных представлений о значении общения в жизни
человека.
7. Общение и уважение
Формирование навыков эффективного повседневного общения
8. Конфликт - неизбежность или...
Обучение детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.
9. Комплимент - дело серьезное?
Развитие умения замечать положительные качества в людях, выражать это в
доброжелательной и приятной форме
10. Без друзей на свете трудно жить...
Обучение использовать понятия «друг», «дружба», совершенствовать навыки
общения.
11. КТД « Письмо-пожелание моему однокласснику».
Закрепление полученных знаний.
Направление «ОТЕЧЕСТВО»
Данное направление является основным и ключевым в работе детского патриотического
объединения «Витязь».
Целью
гражданско-патриотического
воспитания
школьников
является
формирование у подрастающего поколения высоких нравственных и этических качеств,
среди которых особое значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за
судьбу Отечества и готовность его защищать.
Задачи направления:
 Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю.
 Подъѐм духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
 Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и
формирование активной жизненной позиции школьников.
 Приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, проектной и
исследовательской деятельности.
 Изучение и пропаганда национальных традиций. Культуры.
Направления работы:
 Информационно-пропагандистское
 Научно-исследовательское
 Военно-спортивная
 Туристическое
 Организационно-массовое

 Шефское
Информационно-пропагандистское:
 Проводятся мероприятия, посвященные праздничным событиям России, области,
города, школы;
 Ведется летопись главных традиционных дел ДПО "Витязь";
 Наглядно оформляются итоги массовых дел и акций объединения.
Научно-исследовательское:
 доклады, рефераты, проекты по истории военных лет, об отдельных страницах,
эпизодах различных сражений;
 исследовательская, поисковая деятельность в библиотечных фондах, в городских
архивах в процессе работы над сообщениями, докладами, рефератами.
Организационное – массовое:
 Дни памяти;
 Уроки мужества;
 Традиционные праздничные "Огоньки", встреча с ветеранами;
 Линейки памяти.
 Выезды к памятным местам города, района.
 Участие в Областных слетах туристов «Моя малая Родина».
 Участие в Районной и областной «Школе безопасности».
Шефское:
 Закрепляет ветеранов войны и труда, с целью проведения шефской работы, записи
воспоминаний, пополнения фонда музея;
 Проводят акции, мероприятия "Забота", "Звезда ветерану", "Память" и др.;
 Проводит конкурсы на лучшие рассказ, сочинение о ветеранах войны и труда,
"Открытку ветерану", а также на лучшую организацию шефской работы;
 Организует сотрудничество с советом ветеранов, участниками Великой
Отечественной войны, очевидцами исторических событий.
Основные мероприятия направления «Отечество»
№
п/п

Наименование мероприятия

1
2
3

Урок России
Сентябрь
Урок знаний «Конституция России» Сентябрь
Урок-викторина «Флаги России»
Октябрь

4

Урок
мужества
«Поклонимся Май
великим тем годам…»
Классные часы «Государственная Ноябрь
символика»

5

Сроки
проведения

6

Классные
часы
российских городов»

«Символы Январь

7

Классные часы «Моя малая Родина» Октябрь

Направленность в системе
патриотического
воспитания
Гражданско-патриотическое
Гражданско-патриотическое
Гражданскопатриотическое, историкокраеведческое
Военно-патриотическое,
героико-патриотическое
Гражданскопатриотическое, историкокраеведческое
Гражданскопатриотическое, историкокраеведческое
Историко-краеведческое

8
9
10
11
12

13
14

15

Классные часы «Национальные Февраль
традиции»
Конкурс «А ну-ка, парни!»
Февраль
Подготовка ко Дню Победы
Март-апрель

Историко-краеведческое

Духовно-нравственное
Военно-патриотическое,
героико-патриотическое
Конкурс плакатов «Память жива!»
Апрель
Военно-патриотическое,
героико-патриотическое
Конкурс чтецов «Навстречу Победе Апрель
Военно-патриотическое,
в ВОВ»
героико-патриотическое,
социально-патриотическое
Урок-викторина «Герои воины»
Март
Военно-патриотическое,
героико-патриотическое
Шефство над ветеранами
В
течении Военно-патриотическое,
года
героико-патриотическое,
социально-патриотическое
Благотворительная акция «Посылка Апрель-май
Духовно-нравственное
ветерану»

Направление «Семья»
У каждого человека должны быть дом, семья, родные. Именно здесь вы найдете
сочувствие, теплоту, взаимопонимание. В условиях, когда большинство семей озабочено
решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась
тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка.
Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной
мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой
осуществляют воспитание интуитивно.
Цель: сформировать партнерские отношения между школой и семьей,
воспитать чувства взаимного уважения, доверия и взаимопонимания.
Предполагаемый результат – вовлечение родителей в воспитательный процесс
школы и класса.
Деятельность
Действия
Формы
Диагностика
Изучение семей
 Анкетирование
 Сочинение «Моя семья»
 Рисунок «Моя семья»
 Посещение семей
Работа
с Создание
условий
для
 Классные часы
родителями
участия
родителей
в
 День открытых дверей
воспитательном
процессе
 Вечера вопросов и ответов
объединения;
 «История
семьи
в
фотографиях»
 «Семейные династии»
 «Земля отцов»
 «Легко
ли
быть
родителями?» - семейный
праздник.
Педагогическое
и
 Дни открытых дверей
психологическое
 Игровые тренинги
просвещение родителей.



Встречи со специалистами

Направление «Здоровье»
Мы часто слышим это крылатое выражение: «В здоровом теле – здоровый дух», но, к
сожалению, далеко не каждый школьник знает, что оно обозначает и какой смысл несет в
себе. Поэтому и возникла необходимость создания данного направления, тем более, что
медицинское обследование школьников, показало, что в классах много детей с различными
заболеваниями.
Основные заболевания у детей:
 Снижение зрения
 Малая двигательная активность (избыточный вес)
 Сколиоз
 Заболевания органов пищеварения.
 Как выяснилось, многие заболевания можно было предупредить, выполняя
различные упражнения и тренировки. Следовательно, с помощью данной
программы мы сможем повлиять на физическое состояние ребенка.
Цель: сформировать потребность учащихся в здоровом образе жизни, занятию
спортом.
Задачи:
 Защитить, сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье школьников.
 На конкретных случаях из жизни показать пагубные последствия действия табака на
«активных» и «пассивных» курильщиков.
 Понизить заболеваемость среди детей.
 Воспитать позитивное отношение учащихся к урокам физкультуры и занятиям
спортом.
Работа по данному направлению ведется с опорой на методическое пособие
по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков
фонда «Здоровая Россия», 2007 года. Авторы: Бернова Ю.Е, Дмитриева Е.В.,
Рюмина И.И., Фомина Е.В., Фролов С.А.
Программа основана на ценностях, актуальных для человека 10-16 лет. В этом возрасте идет
поиск ответов на множество вопросов. Кто я? Какой Я?
Почему я такой? Именно эти вопросы дети самостоятельно находят в процессе
занятий по направлению.
Планирование:
Мероприятие
«Встреча у костра»

Содержание
Укрепление
здоровья
учащихся с помощью
подвижных игр на свежем
воздухе.
Анкетирование «Может ли Выявление
знаний
лидер быть нездоровым?»
школьников о здоровом
образе жизни, имеющихся
вредных привычек у детей
и их членов семьи.
Беседа «Какой я?»
Раскрытие понятия «мое
физическое и психическое
здоровье»

Предполагаемый результат
Повышение
иммунитета,
создание
хорошего
настроения,
сплочение
коллектива.
На
основе
полученных
данных
наметить
план
дальнейшей работы.
Дать
представление
о
здоровье человека и способах
его достижения

Беседа
«нет!»

«Умение

сказать Доказательство опасности Отказ от вредных привычек.
табака и алкоголя для
здоровья человека.
«Сок-шоу»
Пропаганда
здорового Создание
хорошего
образа жизни.
настроения,
воспитание
потребности ЗОЖ.
«Будущий защитник» - Выявление взаимосвязи Стремление
детей
к
игра-конкурс.
красоты и здорового физической
и
духовной
образа жизни.
красоте.
КТД «Мой выбор»
Пропаганда
здорового Осознание детьми того, что
образа жизни.
активен лишь тот, кто здоров.
Тренинги «Все, что тебя Пропаганда
здорового Формирование
касается»
образа жизни.
заинтересованного отношения
к своему здоровью.
«Что
делает
человека Пропаганда
здорового Осознание детьми того, что
лидером?»
образа жизни.
самодостаточным может быть
только здоровый человек.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996 год.
2. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская Педагогика.
3. Каменский А.М. Стратегические ориентиры в управлении современной школы.
Центр «Педагогический поиск», 2007
4. Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель: практические материалы),
Москва, Педагогическое общество «Россия». 2005г.
5. Мартынова Г.А., Рогальская С.Г. Самоуправление, как средство развития и
саморазвития личности школьника// «Классный руководитель». – 2003.-№8.
6. Олещук Ю.Ф. Технология общения. Москва, издательство «Знание», 1996 год.
7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе,
Москва, 2001.
8. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: материалы
всероссийской научно-практической конференции, 1999. //ж. «Заместителя
9. директора школы по воспитательной работе».-2005.-№5.
10. Степанов П.В., Степанова И.В. Диагностика, анализ и планирование процесса
воспитания в школе. Центр «Педагогический поиск», 2006г.
11. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности. Москва. Народное образование,
2000.
12. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва
,2002.
13. Степанов Е.Н. Педагогу о детском объединении. Москва, 2004.
14. Щуркова Н.Е. Воспитание в коллективе. Центр «Педагогический поиск», 2004 год.

Приложения
Законы жизни детского патриотического объединения «Витязь».
«Эти законы нужно знать и везде их выполнять!»
1. «Закон 00» - закон точности.
2. «Закон свободного микрофона» - каждый может принять участие в обсуждении и
разговоре по теме встречи.
3. «Закон поднятой руки» - этот закон все знают, через 10 секунд замолкают.
4. «Закон критики» - ты такой обычай знай, критикуя, предлагай!
5. «Закон зала» - выкрики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются!
6. «Закон времени» - время не трать напрасно, говори коротко и ясно.
7. «Закон доброго отношения к людям».
Памятка члену объединения.
1. Твердо знай, что входит в твои обязанности.
2. Не научившись подчиняться, не сможешь командовать.
3. Мысль толково излагай, если надо повторяй!
4. Составь план своей работы – с ним тебе будет легче работать!
5. Дал поручение – обязательно проверь его.
6. Начиная новое дело, проверь, все ли готово для этого. По окончании собери ребят,
поинтересуйся, что получилось, что нет и почему.
7. В случае неудачи не спеши обвинять ребят, подумай, не ты ли сам ошибся.
Не думай, что в чем-то ты выше друзей, и нос задирать, задаваться не смей!
8. Если будет трудно, не стесняйся обращаться к своим друзьям, старшим товарищам за
советом.
9. Не критикуй, а предлагай!
Методика для учащихся
( автор А.А.Андреев).
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия
с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной
жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10.На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка данных.
Показателем удовлетворенности учеников школьной жизнью (У) является частное от
деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У

больше трех, то можно говорить о высокой степени удовлетворенности, если больше 2, но
меньше 3 или меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени
удовлетворенности.
АНКЕТА
«Какое наше объединение?»
Отвечайте «да» или «нет», постарайтесь оценить ситуацию по пятибалльной системе.
1. Сплочен и дружен ли наш коллектив?
2. Активно ли участвует наш коллектив в общих делах школы?
3. Помогут ли вам в ребята из объединения, если вы попросите?
4. Что у нас в коллективе легче сделать:
А) попросить сделать за себя другого человека
Б) объяснить непонятный материал и позаниматься
5. Если ты отстал по болезни, предложат ли ребята помощь?
6. Если у вас случилась неприятность:
А) вас в коллективе поймут и помогут
Б) все останутся равнодушными
7. Заметят ли ваше плохое настроение или самочувствие ваши друзья из объединения?
9. Ваш лучший друг – член ДПО «Витязь»?
10.У тебя много приятелей в объединении?
11.Что бы ты изменил в нашем объединении?
12.Какое бы ты хотел иметь поручение в ДПО «Витязь? Чем бы хотел заниматься?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».