Город мастеров

Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации
Первомайского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области

Принята
На заседании методического совета
От 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МБОУ ДО « ЦДОД»
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ГОРОД МАСТЕРОВ»
Направленность:художественная
Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория: от 10 до 13 лет

Автор-составитель:
Абрамов Вячеслав Геннадьевич,
педагог дополнительного образования

с. Первомайское 2024
1

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «ГОРОД МАСТЕРОВ» разработана на
основе авторских программ "Увлекательное рисование" Голубевой Э. В., "Волшебные
краски" Говоруновой Н. Ю., "Коллекция идей" Россоловой Л.С.
Направленность программы - художественная,
по функциональному предназначению — прикладная.
Новизна данной программы заключается в том, что она впервые интегрирует различные
формы изобразительной деятельности и способы обработки древесины (выпиливание,
выжигание) с художественной отделкой (роспись по дереву, лакирование).
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время обществу нужны
люди креативные, творчески мыслящие и умеющие делать все своими руками. Занятия в
кружке по рисованию, выпиливанию, росписи и выжиганию, сочетающее искусство с
технологическими операциями по ручной обработке древесины, позволяют не только
существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать
свободное время учащихся, но и разносторонне развиваться каждому ребенку.
Для этого данной программой дополнительного образования детей предусмотрены:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее
интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогической целесообразностью программы является развитие художественной
одарённости детей.
Во-первых: занятия ручным трудом и изобразительной деятельностью по своей сути
являются творческими и развивающими. Поэтому для развития детей 8-14 лет я выбрал
именно эти виды деятельности.
2

Во-вторых: художественный подход к техническому творчеству позволит освоить
содержание данной программы не только технологически, но и художественно, переводя
акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
В-третьих: рисование, выпиливание и выжигание –

являются одним из самых

распространенных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства среди
школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений,
материалов, доступность работы позволяют заниматься этими видами деятельности детям 814 лет.
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной общеобразовательной программы от уже
существующих в этой области заключаются в том, что здесь выпиливание и выжигание
преподносится в интеграции с изобразительным и декоративно-прикладным искусством. То
есть, различные виды (графика, живопись, ДПИ) и жанры (пейзаж, тематический рисунок,
портрет, натюрморт) изобразительного искусства даются во взаимосвязи с технологиями
обработки и отделки древесины (выпиливание, выжигание, роспись по дереву, лакирование).
Цель программы:
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе включения их в
трудовую, художественную деятельность по изготовлению и оформлению изделий из
дерева.
Задачи:
Обучающие:
 Углубление знаний по истории культуры нашего народа, знаний о возникновении и
развитии искусства выпиливания лобзиком и выжигания по дереву;
 Обучать детей основам технологических операций по ручной обработке древесины;
 Освоить и приобрести навыки техники художественного выпиливания лобзиком и
выжигания
Развивающие:
 Развивать у детей способности к самостоятельной работе;
 Сформировать образное и пространственное мышление и умение выразить свою идею
на плоскости и в объеме с помощью рисунка;


познакомить

учащихся

с

наиболее

распространенными

видами

ремесел

и

способствовать обретению опыта творческой деятельности.
Воспитательные:
 развивать терпение и упорство, необходимые при работе с различными материалами;
 заложить основы культуры труда;
3

 привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
 прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.
 формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость
к чужому мнению, умение работать в группе.
 воспитать у детей интерес к народному искусству.


воспитать художественный вкус, умение видеть и передавать красоту окружающей
действительности.

 воспитать отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного
достоинства, уверенность, трудолюбие, уважение к труду и таланту мастеров.
 воспитать у детей аккуратность, стремление к законченности начатой работы,
экономности в расходовании материалов.
Адресат программы
Возраст учащихся, для которых предназначена данная программа от 10 до 13 лет. В
коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью
(мальчики и девочки). Условия формирования групп: в группу могут приниматься
обучающиеся как одного возраста так и разновозрастные.
Объем и срок реализации программы
Год обучения

Общее количество часов

Количество часов в неделю

1

216

6

2

216

6

Форма обучения – очная
Режим занятий
Общее количество часов – 432 ч. (1 год обучения – 216 ч. + 2 год обучения -216 ч.)
Количество часов в неделю – 6 ч.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 ч.
Продолжительность занятия 3 часа, предусмотрены 10 –минутные перерывы через 45 мин.
(в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
Нормативно-правовое обеспечение программы
Нормативно-правовыми
реализации

и

экономическими

основаниями

проектирования и

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

являются:


Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской
Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ).
4












Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями от 02.02.2021);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (приложение к
письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242);
Механизмы реализации программы
Условия реализации программы
В соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций

дополнительного

образования

детей»

в

специально

оборудованном

помещении- мастерской, состав группы обучающихся должен быть не более 12 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Программа ориентирована на применение широкого комплекса наглядного материала.
В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика
(самостоятельная практическая работа, творческая работа). Содержание курса
объединено в тематические модули, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все
образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и
формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют
развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские работы (рисунки,
поделки и т.д.).
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает
краткие пояснения по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы.
Программой предусмотрены экскурсии на природу, в краеведческий музей, на выставки

5

изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которые будут способствовать
воспитанию у обучающихся интереса к творческой деятельности.
Практическая часть занятий состоят из нескольких заданий. На начальном этапе работы
осваиваются приемы выполнения рисунка карандашом, красками, черной гелиевой ручкой,
технология выпиливания, росписи и выжигания (по каждому виду отдельно). Это небольшие
по объему работы, выполняемые по образцу. Программой предусмотрены задания, как для
индивидуального, так и для коллективного исполнения. Наиболее важным этапом в работе
является выполнение обучающимися индивидуальных и коллективных творческих проектов.
Обучающиеся на занятиях самостоятельно выполняют различные рисунки и
тематические композиции, создают эскизные рисунки черной гелиевой ручкой и в цвете,
составляют узоры в круге, квадрате, полосе, симметричные и несимметричные орнаменты,
тематические рисунки-панно по народным мотивам. В программе большое внимание
уделяется к искусству и культуре коренного населения Сибири.
При комплектовании групп учитывается подготовленность и возрастные особенности
детей. Задачей детского объединения «Город мастеров» является - воспитывать у детей
умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил
культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, приучать экономно и аккуратно
использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с
правилами безопасности труда.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10
до 13 лет. Дети этого возраста способны на хорошем уровне выполнять предлагаемые
задания и творческие работы.
Сроки реализации образовательной программы 2 года и она разделена на два
периода. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство, второй
— на базовую подготовку детей и посвящен подготовке небольших творческих работ и
проектов.
Формы и режим занятий: (основные, характерные для данной программы).
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем
большее количество времени занимает практическая часть. Форма занятий в основном
творческого характера;

по количеству детей, участвующих в занятии - групповая,

индивидуальная; по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей —
мастерская; по дидактической цели — вводное занятие, практическое занятие.
Формы проведения занятий:
Учебные занятия, обобщающая лекция-практикум, практическая работа, тестирование,
зачет, рассказ-показ, учебная беседа, обобщающая беседа, самостоятельная работа,
групповое самообучение.
6

Формы организации занятий:
- групповая
- коллективная.
Прогнозируемые результаты освоения программы
Личностные:
- формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
- развитие эстетического вкуса.
Предметные:
- каждый учащийся овладеет навыками работы с фанерой, выпиливанием лобзиком,
выжигание электровыжигателем,
- научится выполнять творческие работы.
-Метапредметные:
- умеет определять цель учебной деятельности, планировать выполнение задания;
- оценивает свою деятельность;
- находит и анализирует необходимую информацию;
- самостоятельно выполняет работу по технологической карте.
Контроль результативности обучения:
Этапы контроля:
Входящая аттестация - проводится на начальном этапе при поступлении ребёнка
на обучение.
Промежуточная – проводится по итогам 1 полугодия учебного года для
обучающихся 1и 2 годов обучения.
Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и
личностных качеств обучающихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного
года.
Итоговая – проводится в конце учебного года, является проверкой освоения
программы за учебный год для обучающихся 1 года обучения, для обучающихся 2 года
обучения – освоение программы.

Аттестация

Входящая

Промежуточная

Итоговая

(1 год обуч.)

(1,2 год обуч.)

(1,2 год обуч.)

Уровень знаний.
Параметры

Умений, навыков,

аттестации

полученных вне
занятий.

Программный

Результаты освоения

материал 1

программы за 1-й и 2-

полугодия

й год обучения.

7

1.Тестирование.

1.Тестирование.
Методы

1.Анкетирование

2.Контрольно-

аттестации

2.Наблюдение.

практическое

2.Контрольнопрактическое
занятие.

задание.

Сроки аттестации

Формами

Начало учебного

Конец 1-го

года

полугодия

(сентябрь)

(декабрь)

контроля

являются:

Конец учебного года
(май)

педагогическое

наблюдение,

выполнение

практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися
качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный
опрос, выполнение тестовых заданий, зачет, конкурс, презентация проектов, анализ участия
коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях.
 Формы фиксации результатов:
 Информационная карта «Уровень освоения программы»;
 Бланки тестовых заданий по темам программы;
 Фотографии участия коллектива в соревнованиях, конкурсах, акциях.
Учебно - тематический план
I год обучения
№

Разделы, темы

разд

I год обучения
Всего

елов

Форма
контроля

В том числе
Теория.

Практик
а

Вводное занятие

3

2

1

входящая
аттестация

1

Рисование (материалы и

18

6

12

текущий
практическая

инструменты), выполнение

работа

рисунков по образцу. Рисование и
разработка эскизов, составление
творческой композиции на
различные темы.
2

Выпиливание лобзиком
(материалы, инструменты,
приспособления). Выполнение

45

10

35

текущий
практическая
работа

работы по образцу. Выпиливание
8

по внутреннему и внешнему
контуру.
3

Выжигание (материалы,

60

10

50

текущий
практическая

инструменты, выжигатели),

работа

выполнение задания по образцу.
Контурное, силуэтное, тональное
выжигание. Рисование и
разработка эскизов, составление
творческой композиции на
различные темы для выжигания.
4

Роспись (материалы,

21

6

15

текущий
практическая

инструменты). Выполнение

работа

работы по образцу. Приемы
росписи по дереву.
5

Комплексная работа по

45

5

40

текущий
практическая

выпиливанию, выжиганию и

работа

росписи. Создание изделия из
деталей, выпиленных лобзиком,
с расписыванием и выжиганием
рисунка (творческая работа).
6

Творческая работа

21

3

18

текущий
практическая

(индивидуальная, групповая,

работа

коллективная). Изготовление
предметов и изделий на
произвольную

тему.

Заключительное занятие

3

1

2

Итоговая
аттестация

Итого

216

43

173

Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие -3 часа.
Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Показ слайдов,
репродукций, изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине. Программа,
содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, общие правила безопасности
9

труда, производственной санитарии и личной гигиены. Выбор органов самоуправления.
Распределение рабочих мест.
Рисование – 18 часов.
Выполнение

рисунков по образцу. Рисование и разработка эскизов, составление

творческой композиции на различные темы. Приемы выполнения рисунков в разной технике.
Графические рисунки простым карандашом и черной гелиевой ручкой. Живописные рисунки
акварелью и гуашью.
Выпиливание лобзиком – 45 часов.
Ознакомление с породами и древесными материалами. Декоративные особенности
древесины. Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.
Подготовка основы для выпиливания.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Подготовка основы из древесных материалов:
фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу (копировальная бумага,
калька). Работа над объектом по образцу.
Выпиливание по внешнему контуру. Приемы выпиливания по внешнему контуру.
Соблюдение правил безопасной работы при выпиливании.
Выпиливание по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему
контуру. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру:
шило, коловорот, дрель, сверлильный станок. Приемы работы.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Работа над объектом по образцу: подготовка основы
для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему
выпиливанию лобзиком.
Выжигание - 60 часов.
Выполнение задания по образцу. Прибор для выжигания. Технология выжигания.
Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка.
Отделка готового изделия прозрачными материалами. Соблюдение правил безопасной
работы при выжигании.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Подготовка основы для выжигания при работе по
образцу. Разработка эскиза для выжигания. Подготовка и перевод рисунка на основу.
Выжигание элементов рисунка. Приемы выжигания (контурное, силуэтное, тональное).
Приемы покрытия готового изделия лаками.
Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию – 45 часов.
Скрепление и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании
древесины. Инструменты и приспособления, применяемые при сборке и склеивании
древесины. Чертежи изделия и отдельных его деталей.

10

П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Выполнение задания по образцу с исполнением
чертежей изделий, подготовкой рисунка для выжигания и выпиливания, исполнение изделия
в материале.
Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка или
раскрашиванием деталей (творческая работа). Создание орнаментов, органически связанных
с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Приемы росписи элементов
выжженного рисунка.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Работа над эскизом творческого изделия. Создание
чертежей и рисунков для выжигания на изделии. Изготовление деталей, сборка изделия на
клею. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие
готового изделия лаком.
Творческая работа – 21 час.
(индивидуальная, групповая, коллективная). Выполнение рисунков в разной технике.
Изготовление изделий на произвольную тему.
Посещение и коллективное обсуждение выставок изобразительного и декоративноприкладного искусства, музеев, просмотр кинофильмов. Встречи с художниками и мастерами
декоративно-прикладного

искусства.

Просмотр

и

анализ

работ

кружковцев,

профессиональных художников, репродукций, слайдов.
Выбор тематики работы. Общественно полезная направленность рисунков и изделий
кружковцев (рисунки-картины для украшения интерьера, наглядные пособия для уроков в
школе, элементы оформления выставок, стендов, игрушки и сувениры для детских садов).
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я . Коллективное обсуждение тематики творческих работ
кружковцев. Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия.
Просмотр работ.
Изготовление предметов и изделий на произвольную

тему.

Заключительное занятие – 3 часа.
Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации школьникам по
самостоятельной творческой работе в летний период и последующие годы. Оформление
итоговой выставки и отбор лучших работ.
Методическое обеспечение программы
Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как
беседа; разъяснение, практическое занятие, тестирование, самостоятельная работа.
Приоритетными методами её организации служат практические, творческие работы.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям способностей и интересов
каждого. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую части, но
11

доминирующей является практическая работа. Так как программа ориентирована на
большой объем практических работ занятия включают здоровьесберегающие технологии:
организационные моменты, проветривания помещения, перерывы, во время которых
выполняются упражнения для глаз и физические упражнения для профилактики общего
утомления.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных
технологий, которые отражаются в:
– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность,
результативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения,
дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, выставки, экскурсии);
– методах контроля и управления образовательным процессом (анализ
результатов конкурсов, выставок);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и
материалов в расчете на объединение детей).
Основным правилом работы в объединении является завершение каждой начатой
работы. На занятиях используются коллективные и индивидуальные формы работы.
В начале

занятия, во время объяснения нового материала используются

объяснительно-иллюстративные

методы:

рассказ,

беседа,

инструктаж,

показ,

демонстрация.
Объяснение новой темы сопровождается использованием наглядности: показ образцов
изделий, экспонатов с выставки, фотоматериалов, иллюстраций из альбомов и литературы.
Во время практической работы чаще всего используются практические методы
(упражнения); чисто репродуктивные методы используются только на начальных этапах
работы, затем предпочтение отдается продуктивной и частично-поисковой деятельности.
Для поддержания устойчивого интереса используются такие формы обучения как
конкурсы, викторины, экскурсии, игры-соревнования. Они также способствуют созданию
творческой дружеской обстановки в объединении.
Во время подведения итогов устраиваются выставки по темам, мини-выставки,
обсуждения качества готовых работ, которые не только являются детальным анализом
проделанной работы, но и позволяют отметить удачные находки и возможные просчеты в
выполнении гравюр.
Работа на занятиях проводится фронтально при объяснении нового материала, при
проведении итогов занятия.

12

В основном на занятии требуется индивидуальный подход к обучающимся, при
выполнении практического задания педагог оказывает помощь каждому обучающемуся,
просматривая работы, исправляя ошибки, давая рекомендации по правильному
выполнению.
Перечень методических материалов
1. Папка с раздаточным материалом (шаблоны, трафареты, эскизы, рисунки).
2. Папка: «Виды орнамента».
3. Стенд по ТБ
4. Папка с композициями в разных художественных жанрах.
5. Наглядность:
а) готовые работы;
б) иллюстрации – репродукции.
6. Папка «Инструменты и материалы».
7. Папка с методическими разработками:
а) бесед (о правилах выжигания, перенос рисунка на доску, отделка изделий,
выжигание и выпиливание как вид художественной обработки дерева).
Б) занятий (итоговое занятие, симметрия в композиции).
В) занятий игр («Поле чудес», «Мастерская Деда Мороза», «А ну-ка мальчики»,
«Юный мастер»).
8. Подборка пословиц и поговорок о труде.
Материально-техническое оснащение программы
Для работы необходимы следующие инструменты, приспособления и материалы:
альбомы для рисования, формат А3 (папка),
-лобзик с пилками, столик выпиловочный,
-электровыжигатель,
-ножовка,
-стамески,
-рашпили по дереву,
-рубанок,
-кисти (беличья и щетинная),
-шлифовальная шкурка (крупная и мелкозернистая),
-клей для древесины (казеиновый, ПВА, столярный и др.),
-бумага чертежная и копировальная, калька,
-циркуль,
-краски акварельные и гуашевые,
13

-лак бесцветный (мебельный),
-куски фанеры клееной,
-обрезки досок и плит.
Литература для педагога
1. Борисов И.Б. Обработка дерева . - М.:2000.
2. Величко Н. Роспись.- АСТ-пресс, 1999.
3. Горяева Н., Островская О. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М.: 2000.
4. Грегори Норма Выжигание по дереву. Практическое руководство.- М.:Изд. «НиолаПресс», 2009.
5. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура
быта.- М.:1996.
6. Сокольникова Н. Основы композиции.- М.:1996.
7. Шевчук Л. Дети и народное творчество.- М.:1995
Литература для обучающихся
1. Алексахин Н. Матрешка.- М.:1998.
2. Андреева Р. Росписные самоделки. - С.-Пб.:2000.
3. Афонькин С., Афонькина А. Орнаменты народов мира.- С.-Пб.: Кристалл,1998.
4. Двойникова Е.С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву.- М.:1992.
5. Демина И.Г. Чудеса из дерева.- М.:2001.
6. Кружок «Умелые руки».- С.-Пб.: 1997.
7. Мартынов А. Здравствуй, мастер. -М.:1989.

14

Диагностические средства
Оценочные и методические материалы
Таблица отслеживания результативности обучения по программе
«ГОРОД МАСТЕРОВ».
№ Ф.И.

Специальные Практические Творческие

ребёнка

знания

умения

способности

Личностные Эстетический
качества

вкус

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

- высокий уровень;
- средний уровень;
- низкий уровень.
Периодичность заполнения таблицы:
- показатели специальные знания и практические умения заносятся в таблицу каждые пол
год;
- показатели развития творческих способностей, личностных качеств, воспитания
эстетического вкуса заносятся в таблицу на начало обучения, на конец 1 года обучения и
на конец 2 года обучения.
Критерии оценки по каждому показателю и методики отслеживания описаны в
разделе «Критерии результативности обучения и методики их отслеживания».
После заполнения таблицы делается вывод по каждой группе, для обучающихся – экран
учета знаний и умений.
Критерии результативности обучения и методики их отслеживания.
Специальные знания.
Данный блок включает оценку знаний обучающихся по следующим направлениям:
- материалы и инструменты;
- устройство прибора;
- специальные знания по отделке древесины;
- оформление работ.
Критерии оценки.
Низкий уровень: обучающийся в малой степени владеет знаниями о материалах и
инструментах, не знает устройство прибора, не располагает сведениями по отделке
древесины, оформлению работ.
15

Средний уровень: обучающийся не в полном объеме владеет знаниями о
материалах и инструментах, устройстве прибора, не располагает полными знаниями по
отделке древесины, оформлению работ.
Высокий уровень: обучающийся в совершенстве владеет знаниями о материалах и
инструментах, знает устройстве прибора, технологию обработки древесины и способы
оформления работ.
Практические умения.
Этот блок разработан для отслеживания у обучающихся развития умений применять
знания на практике – обрабатывать древесину, выполнять и оформлять работы в
соответствии с требованиями:
- уметь пользоваться основными приемами выжигания;
- составлять эскизы и композиции в разных художественных жанрах;
- оформлять работы (орнамент, роспись);
- работать с объемными формами.
Критерии оценки.
Низкий уровень: изделие выполнено до конца, но со значительными недочетами.
Средний уровень: изделие выполнено до конца, но неаккуратно.
Высокий уровень: изделие выполнено без ошибок и недочетов.
Творческие способности.
Критерии оценки.
Низкий уровень: обучающийся работает строго по образцу, с работой на свободную тему
может не справиться.
Средний уровень: обучающийся берет за основу образец, в работе присутствует
оригинальное решение ( видоизменяет изделие, добавляет новые детали).
Высокий уровень: обучающийся самостоятельно, творчески выполняет работу на
заданную тему.
Развитие личностных качеств.
Оцениваются следующие личностные качества: терпение, самоконтроль, тип
сотрудничества.
Низкий уровень: обучающийся не способен длительно заниматься однообразной
деятельностью, не всегда контролирует свое поведение, не чувствует ответственности за
порученное дело, не коммуникабелен.
Средний уровень: обучающийся длительно занимается однообразной деятельностью,
иногда переключается на другой вид деятельности, не всегда контролирует свое
поведение и поступки, коммуникабелен с определенной группой обучающихся.
16

Высокий уровень: обучающийся способен длительно занимается однообразной
деятельностью, ответственный, дисциплинированный, коммуникабельный, умеет работать
в группе, согласовывать свои действия с другими ради достижения общей цели.
Развитие эстетического вкуса
Низкий уровень: обучающийся оценивает мастерство автора, технику исполнения
(передачу форм, характер линий, пропорции, технические приемы, композиционные и
цветовые решения).
Средний: обучающийся оценивает мастерство автора, технику исполнения, подмечает
индивидуальность, творческие проявления, оригинальность, новаторство.
Низкий: помимо вышеперечисленного обучающийся выражает эмоциональночувственное отношение к художественному образу, умеет словесно выразить свои
чувства и настроения, связанные с увиденным.
Календарно-учебный график
на 1 полугодие 2024-2025 учебного года
1 группа 1 год обучения
№

Месяц

Число

Время

Форма

Количество

проведения

занятия

часов

Тема занятия

Место

Форма

проведения

контроля

мастерская

текущий

занятия
сентябрь

04

10.00.-12.25.

групповое

1
сентябрь

3

Вводное занятие

18

Рисование

Знакомство с материалами
и инструментами.
Выполнение задания по
образцу.
Рисование и разработка
эскизов. Выполнение
задания по образцу.
Рисование и разработка
эскизов. Выполнение
задания по образцу.
Составление творческой
композиции на различные
темы. Практическая
работа.
Составление творческой
композиции на различные
темы. Практическая
работа.
Итоговая работа по теме
«Рисование»
Выпиливание
лобзиком
Знакомство с материалами
и инструментами.
Выполнение задания по
образцу.

06

10.00.-12.25.

групповое

3

11

10.00.-12.25.

групповое

3

13

10.00.-12.25.

групповое

3

18

10.00.-12.25.

групповое

3

20

10.00.-12.25.

групповое

3

25

10.00.-12.25.

групповое

3

2

48
сентябрь

27

10.00.-12.25.

групповое

3

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

мастерская

итоговый

текущий

17

октябрь

02

10.00.-12.25.

групповое

3

октябрь

04

10.00.-12.25.

групповое

3

09

10.00.-12.25.

групповое

3

11

10.00.-12.25.

групповое

3

16

10.00.-12.25.

групповое

3

18

10.00.-12.25.

групповое

3

23

10.00.-12.25.

групповое

3

25

10.00.-12.25.

групповое

3

30

10.00.-12.25.

групповое

3

01

10.00.-12.25.

групповое

3

06

10.00.-12.25.

групповое

3

08

10.00.-12.25.

групповое

3

13

10.00.-12.25.

групповое

3

15

10.00.-12.25.

групповое

3

20

10.00.-12.25.

групповое

3

22

10.00.-12.25.

групповое

3

27

10.00.-12.25.

групповое

3

29

10.00.-12.25.

групповое

3

04

10.00.-12.25.

групповое

3

06

10.00.-12.25.

групповое

3

11

10.00.-12.25.

групповое

3

ноябрь

3

27
ноябрь

декабрь

Знакомство с материалами
и инструментами.
Выполнение задания по
образцу.
Выпиливание по
внешнему контуру.
Выполнение
практического задания.
Выпиливание по
внешнему контуру.
Выполнение
практического задания.
Выпиливание по
внешнему контуру.
Выполнение
практического задания.
Выпиливание по
внутреннему контуру.
Выполнение
практического задания.
Выпиливание по
внутреннему контуру.
Выполнение
практического задания.
Выпиливание по
внутреннему контуру.
Выполнение
практического задания.
Составление творческой
композиции.
Выполнение практической
работы по выбору.
Выполнение практической
работы по выбору.
Выполнение практической
работы по выбору.
Выполнение практической
работы по выбору.
Выполнение практической
работы по выбору.
Выполнение практической
работы по выбору.
Итоговая работа по теме
«Выпиливание лобзиком»
Выжигание
Знакомство с материалами
и инструментами.
Выполнение задания по
образцу.
Контурное выжигание.
Практическая работа.
Контурное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Контурное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Контурное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Контурное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

итоговый

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

18

13

10.00.-12.25.

групповое

3

18

10.00.-12.25.

групповое

3

20

10.00.-12.25.

групповое

3

групповое

3

групповое

3

25
27

10.00.-12.25.

Контурное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Раскрашивание
выполненной работы.
Раскрашивание
выполненной работы.
Новогодний праздник
Подведение итогов 1
полугодия 2018-2019
учебного года

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

итоговфый

102

19

Календарно-учебный график
на 2 полугодие 2024-2025 учебного года
1 группа 1 год обучения
№

Месяц

Число

Время

Форма

Количество

проведения

занятия

часов

Тема занятия

Место

Форма

проведения

контроля

мастерская

текущий

занятия
24

Выжигание

11

10.00.-12.25.

групповое

3

16

10.00.-12.25.

групповое

3

18

10.00.-12.25.

групповое

3

23

10.00.-12.25.

групповое

3

25

10.00.-12.25.

групповое

3

30

10.00.-12.25.

групповое

3

01

10.00.-12.25.

групповое

3

06

10.00.-12.25.

групповое

3

08

10.00.-12.25.

групповое

3

13

10.00.-12.25.

групповое

3

15

10.00.-12.25.

групповое

3

20

10.00.-12.25.

групповое

3

22

10.00.-12.25.

групповое

3

27

10.00.-12.25.

групповое

3

01

10.00.-12.25.

групповое

3

Силуэтное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Силуэтное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Тональное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Тональное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Рисование и разработка
эскиза. Составление
творческой композиции.
Выполнение творческой
работы.
Выполнение творческой
работы.
Выполнение творческой
работы.
Роспись
Знакомство с материалами
и инструментами.
Приемы росписи по
дереву
Приемы росписи по
дереву
Приемы росписи по
дереву
Выполнение работы по
образцу.
Выполнение работы по
образцу.
Итоговая работа по теме
«Роспись»
Комплексная работа по
выпиливанию,
выжиганию и росписи.
Разработка эскиза для
творческой комплексной
работы
Выпиливание элементов и
деталей для творческой
работы
Выпиливание элементов и
деталей для творческой
работы

3
январь

февраль

4

21
февраль

март
5

45

март

06

10.00.-12.25.

групповое

3

13

10.00.-12.25.

групповое

3

15

10.00.-12.25.

групповое

3

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

итоговый

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

итоговый

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

20

март

апрель

20

10.00.-12.25.

групповое

3

22

10.00.-12.25.

групповое

3

27

10.00.-12.25.

групповое

3

29

10.00.-12.25.

групповое

3

03

10.00.-12.25.

групповое

3

05

10.00.-12.25.

групповое

3

10

10.00.-12.25.

групповое

3

12

10.00.-12.25.

групповое

3

17

10.00.-12.25.

групповое

3

19

10.00.-12.25.

групповое

3

24

10.00.-12.25.

групповое

3

26

10.00.-12.25.

групповое

3

6

21
май

03

10.00.-12.25.

групповое

3

08

10.00.-12.25.

групповое

3

10

10.00.-12.25.

групповое

3

15

10.00.-12.25.

групповое

3

17

10.00.-12.25.

групповое

3

22

10.00.-12.25.

групповое

3

24

10.00.-12.25.

групповое

3

29

10.00.-12.25.

групповое

3

Выпиливание элементов и
деталей для творческой
работы
Вып29иливание элементов
и деталей для творческой
работы

мастерская

текущий

мастерская

текущий

Выпиливание элементов и
деталей для творческой
работы
Выжигание элементов и
деталей для творческой
работы
Выжигание элементов и
деталей для творческой
работы
Выжигание элементов и
деталей для творческой
работы
Выжигание элементов и
деталей для творческой
работы
Выжигание элементов и
деталей для творческой
работы
Роспись элементов и
деталей для творческой
работы
Роспись элементов и
деталей для творческой
работы
Роспись элементов и
деталей для творческой
работы
Представление итоговой
работы.
Творческая работа
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Представление итоговой
работы за год.
Итоговое занятие

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

итоговый

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

итоговый

114

21

Календарно-учебный график
на 1 полугодие 2024-2025 учебного года
2 группа 1 год обучения
№

Месяц

Число

Время

Форма

Количество

проведения

занятия

часов

Тема занятия

3

Вводное занятие

Место

Форма

проведения

контроля

мастерская

текущий

занятия
сентябрь

04

14.00.-16.35.

групповое

18

Рисование

сентябрь

06

14.00.-16.35.

групповое

3

11

14.00.-16.35.

групповое

3

13

14.00.-16.35.

групповое

3

18

14.00.-16.35.

групповое

3

20

14.00.-16.35.

групповое

3

25

14.00.-16.35.

групповое

3

Знакомство с материалами
и инструментами.
Выполнение задания по
образцу.
Рисование и разработка
эскизов. Выполнение
задания по образцу.
Рисование и разработка
эскизов. Выполнение
задания по образцу.
Составление творческой
композиции на различные
темы. Практическая
работа.
Составление творческой
композиции на различные
темы. Практическая
работа.
Итоговая работа по теме
«Рисование»
Выпиливание
лобзиком
Знакомство с материалами
и инструментами.
Выполнение задания по
образцу.
Знакомство с материалами
и инструментами.
Выполнение задания по
образцу.
Выпиливание по
внешнему контуру.
Выполнение
практического задания.
Выпиливание по
внешнему контуру.
Выполнение
практического задания.
Выпиливание по
внешнему контуру.
Выполнение
практического задания.

1

2

48
сентябрь

27

14.00.-16.35.

групповое

3

октябрь

02

14.00.-16.35.

групповое

3

октябрь

04

14.00.-16.35..

групповое

3

09

14.00.-16.35.

групповое

3

11

14.00.-16.35.

групповое

3

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

итоговый

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

22

16

ноябрь

групповое

3

18

14.00.-16.35.

групповое

3

23

14.00.-16.35.

групповое

3

25

14.00.-16.35.

групповое

3

30

14.00.-16.35.

групповое

3

01

14.00.-16.35..

групповое

3

06

14.00.-16.35..

групповое

3

08

14.00.-16.35.

групповое

3

13

14.00.-16.35.

групповое

3

15

14.00.-16.35.

групповое

3

20

14.00.-16.35..

групповое

3

3

27
ноябрь

декабрь

22

14.00.-16.35.

групповое

3

27

14.00.-16.35.

групповое

3

29

14.00.-16.35.

групповое

3

04

14.00.-16.35.

групповое

3

06

14.00.-16.35.

групповое

3

11

14.00.-16.35.

групповое

3

13

14.00.-16.35.

групповое

3

18

14.00.-16.35.

групповое

3

20

14.00.-16.35.

групповое

3

25

14.00.-16.35.

групповое

3

27

14.00.-16.35.

групповое

3

Выпиливание по
внутреннему контуру.
Выполнение
практического задания.
Выпиливание по
внутреннему контуру.
Выполнение
практического задания.
Выпиливание по
внутреннему контуру.
Выполнение
практического задания.
Составление творческой
композиции.
Выполнение практической
работы по выбору.
Выполнение практической
работы по выбору.
Выполнение практической
работы по выбору.
Выполнение практической
работы по выбору.
Выполнение практической
работы по выбору.
Выполнение практической
работы по выбору.
Итоговая работа по теме
«Выпиливание лобзиком»
Выжигание
Знакомство с материалами
и инструментами.
Выполнение задания по
образцу.
Контурное выжигание.
Практическая работа.
Контурное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Контурное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Контурное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Контурное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Контурное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Раскрашивание
выполненной работы.
Раскрашивание
выполненной работы.
Новогодний праздник
Подведение итогов 1
полугодия 2018-2019
учебного года

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

итоговый

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

итоговфый

102

23

Календарно-учебный график
на 2 полугодие 2024-2025 учебного года
2 группа 1 год обучения
№

Месяц

Число

Время

Форма

Количество

проведения

занятия

часов

Тема занятия

Место

Форма

проведения

контроля

мастерская

текущий

занятия
3
январь

февраль

24

Выжигание

Силуэтное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Силуэтное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Тональное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Тональное выжигание.
Выполнение работы по
образцу.
Рисование и разработка
эскиза. Составление
творческой композиции.
Выполнение творческой
работы.
Выполнение творческой
работы.
Выполнение творческой
работы.
Роспись
Знакомство с материалами
и инструментами.
Приемы росписи по
дереву
Приемы росписи по
дереву
Приемы росписи по
дереву
Выполнение работы по
образцу.
Выполнение работы по
образцу.
Итоговая работа по теме
«Роспись»
Комплексная работа по
выпиливанию,
выжиганию и росписи.
Разработка эскиза для
творческой комплексной
работы

11

14.00.-16.35.

групповое

3

16

14.00.-16.35.

групповое

3

18

14.00.-16.35.

групповое

3

23

14.00.-16.35.

групповое

3

25

14.00.-16.35.

групповое

3

30

14.00.-16.35.

групповое

3

01

14.00.-16.35.

групповое

3

06

14.00.-16.35..

групповое

3

4

21
февраль

март

08

14.00.-16.35.

групповое

3

13

14.00.-16.35.

групповое

3

15

14.00.-16.35.

групповое

3

20

14.00.-16.35.

групповое

3

22

14.00.-16.35.

групповое

3

27

14.00.-16.35.

групповое

3

01

14.00.-16.35.

групповое

3

5

45

март

06

14.00.-16.35.

групповое

3

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

итоговый

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

мастерская

итоговый

текущий

24

март

апрель

13

14.00.-16.35.

групповое

3

15

14.00.-16.35.

групповое

3

20

14.00.-16.35.

групповое

3

22

14.00.-16.35.

групповое

3

27

14.00.-16.35..

групповое

3

29

14.00.-16.35.

групповое

3

03

14.00.-16.35.

групповое

3

05

14.00.-16.35.

групповое

3

10

14.00.-16.35.

групповое

3

12

14.00.-16.35.

групповое

3

17

14.00.-16.35.

групповое

3

19

14.00.-16.35.

групповое

3

24

14.00.-16.35.

групповое

3

26

14.00.-16.35.

групповое

3

03

14.00.-16.35.

групповое

3

08

14.00.-16.35.

групповое

3

10

14.00.-16.35.

групповое

3

15

14.00.-16.35.

групповое

3

17

14.00.-16.35.

групповое

3

22

14.00.-16.35.

групповое

3

24

14.00.-16.35.

групповое

3

6

21
май

Выпиливание элементов и
деталей для творческой
работы
Выпиливание элементов и
деталей для творческой
работы
Выпиливание элементов и
деталей для творческой
работы
Вып29иливание элементов
и деталей для творческой
работы

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

Выпиливание элементов и
деталей для творческой
работы
Выжигание элементов и
деталей для творческой
работы
Выжигание элементов и
деталей для творческой
работы
Выжигание элементов и
деталей для творческой
работы
Выжигание элементов и
деталей для творческой
работы
Выжигание элементов и
деталей для творческой
работы
Роспись элементов и
деталей для творческой
работы
Роспись элементов и
деталей для творческой
работы
Роспись элементов и
деталей для творческой
работы
Представление итоговой
работы.
Творческая работа
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Изготовление предметов
и изделий на
произвольную тему
Представление итоговой
работы за год.

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

итоговый

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

мастерская

текущий

25

29

14.00.-16.35.

групповое

3

Итоговое занятие

мастерская

итоговый

114

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».