Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Первомайского района Томской области Принята На заседании методического совета От 30.08. 2024г. Протокол № 1 Утверждаю Директор МБОУ ДО « ЦДОД» _______________Н.А. Кротова № 69-О от 02.09.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Географ - исследователь" Направленность: естественнонаучная Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Гоголинская Жанна Николаевна, педагог дополнительного образования с. Первомайское, 2024 Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка. 1.2 Цель и задачи программы. 1.3 Содержание программы. 1.4 Планируемые результаты. стр. 3 стр. 5 стр. 6 стр. 11 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1 Календарный учебный график 2.2 Условия реализации программы. 2.3 Формы аттестации. 2.4 Оценочные материалы. 2.5 Методические материалы. 2.6 Список литературы. стр. 13 стр. 17 стр. 18 стр. 18 стр. 19 стр. 24 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Географ исследователь» естественнонаучной направленности. Уровень программы стартовый. Данная программа рассчитана на обучающихся, имеющих базовые знания по школьной программе. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний по географии, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Программа разработана в соответствии со следующими документами: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145- ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (изменения от 15 мая 2023 года № 1230-р); Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р, с изменениями на 15 мая 2023 года); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 21 апреля 2023 года); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242); Устав Учреждения Локальные нормативные акты Учреждения Актуальность данной программы предусматривает исследовательскую, проектную и практическую деятельность учащихся в рамках подготовки к участию в олимпиадах и конкурсах проектно-исследовательских работ по географическому, экологическому и краеведческому профилю, а также в рамках реализации исследовательских и социальных проектов естественнонаучной и краеведческой направленности. Разработка дополнительных общеразвивающих программ для обучения школьников исследовательским навыкам актуальна, так как в настоящее время уделяется всё больше внимания исследовательской и проектной деятельности учащихся, расширился круг разнообразных конкурсов и олимпиад, но большинством школьных программ не предусмотрены достаточные возможности для выполнения исследовательских и проектных работ. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Отличительная особенность программы: - степень новизны для обучающихся (содержание включает материал, не предусмотренный в базовых программах школьных предметов); - мотивирующий потенциал программы (программа содержит материал, вызывающий познавательный интерес воспитанников); - развивающий потенциал программы (содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников); - полнота содержания (программа содержит всё необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей); - связанность и систематичность изложенного материала (изучение курса обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи) - программа основывается преимущественно на активных методах обучения; - степень контролируемости (конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости); - ресурсная реалистичность (программа курса реальна в плане использования учебно-методических и материально-технических средств). Адресат программы. Программа предназначена для проведения занятий с учащимися 11-15 лет, т.к. предполагает использование знаний курсов «Начальный курс физической географии», «Введение в географию», биологию и курсов « Окружающий мир» начальной школы. Содержание курса направленно на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Практическая значимость программы обусловлена тем, что ребята приобретают ряд навыков, необходимых для дальнейшего обучения, таких как поиск и обработка информации, публичное выступление, обмен опытом. Выполнение исследований в той или иной области географии, экологии или краеведения способствует также профориентации учащихся. Объем программы. Данная программа обучения рассчитана на 144 часа в год – 1 год обучения, необходимых для освоения программы. Формы обучения и виды занятий Программа рассчитана на очную форму обучения (с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") и включает 144 занятия (теории и практики).. Основные формы - лекция с элементами беседы - поэтапное формирование умений и навыков - семинар-практикум - практическая работа - научно-практическая конференция В работе по содержанию возможны следующие виды деятельности: - выполнение практических работ - самостоятельные исследования - составление и моделирование изучаемых процессов - устные сообщения обучающихся с последующей дискуссией - работа в группах - работа со справочной литературой, энциклопедиями, ресурсами Internet Обучение в объединении очное, групповое. Срок реализации программы: 1 год обучения. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 2 астрономических часа (45 минут занятие, 15 мин). Количество обучающихся в группе составляет 15 человек. СанПин 2.4.3172-14. 1.2 Цель и задачи программы. Цель: создание условий для включения обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Для реализации указанной цели решаются следующие задачи: отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений; активизация творческой деятельности школьников на актуальном современном материал ; развитие поисково-исследовательских видов деятельности школьников; формирование у школьников познавательных мотивов, готовности к самостоятельному выбору решений и последующим эффективным действиям; полученных знаний в жизни и практической деятельности. Развивающие: - совершенствование навыков поиска, обработки и представления информации; - развитие навыков целеполагания, анализа информации и формулирования выводов; -развитие познавательной активности учащихся через межпредметные связи, показать роль естественных наук в процессе познания; -развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения географических, экологических, краеведческих знаний с использованием различных источников информации, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой. Воспитательные: - создание условий для формирования у учащихся адекватной самооценки и веры в свои способности; - создание условий для формирования целеустремлённости, развития умения ставить перед собой задачи и находить способы их решения; - совершенствование коммуникативных навыков (проведение социологических опросов, сотрудничество с социальными партнёрами, обмен опытом, публичные выступления). Прогнозируемый результат В ходе реализации программы учащиеся Должны знать/понимать: - Основные понятия курса. -Основные методики проведения наблюдений. -Основные географические понятия и термины -Результаты выдающихся географических открытий и путешествий Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека Воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека Должны уметь: Проводить самостоятельный поиск информации Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов); Выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов; Находить в разных источниках географическую информацию; Приводить примеры, используя основные источники географической информации; Определять расстояния и направления на местности и по плану Чертить простейший план местности Применять приборы и инструменты (по темам разделов); Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - ориентирования на местности - чтения планов местности и географических карт - проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; - проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др. Механизм отслеживания результатов Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: -участие в конкурсах; -подготовка рекламных буклетов о проделанной работе; -отзывы родителей обучающихся на сайте учреждения; -анкетирование обучающихся и их родителей; - выступление с проектами. Входной контроль проводится для обучающихся в течение двух недель с начала изучения образовательной программы Цель: выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся в начале цикла обучения. Задачи: -прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе; -выбор уровня сложности программы, темпы обучения; -оценку дидактической и методической подготовленности. Методы проведения: -индивидуальная беседа; -тестирование ; -анкетирование. Промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия образовательной программы. Цель: отслеживание динамики развития каждого обучающегося, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции. Задачи: -оценка правильности выбора технологии и методики; -корректировка организации и содержания учебного процесса. Метод проведения: -тестирование Итоговая аттестация проводится в конце изучения образовательной программы. Цель: подведение итогов освоения образовательной программы. Задачи: -анализ результатов обучения; -анализ действий педагога. Методы проведения итоговой диагностики: -творческие задания; -тестирование -выставка работ. 1.3 Содержание программы. Учебный план Количество часов Название раздела, темы № п/п Всего Теория Практика Раздел 1. Введение. Что мы будем изучать. 7 часов 1 1 Водное занятие. Оборудование кабинета для занятий. Инструктаж по техника безопасности. Входная диагностика. Кого считают «отцом географии» 2 2 0 1 0 1 Наблюдение - метод географической науки 1 1 0 Экскурсия на природу 2 0 0 Контрольная работа 1 0 Формы аттестации (контроля) внешний контроль, самоконтроль. 2 3 4 отчет по итогам экскурсии 5 2 6 7 Раздел 2. Ориентирование на местности. 11 часов Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам Компас. История его изобретения. 2 1 1 2 1 1 внешний контроль, самоконтроль. Как определить расстояние? 2 0 2 Что такое план местности? Для чего он нужен? Знаки на плане. Контрольная работа 4 1 3 1 0 0 8 9 контрольное задание 10 3 11 12 13 14 15 4 16 17 18 19 20 21 22 Раздел 3. Земля как планета солнечной системы 13 часов Земля среди других планет Солнечной системы 4 2 2 Движение Земли. 2 1 1 Фенологические наблюдения. 4 1 3 Экскурсия в районный краеведческий музей 2 Контрольная работа 1 0 0 Раздел 4. Внутреннее строение Земли . 18 часов Слои «твердой» Земли. 4 1 3 .Вулканы Земли 4 1 3 Из чего состоит земная кора. 2 1 1 Землетрясения 2 1 1 Рельеф земной поверхности. 3 1 2 Экскурсия в местный краеведческий музей. 2 1 1 Топонимы. Контрольная работа 1 5 Вода на Земле Раздел 5. Водная оболочка Земли. 12 часов 4 2 2 23 24 25 26 27 Мировой океан Воды суши. Человек и гидросфера Контрольная работа 2 4 2 1 1 1 1 внешний контроль, самоконтроль. контрольное задание Внешний контроль, самоконтроль «Своя игра» внешний контроль, самоконтроль. 1 3 1 Контрольное задание 31 Раздел 6. Воздушная оболочка Земли. 21 час Воздушная «одежда» Земли 4 1 3 Погода и метеорологические наблюдения 10 2 8 Человек и атмосфера 4 1 3 Экскурсия на метеорологическую станцию с. 2 Первомайское. 32 Контрольная работа 7 33 34 35 36 37 38 39 Раздел 7. Живая оболочка Земли. 17 часов Оболочка жизни. 2 1 Жизнь в тропическом поясе 2 1 Жизнь в умеренном поясе 3 1 Жизнь в полярных поясах 2 1 Жизнь в океане 2 1 Природная среда. 1 0 Охрана природы. 2 Экскурсия в сельскую библиотеку «Книжный мир о 2 природе» Контрольная работа 1 6 28 29 30 40 41 8 42 43 44 45 46 47 48 Уникальные растения и животные. 1 0 Раздел 8. Зеленая планета . 19 часов 2 1 1 контрольное задание 1 1 2 1 1 1 2 внешний контроль, самоконтроль. контрольное задание 1 Растения, занесенные в Красную книгу Томской области Значение леса 3 1 2 2 1 1 Животные , занесенные в Красную книгу Томской области Определение животных нашего края. 3 1 2 2 2 Конкурс творческих работ, посвященный охране животных Изучение видового состава местных птиц. Определение голосов птиц. 1 1 3 1 внешний контроль, самоконтроль. 2 внешний контроль, самоконтроль. 49 Контрольная работа Кроссворд 1 Раздел 9. Краеведение. 24 часа 6 2 9 52 Особенности географического положения и природы своего села. История заселения. Знаменитые люди - наши земляки Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта Мой дом. Родословная семьи. Защита проекта «Моя родословная» 6 2 4 53 Родная школа. Ее история и традиции. 4 1 3 Экскурсия в местный краеведческий музей. «Село Сергеево: прошлое, настоящее и перспективы развития» «Село Сергеево: прошлое, настоящее и перспективы развития. 2 Контрольная работа 1 50 51 4 1 2 1 1 0 1 внешний контроль, самоконтроль. 54 55 56 2 2 контрольное задание 57 10 58 Итоговое занятие Итого часов: Раздел 10. Итоговое занятие 2 часа 2 0 2 итоговый контроль, диагностические материалы 144 часа Методическое обеспечение Содержание учебно-методического плана. 1. Введение. Что мы будем изучать. 7 часов, из них теория -5; практика -1; экскурсия -1 : Теория: Понятие «география», что она изучает, как развивались знания о географии. Наблюдение - метод географической науки. Понять, как географы изучают объекты и процессы. Входная диагностика. Инструктаж по технике безопасности. Правила техники безопасности при выполнении работ, выходы на экскурсию. Практика: Сделаем иллюстрированный географический словарь. Отчет по итогам экскурсии. Формы проверки ЗУН: внешний контроль, самоконтроль. 2. Ориентирование на местности. 11 часов, из них теории - 3 часа, практика –8 часов. Теория: Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам . Компас. История его изобретения. Как определить расстояние? Что такое план местности? Для чего он нужен? Знаки на плане. Практика: Изготовление буклета «Как можно сориентироваться на местности, если нет компаса». Определение сторон горизонта по компасу. Определение расстояния с помощью рулетки и шагов. Составление плана «Безопасная дорога в школу». Формы проверки ЗУН: внешний контроль, самоконтроль. 3.Земля как планета солнечной системы. 13 часов, из них теории -4 часа, практика – 7 часов, экскурсия -2часа. Теория: Земля среди других планет Солнечной системы. Движение Земли. Фенологические наблюдения. Практика: Проект «История возникновения и развития Земли», Фенологические наблюдения. Формы проверки ЗУН: внешний контроль, самоконтроль. 4. Внутреннее строение Земли . 18 часов в, из них теория – 6 часов, практика – 12 часов. Теория: Слои «твердой» Земли. Вулканы Земли. Строение вулкана. Из чего состоит земная кора. Горные породы. Землетрясения, очаг, эпицентр. Рельеф, формы рельефа. Литосфера. Районы, наиболее обжитые людьми. Практика: Проект «Модель «тве рдой» Земли. Изготовление макета вулкана, работа вулкана. Проект «Конструктор литосферных плит». Коллекция «Горные породы и минералы моего края». Изготовление нивелира. Составление топонимического словаря своей местности. Формы проверки ЗУН: внешний контроль, самоконтроль. 5. Водная оболочка Земли. 12 часов, из них теория – 5 часов, практика – 7 часов. Теория: Вода на Земле. Гидросфера и ее части. Мировой океан и его части. Реки, озера, ледники. Роль воды в жизни человека. Практика: Исследование свойства воды. Игра «Знатоки морских названий». Мозаика «Географическая карта». Проект «Создание модели родника». Расчет 6. Воздушная оболочка Земли. 21 час, из них теория -4 часа, практика -15 часов, экскурсия – 2 часа. Теория: Атмосфера и ее строение. Погода и ее элементы, метеорология. Как наблюдают и описывают погоду. Роль атмосферы в жизни человека. Практика: Модель самодельного барометра. Проведение опытов, наглядно доказывающих существование атмосферного давления. Модель самодельного флюгера. Наблюдение за погодой. Календарь погоды. Проект «Календарь народных примет». Измерение температуры и влажности воздуха в кабинете. Формы проверки ЗУН: внешний контроль, самоконтроль. 7. Живая оболочка Земли. 17 часов, из них теории – 5 часов, практики – 10 часов, экскурсия - 2 часа. Теория: Биосфера и ее части. Растительный и животный мир тропиков, умеренных широт, полярных широт. Растительный и животный мир океанов. Природная среда. Практика: Рисунки «Как могли бы выглядеть древние организмы». Воображаемое путешествие по тропикам. Учимся составлять гербарий растительности своей местности. Проект «Воображаемое путешествие в тундру». Модель «Глубины океана». Этажи подводной жизни-схема «Кто кого ест в океане». Составление Экологической тропы. Формы проверки ЗУН: внешний контроль, самоконтроль. 8. Зеленая планета . 19 часов, из них теории – 5 часов, практики – 14 часов. Теория: Уникальные растения и животные. Растения и животные, занесенные в Красную книгу Томской области. Значение леса. Практика: презентация «уникальные растения и животные», создание буклета « растения и животные ,занесенные в Красную книгу Томской области», экологическая игра «Определение животных нашего края», конкурс творческих работ, посвященный охране животных. Формы проверки ЗУН: внешний контроль, самоконтроль. 9. Краеведение. 24 часа, из них теории – 7 часов, практики – 15 часов, экскурсия – 2часа. Теория: Особенности географического положения и природы своего села. История заселения. Знаменитые люди - наши земляки. Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта. Мой дом. Родословная семьи. Родная школа. Ее история и традиции. Деревня Туендат: прошлое, настоящее и перспективы. Практика: Проект «Моя родословная». Исследования: «Родная школа. Ее история и традиции», «Деревня Туендат: прошлое, настоящее и перспективы». Составление схемы «Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта». 1.4. Планируемые результаты Результаты реализации программы сформулированы исходя из принципа «дополнительности к основному образованию», с учётом стандартов общего образования и ориентированы на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов через формирование универсальных учебных действий. Личностные результаты: -самореализация личности через выполнение исследовательских работ и участие в проектной деятельности; - развитие целеустремлённости; -формирование адекватной самооценки; -развитие познавательной активности; -развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация. Метапредметные результаты: -расширение кругозора; -развитие логического мышления; - развитие памяти; -навыки взаимодействия в группе в процессе реализации проекта или выполнения коллективного исследования; Универсальные учебные действия: -умение работать с тестами; -умение самостоятельно находить, систематизировать и анализировать необходимую для работы информацию в различных источниках (литература, пресса, интернет); -навыки работы по алгоритму; -навыки фиксации результатов исследования; -навыки анализа полученных результатов, представления их в виде схем, таблиц, графиков или диаграмм; -навыки целеполагания и формулирования выводов; -навыки публичного выступления, представления результатов своей работы; -навыки анализа и корректировки результатов выполненной работы. Предметные результаты: -общие знания в области географии, экологии, биологии, краеведения; -знание особенностей проведения географических, биологических, экологических, краеведческих исследований; - навыки применения исследовательских методик; Результаты, ожидаемые в процессе выполнения конкретной работы: -освоение необходимых знаний в рамках выбранной темы исследования или проекта; -освоение выбранной методики исследования, проведение исследований по выбранной теме; -оформление исследовательской работы или проекта; -защита исследовательской работы или проекта на конкурсах, олимпиадах и конференциях разного уровня. 2.1 Календарный учебный график. № п\п 1 1 2 Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Раздел 1. Введение. Что мы будем изучать. 7 часов 2 Водное занятие. Оборудование зала для занятий. Инструктаж по техника безопасности. Входная диагностика. 1 Кого считают «отцом географии» 1 Наблюдение - метод географической науки 2 Экскурсия природу 1 Контрольная работа 3 4 на 5 2 6 7 Раздел 2. Ориентирование на местности. 11 часов а 2 Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам 2 Компас. История его изобретения. 2 8 Как определить расстояние? Место проведени я Форма контроля МАОУ Сергеевска я ООШ внешний контроль, самоконтроль . МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ М Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ Контрольное задание внешний контроль, самоконтроль 4 9 1 Что такое план местности? Для чего он нужен? Знаки на плане. Контрольная работа 10 3 11 Раздел 3. Земля как планета солнечной системы 13 часов 4 Земля среди других планет Солнечной системы 2 Движение Земли. 12 4 Фенологические наблюдения. 2 Экскурсия в районный краеведческий музей Контрольная работа 13 14 1 15 4 16 Раздел 4. Внутреннее строение Земли . 18 часов 4 Слои «твердой» Земли. . 4 Вулканы Земли 17 2 Из чего состоит земная кора. 2 Землетрясения 3 Рельеф земной поверхности. 18 19 20 МАОУ Сергеевска я ООШ контрольное задание. МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ внешний контроль, самоконтроль контрольное задание МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска внешний контроль, самоконтроль . 2 21 1 Экскурсия в местный краеведческий музей. Топонимы. Контрольная работа 22 5 Раздел 5. Водная оболочка Земли. 12 часов 4 Вода на Земле 23 2 Мировой океан 4 Воды суши. 2 Человек и гидросфера 1 Контрольная работа 24 25 26 27 6 28 Раздел 6. Воздушная оболочка Земли. 21 час 4 Воздушная «одежда» Земли 10 29 4 30 2 31 32 1 Погода и метеорологические наблюдения Человек и атмосфера Экскурсия на метеорологическую станцию с. Первомайское. Контрольная работа я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ внешний контроль, самоконтроль . МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ внешний контроль, самоконтроль МАОУ Сергеевска контрольное задание контрольное задание я ООШ 7. Раздел 7. Живая оболочка Земли. 17 часов 2 Оболочка жизни. 33 2 Жизнь в тропическом поясе 3 Жизнь в умеренном поясе 2 Жизнь в полярных поясах 2 Жизнь в океане 34 35 36 37 Природная среда. 38 Охрана природы. 39 Экскурсия в сельскую библиотеку «Книжный мир о природе» Контрольная работа 40 41 8 внешний контроль, самоконтроль МАОУ Сергеевска я ООШ Контрольное задание Раздел 8. Зеленая планета . 19 часов 2 42 3 43 МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ Уникальные растения и животные. Растения , занесенные в Красную книгу МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ 2 Томской области Значение леса 44 3 45 2 46 1 47 3 48 2 Животные , занесенные в Красную книгу Томской области Определение животных нашего края. Конкурс творческих работ, посвященный охране животных Изучение видового состава местных птиц. Определение голосов птиц. Контрольная работа 49 9 50 51 Раздел 9. Краеведение. 24 часа Сергеевская 6 Особенности географического положения и природы своего села. История заселения. 1 Знаменитые люди наши земляки 2 52 6 53 Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта Мой дом. Родословная семьи. Защита проекта «Моя родословная» МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ М Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ 4 Родная школа. Ее история и традиции. 2 Экскурсия в местный краеведческий музей. «Деревня Туендат: прошлое, настоящее и перспективы развития» «Деревня Туендат: прошлое, настоящее и перспективы развития. Контрольная работа 54 55 2 56 1 57 Раздел 10. Итоговое занятие 2 часа 2 10 58 Итого Итоговое занятие. Итоговая диагностика. 144 часа МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ МАОУ Сергеевска я ООШ итоговый контроль, диагностичес кие материалы 2.2 Условия реализации программы. Условия реализации программы 1. Помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям (специализированный кабинет для занятий) Занятия с обучающимися проводятся на базе кабинета географии, оборудованного мультимедийной установкой. В кабинете имеются различные раздаточные материалы, таблицы, учебные пособия, лабораторное оборудование. 2. Материально-техническое обеспечение -Приборы для лабораторных и практических работ -Лупа ручная, штативы лабораторные, термометры, барометр, психрометр, компасы, школьные нивелиры, флюгер -Посуда и принадлежности для опытов -Наборы химической посуды -Спиртовка -Гербарии -Основные группы растений, сельскохозяйственные растения, растительные сообщества. -Коллекции -Горные породы и минералы -Объемные модели -Теллурий -Компасы -Глобус -Печатные пособия -Географический атлас мира и России -Географический атлас Томской области -Географическая энциклопедия Мультимедийное оборудование Компьютер, проектор, экран Примечание: занятия проводятся в кабинете географии. 3. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования 4. Программно-методическое обеспечение - Дополнительная общеразвивающая программа «Географ - исследователь»; Анкеты. Инструкции по выполнению практических работ. Раздаточный материал для дидактических игр. 2.3 Формы аттестации. Формы аттестации включают в себя следующие этапы: входную, промежуточную и итоговую. 1. Входная аттестация (диагностика) проводится с целью выявления уровня подготовки обучающихся. Входная аттестация проводится в первый месяц учебных занятий с занесением результатов в диагностическую карту. 2. Итоговая аттестация (диагностика) проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося и их соответствия прогнозируемым результатам данной программы. Аналитико-диагностический блок дополнительной общеразвивающей программы включает в себя: диагностику обученности (знания, умения, навыки по профилю программы); диагностику обучаемости; текущую диагностику (зачеты по темам, результаты участия в соревнованиях и т.д.). Диагностика обученности по профилю программы проводится два раза в год: 1 – входная диагностика (сентябрь-октябрь); 2 – итоговая диагностика (апрель-май). 2.4 Оценочные материалы. 1. Анкетирование в начале и в конце учебного года. 2. Мониторинг активности учащихся на занятиях. 3. Выступление с защитой исследовательских работ на конференциях. 4. По завершении изучения каждой темы проводится контрольная работа. Так как рассматриваемые типы задач относятся к разряду повышенной сложности, оценки «2» и «3» за контрольную работу не выставляются. Обучающийся, получивший оценку «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» может исправить её на последующих занятиях. 2.5 Методические материалы. Методические рекомендации и обеспечение к содержанию занятий Методы и приемы. Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным. Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования. Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей. Практическая работа необходима при отработке навыков и умений, проведении эксперимента или исследования. Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей. Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. Педагогические технологии, используемые в обучении. Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива. Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе. Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей. Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками. Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков. Оценка эффективности работы: Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр. Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы. Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ. Список литературы. Для учащихся: 1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997. 2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997. 3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976. 4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002 5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002 6. «Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990. 7. Журналы «Юный натуралист». 8. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г. 9. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г. Для учителя: 1. «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005 2. Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г. 3. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя 4. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988 5. Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989 6. География: Все для учителя географии Сайт:http://geo.1september.ru 7. География:\"Раннее развитие детей\" - География детямСайт:http://www.danilova.ru 8. География:Энциклопедическая библиотека.Сайт:http://megacollection.ru 9. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010. 10. Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г. 11. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000 12. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001. 13. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005. 14. Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г. 15. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/ 16. Плешаков А.А.. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г. 17. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005. 18. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.