Дружина юнных пожарных

Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации
Первомайского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области

Принята
На заседании методического совета
От 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МБОУ ДО « ЦДОД»
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся 11-13 лет
Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Ируцкий Алексей Евгеньевич,
педагог дополнительного образования

с. Первомайское- 2024

Пояснительная записка
Борьба с огнем требует от человека больших усилий. Поэтому в работе по
противопожарной безопасности особое внимание следует уделять воспитанию моральнопсихологических качеств учащихся, необходимых для подготовки юных помощников
пожарных. Рамки курса ОБЖ ограничивают число часов, отводимых на изучение правил
пожарной безопасности. Из-за того, что умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях
не приходит сразу, необходим постоянный тренинг, развивающий такие качества как
быстроту реакции, внешнюю и внутреннюю дисциплину, чувство коллективизма, ловкость,
сноровку, умение действовать мужественно и решительно.
Стремление решить обозначенные проблемы стало основанием для разработки
дополнительной общеразвивающей программы «Дружина юных пожарных», которая
относится к социально-гуманитарной направленности.
Отличительные особенности программы
Особенность программы «Дружина юных пожарных» заключается в том, что она дает
возможность восполнить пробелы в знании пожарной безопасности у обучающихся, позволяет
в полной мере раскрыть потенциал и способности к самостоятельной деятельности.
Программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности «Отряд
юных пожарных» автор В.А. Горский, 2014 года, но ее отличает следующие моменты:
- программа реализуется 2 раз в неделю по 3 часа, то есть 216 часов в год и расчитана на
1 год обучения;
- занятия проводятся в разновозрастной группе постоянного состава;
- в данной программе больше времени уделяется мерам пожарной безопасности,
первичным средствам пожаротушения и первой доврачебной помощи;
- содержание программы предполагает участие в конкурсах и выставках различного
уровня по противопожарной тематике, а также в массовых агитационных мероприятия и
акциях по противопожарной тематике.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Ежегодно в Российской Федерации происходит более 350 тысяч пожаров, во время
которых погибает более 5 тысячи человек, в том числе около 300 детей. Причина каждого
десятого пожара в стране – шалость детей с огнём.
Работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного
внимания и улучшения.
Актуальность программы в том, что она способствует формированию среди учащихся
позитивного сознания, направленного на предупреждение правонарушений, связанных с
пожарами.
Новизна образовательной программы состоит в том, что изучение правил пожарной
безопасности школьников предлагается в рамках дополнительного образования, что
существенно расширяет возможности воспитания у подрастающего поколения военнопатриотических качеств личности. Образовательными потребностями родителей учащихся,
для которых на первом месте стоит личностное развитие ребенка, его творческого потенциала,
возможности реализовать свои способности и возможности.
Особенностью образовательной программы «Юные пожарные» является выделение
ценностных ориентиров:
 Ценность гражданской позиции, как умение противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в
пределах своих возможностей;
 Ценность доброжелательности, как доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
 Ценность семьи, как основополагающей в нравственном содержании и смысле
поступков, как собственных, так и окружающих людей;



Ценность личности, как самосовершенствование, самообразование и самовоспитание,
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества.
Цель сформировать активную гражданскую позицию подростков через формирование
принципов безопасности личности в различных жизненных ситуациях.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской
ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к
преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической
культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами
пожаротушения и оказании первой помощи при ЧС.
3. Развивающие:
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин,
конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с
работниками пожарной охраны.
Формы обучения
Основная форма организации образовательного процесса – групповая, очная.
Используется такие формы занятий как лекция, практическое занятие, деловая и ролевая игра,
экскурсия, дискуссия, диспут, творческая встреча.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
общеразвивающей программы 11-13 лет.
Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою точку зрения, у него
активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут
сегодняшним днем. Они не думают о последствиях своих поступков, особенно это касается
личной безопасности и безопасности их окружения – особенно в таком возрасте нужно
привить ребенку ответственность за пожарную безопасность, так это касается напрямую
жизни и здоровья как самого учащегося, так и близких его людей.
В этом возрасте дети чувствуют себя взрослыми и сами могут научить кого-нибудь
определенным вещам, именно это качество хорошо играет при организации агитационных
массовых мероприятиях и акциях, где нужно, например, обучить правилам противопожарной
безопасности маленьких детей или же взрослых людей.
Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание,
собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у
человека становится причиной несчастных случаев при неосторожном обращении с огнем и
легковоспламеняющимися веществами.
Объём и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 216 часа (по 6 часов в неделю 36 учебных недель).
Сроки реализации программы – 1 год, уровень освоения – стартовый.
Форма обучения – очная.
Особенности организация образовательного процесса.
Дружина юных пожарных создается из числа школьников. В творческое объединение
принимаются все желающие и организуется в учебную группу постоянного состава в
количестве 15 человек. Состав группы разновозрастной.

Работа по программе включает следующие основные направления:
- Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения
пожара. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой,
пожарно- техническим оборудованием.
- Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от
детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах, с
использованием технических средств пропаганды, школьных радиоузлов, стенных газет,
фотомонтажей, боевых листков, "молний" и уголков юных пожарных.
- Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту,
противопожарных
конкурсов,
викторин,
организация
агитбригад,
коллективов
самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах,
рейдах.
- Посещение выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных,
сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны.
Программа практико-ориентирована, поэтому учебный план делится 50% на 50% теории
и отработка практических навыков, которые могут пригодится в дальнейшей жизни.
Учебный план
№

Модуль

2

Становление пожарного дела и
история пожарной охраны и
добровольного пожарного
общества
Профилактика пожаров

3

1

Количество часов
Теори Практ Всего
я
ика
18
6
24

16

12

28

Аварийные ситуации

12

8

20

4
5

Огнетушители
Люди огненной профессии

12
24

8
12

20
36

6

Доврачебная медицинская
подготовка
Пожарно-прикладной спорт

8

12

20

18

50

68

108

108

216

7

Всего

Форма аттестации / контроля
Тест.
Наблюдение.
Кроссворд.
Викторина, задания по
карточкам, наблюдение.
Тест.
Наблюдение
Тест.
Наблюдение
Инсценировка ситауций
Выставка рисунков, выпуск
листовок, стенгазеты.

Содержание программы первого года обучения
Тема 1. Становление пожарного дела. (24часов)
Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных
государственных мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы.
Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части,
государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За
отвагу” , “ За спасение погибавших”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента
РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Экскурсия в пожарную часть, районную
пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.
Практическое занятие: знакомство с работой и деятельностью работников пожарной части.
Экскурсия по пожарной части.
Тема 2. Профилактика пожаров.(28 часов)

Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения пожара. Анализ возникновения
пожаров. Неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании приборами освещения
с открытым пламенем. Небрежность при курении. Нарушение правил пожарной безопасности
при эксплуатации электрических приборов. Неисправность электропроводки или нарушения
правил эксплуатации электросети. Нарушение правил пожарной безопасности при
эксплуатации бытовых газовых приборов.
Практическое занятие: решение ситуационных задач по теме способы прекращения пожаров.
Тема 3. Аварийные ситуации.(20 часов)
Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств,
направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия.
Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств
пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства
противопожарной защиты. Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость
применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления,
эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и
других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых
и т.д. Практическое занятие: обсуждение по теме правила поведения на пожаре.
Тема 4. Огнетушители. (20часов)
Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения
пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. Классификация
огнетушителей, область их применения.
Практическое занятие: Тренинги по освоению навыков использования различных средств
пожарного тушения в быту, школе и т.д.
Тема 5.Люди огненной профессии(36 часов)
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь.
Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарнотехническим вооружением и знакомство с пожарной автотехникой. Государственная
противопожарная служба. Структура. Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Боевая
одежда пожарного. Средства спасения при работе пожарного.
Практическое занятие: одевание одежды пожарного и вязка спасательных узлов на время.
Тема 6. Доврачебная медицинская подготовка (20 часов)
Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи в аварийных ситуациях. Степени
пожаров оказания помощи при ожогах. Отравления продуктами горения, оказание первой
доврачебной помощи.
Практическое занятие: тренинги по освоению приемов по оказанию первой доврачебной
помощи при ожогах
Тема 7. Пожарно-прикладной спорт. (68 часов)
Практическое занятие: Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и
нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной
башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание
Формы и виды контроля
Формы и виды контроля: опрос, тестирование, соревнование, выпуск «боевого
листка», викторина, молнии на противопожарную тематику, практическая работа.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал
посещаемости, материал тестирования, методическая разработка, протокол соревнований,
фото, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс,
выступление агитбригады, соревнование, итоговое задание, итоговый отчет, открытое занятие.
Формы аттестации: промежуточная и итоговая.
Планируемые результаты.

Личностные.
Учащиеся должны быть:
 сформированы чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного
долга; уважение к профессии пожарного;
 воспитано бережное отношение к своей жизни и жизни окружающих;
 воспитаны самодисциплина, сила воли, мужество, стойкость, стремление к
преодолению трудностей;
 воспитаны чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки;
Метапредметные:
 развита инициатива и эрудиция в процессе проведения тематических викторин,
конкурсов, соревнований;
 развито мышление, внимание, память;
 развит познавательный интерес в процессе организации встреч с работниками
пожарной охраны.
Предметные:
 получены знания по правилам пожарной безопасности;
 привиты навыки осознанного безопасного поведения, правильных действий в случае
возникновения пожара;
 обучены умениям и навыкам по предупреждению и тушению пожаров, оказанию
первой помощи пострадавшим;
 приобретены знания, умения и навыки работы с первичными средствами
пожаротушения.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
 кабинет для занятий;
 пожарно-технический инвентарь;
 огнетушитель;
 план эвакуации;
 марлевая повязка, медицинская аптечка, шины, бинты, резиновый жгут;
 «Уголок безопасности»;
 персональный компьютер,
 мультимедийный проектор,
 фотоаппарат.
Стационарные наглядные пособия.
1.
Таблицы по основам безопасности жизнедеятельности.
2.
Средства индивидуальной защиты.
3.
Средства коллективной защиты.
4.
Таблицы по правилам пожарной безопасности.
5.
Классификация пожаров.
6.
Причины пожаров в жилых и общественных зданиях.
7.
Признаки и поражающие факторы пожара.
8.
Правила поведения при пожаре в доме (квартире).
9.
Правила поведения при пожаре в общеобразовательном учреждении.
10.
Как выйти из задымленного помещения.
11.
Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру (помещение).
12.
Правила поведения при загорании телевизора.
13.
Правила поведения при загорании новогодней елки.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и
фиксируются в формах:
- журнал посещаемости;
- диплом;
- фотографии;
- грамота;
- мониторинг результативности;
- методическая разработка.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в
формах:
- аналитический материал по итогам проведения диагностики;
- диагностическая карта;
- итоговый отчёт.
Оценочные материалы
Для оценки личностных результатов используются следующие диагностические
методики:
- диагностическая методика (Приложение № 3).
Для оценки метапредметных результатов используются следующие диагностические
методики:
- викторина «Расскажи-ка нам огонь!»; (Приложение №2)
Для оценки предметных результатов используются следующие диагностические
методики:
- Тест "Правила пожарной безопасности" (Приложение 1)
Список литературы:
1. Бариев, Э.Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций //
Словарь терминов и определений / Э.Р. Бариев. Учитель, 2010. – 200 с.
2. Басаков, М.И. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций [Текст] // Пособие
для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. – М.: Просвещение, 2011. – 135 с.
3. Радзиевский, С.И. Безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие [Текст] / С.И.
Радзиевский. – Севастополь: РИБЭСТ, 2013. - 268 с.
4. ГОСТ 12.1.004 - 91 Пожарная безопасность. Общие требования, М., 1992.- 64с.
5. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии Текст /
В.М. Астапов. - М.: Просвещение, 2014.
6. Журнал «Библиотека инженера по охране труда», №11, 2011.
7. Как вести себя при пожаре в детском саду или школе // Азбука безопасности. – 2013. –
№3.
8. Кто в пожаре виноват: книжка – раскраска. – Новосибирск: ПИРАНТ, 2010.
9. Горбунова Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград, 2012.
10. Учебное пособие – "Безопасность жизнедеятельности и экстремальная медицина в
практике персонала первого контакта".авторы: Марченко Д.В., Ермаков А.Р., Иркутск:
ВСИ МВД РФ - 2012 год.
11. Ю. П. Засядько– Экстремум, 2010.- 96с.- (Поурочные планы).
12. Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»:
5\9 классы: 2-ое изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.- 80с.: ил.- (Библиотека учителя).
Ресурсы интернета по обучению детей пожарной безопасности
Официальный сайт МЧС России, сайт детской безопасности СПАС-ЭКСТРИМ
http://www.forest.ru
www.fireman.kz/mero_id_2.php
www.1september.ru

http://electrikpro.ru

Приложение 1
Тест "Правила пожарной безопасности"
1. Как называется профессия человека, который тушит пожары?
А. пожарный
Б. пожарник
В. Спасатель
2. Назовите условия, при которых может возникнуть пожар?
А. горючее вещество и восстановитель
Б. горючий материал, источник огня или тепла, кислород
В. Теплообмен между веществами
3. К поражающим факторам пожара относятся:
А. интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей
Б. токсичные продукты горения, высокая температура
В. образование облака угарного газа
4. Что относится к наиболее вероятной причине возникновения пожара в квартире?
А. постоянно работающий холодильник
Б. неосторожное обращение с пиротехническими изделиями
В. зажженные электрические лампочки
5. Если в твоей квартире или доме случился пожар, кого ты должен оповестить после
вызова пожарных?
А. полицию
Б. скорую помощь
В. соседей
6. Какова правильная последовательность действий при быстро распространяющемся
пожаре?
А. попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения,
открыть окно для удаления дыма
Б. немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь
взрослых и сообщить в пожарную охрану
В. позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь,
используя подручные средства
7. Чем лучше всего укрыться в целях безопасности, преодолевая зону огня?
А. мокрым пальто
Б. простыней
В. плотным одеялом
8. Первичные средства пожаротушения используют:
А. для ликвидации пожара в начальной стадии возникновения
Б. для тушения большого пожара
В. для локализации стихийного бедствия природного характера
9. Вечером, придя домой, вы почувствовали запах газа. Каковы будут ваши дальнейшие
действия?
А. включить свет, позвонить родителям или в аварийную службу
Б. перекрыть основной вентиль подачи газа, открыть окна и двери, пойти к соседям,
позвонить родителям или в аварийную служу
В. открыть окна и зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идет газ
10. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы?
А. пеной
Б. песком
В. водой
11. Каким должно быть место для разведения костра?
А. удалено от деревьев и кустарников и не далее 10-ти метров от водного источника

Б. в ненастную погоду костер надо разводить под деревом, крона которого оберегает
его от попадания дождя или снега
В. место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, веток и
обложить камешками
12. Что запрещается делать при разведении костра?
А. разводить костер на торфяных болотах
Б. использовать для костра сухостой
В. оставлять дежурить возле костра менее трех человек
13. Пассажирам общественного транспорта запрещается перевозить:
А. габаритные грузы
Б. легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества
В. тяжелые грузы
14. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?
А. направить на него струю огнетушителя
Б. повалить человека на землю и накрыть платной тканью
В. сорвать с него одежду
15. Каким из перечисленных веществ нельзя растапливать печку?
А. дровами
Б. углем
В. легковоспламеняющимися жидкостями
16. Для чего белят дымовые трубы печного отопления?
А. чтобы были видны трещины и повреждения
Б. для красоты
В. для улучшения тяги
17. При движении поезда в вашем вагоне появился запах гари и дыма. Как вы будете
действовать?
А. пойдете по соседним купе и будете сообщать пассажирам
Б. сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать дальнейших указаний в купе
В. дернете за рукоятку стоп-крана
18. Какие условия способствуют распространению пожара?
А. отсутствие естественного освещения
Б. отсутствие проемов (окна и двери) для удаления продуктов горения
В. отсутствие или неисправность средств пожаротушения
19. При возникновении пожара вам нужно покинуть квартиру, находящуюся на 10-м
этаже. Вы:
А. воспользуетесь лифтом
Б. спуститесь по внешним пожарным лестницам
В. прикрывая дыхательные органы рукой, выйдете через подъезд
20. Вернувшись с прогулки, вы открыли дверь своей квартиры и обнаружили сильное
задымление. Ваши дальнейшие действия?
А. войдете в квартиру и будете искать источник задымления
Б. откроете окна, чтобы проверить квартиру
В. плотно закроете дверь и вызовете пожарных
КЛЮЧ к тесту «Правила пожарной безопасности»
1а;2б;3б;4а,б;5в;6б;7а;8а;9б;10в;11в;12а;13б;14б;15в;16а;17б;18в;19б;20в

Приложение 2
Познавательная викторина «Расскажи-ка нам, огонь»
Ход викторины
Дети берутся за руки и становятся в круг.
Здравствуйте! Я пришел с хорошим настроением, снег искрился, солнышко дарило
свои лучи. И на сердце у меня тепло и приятно. И я дарю искры своего тепла. Я передаю (имя
ребенка) через рукопожатие, и вы передаете его дальше, пока оно не вернется ко мне.
Возьмите искры, какие вам нравятся. Прошу садиться по цвету ваших искр.
Сегодня мы с вами поговорим о нём…
На него можно смотреть без конца. Он бывает красивый, а бывает и страшный. Он
бывает полезный, а бывает опасный. Бывает он другом и бывает врагом. Что это и почему он
такой? Послушайте мою подсказку.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова.
Да, это огонь.
Какие ассоциации у Вас вызывает слово – «Огонь».
Определите тему нашей встречи.
Правильно, сегодня мы с вами будем говорить об огне, и наша тема «Расскажи-ка нам,
огонь». Появляется огонь. Огонь расскажет нам о причинах пожара, как себя вести, если
случился пожар, чем он опасен. А вы должны запомнить го рассказ. Есть такая легенда.
Жил-был Огонь. Был он очень весёлым и горячим. Гулял, где хотел: по лесам, полям и
деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути, сжигал всё подряд, и был он злейшим
врагом всего живого.
Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай, Огонь, давай
померимся силой!». Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда тебе, человек со мной силой
мериться!» А человек стоял на своём: «Давай! Давай!» Огонь согласился.
Вот начался бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним.
Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, но взмолился Огонь: «Не
туши меня, человек, верой и правдой буду тебе служить».
Вот так и стал служить огонь человеку и стал его другом».
Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер и
стремится убежать от них и гулять по лесам, деревням и городам, и тогда снова может прийти
беда.
Огонек всегда такой –
И хороший, и плохой.
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
Это все ведь вам знакомо,
Эти истины не новы!
Мы работаем в группах, обыграем некоторые ситуации, выслушаем мнения и советы
друзей. Известно, что проблему легче всего решать сообща, всем вместе, а не один на один с
бедой.
Проведем небольшую разминку. Посмотрим, какие мы дружные. Если считаете, что
надо поступать именно так, то говорите: «Это я, это я, это все мои друзья», если действия
неправильные, то молчим.
Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,
Бережёт родную школу от коварного огня?
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
А сгорел гараж знакомых и строительный забор.
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.
Кто, видя сушняк в огне, знает точно, быть беде?
Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает?
На привале кто в лесу жег засохшую сосну?
А потом так поспешил, что костер не затушил?
Кто пожарным помогает, правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Молодцы!
Обратиться к огню на доске. ( Чем опасен огонь). Огонь всегда был опасен для людей.
И даже народная мудрость гласит, что с огнем нужно быть очень осторожным. Возьмите
конверт №1.
Конверт №1.
Соберите пословицу. Если группа готова, то мы зажигаем огоньки. Вот так.
(показать)
Пока искра в пепле, тогда и туши.
Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
Искра мала, да велик пламень родит.
Все замечательно справились с заданием. Сила у огня велика. Но если с этой силой
обращаться неосторожно, то огонь уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица
Земли города, деревни.
Давайте выясним, чем опасен пожар. Откройте конверт 2. Найдите лишние понятия. Не
забудьте зажечь огоньки.
Конверт №2.
Паника, высокая температура, солнечный удар, поражение электрическим током,
хорошая видимость, обрушение зданий, ядовитый дым, низкая температура, ожоги. Сколько
лишних понятий нашли? Посмотрите на слайд. У кого другое мнение?
Игра «Не ошибись».
Встаньте. Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны
хлопнуть в ладоши над головой, если слово не относится к огню, то присесть. (Пожарный,
торт, огнетушитель, кисточка, каска, телефон, ноты, огонь, спички, фрукты,01, бинт, арбуз,
фейерверк, карандаш, стол, свеча, ведро)
Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будьте с огнем осторожны всегда.
Обратиться к огню на доске (причины пожара). Давайте выясним, отчего может
произойти пожар. Откройте конверт 3.
Конверт №3.
Группы обводят, что может стать причиной пожара.
1.
Лампа накрыта тканью.
2.
Электропровод лежит на полу (можно споткнуться и упасть).
3.
Занавеска расположена слишком близко от плиты.
4.
Полотенце для посуды висит над плитой.
5.
Полка для посуды установлена над плитой.
6.
Розетка на стене перегружена.
7.
Утюг

Сколько опасностей вы нашли? Проверка с меньшей группы. Слушайте внимательно,
чтобы не повторяться.
Пожар- это не случайность, а результат неправильного поведения. И чаще всего
виновниками пожара становятся люди. Никогда не становитесь причиной пожара. Когда дети
могут стать причиной пожара? (не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками
огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся
жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер).
Обратиться к огню (как себя вести) Но если случился пожар, то надо знать правила, как
себя вести во время пожара. Посмотрите и запомните.(видео)
Если вы были внимательны, то выполните задание в конверте №4.
Конверт №4.
Расставьте по порядку (работают на доске)
Спасение людей
Больница
Вызов службы 01
Тушение пожара
Оказание первой доврачебной помощи
Найдите пару (проверка по презентации)
Возник пожар отключи, накрой одеялом.
Горит одежда открой окно.
Горит телевизор ползи к выходу.
Запах газа дыши через мокрую тряпку.
Трудно дышать от дыма падай на землю, катайся.
Вы работали слаженно, помогая друг другу. Я думаю, что в трудную минуту, вы тоже
сможете помочь друзьям. У каждого из вас на столе «язычки пламени». Возьмите в руки
синий язычок пламени, если вы повторили правила пожарной безопасности. А красный те, кто
что-то новое открыл для себя. Прикрепите их к огню.

Приложение 3
Карта воспитанности (по А.И. Кочетову)
Начало года

Итого
баллов

Конец года

Качества личности
Средний
балл
Коллективизм
(умение согласовывать личные
и общественные интересы,
заботливость, чуткость,
дружелюбие, общительность,
скромность, отзывчивость)
Трудолюбие
(старательность, бережливость,
щедрость, помощь старшим и
товарищам, умение
обслуживать себя,
аккуратность)
Честность
(откровенность, умение
держать данное слово,
доверчивость,
добросовестность в
выполнении обязанностей,
отвращение к плохому)
Самостоятельность
(организованность,
исполнительность,
инициативность, навыки
самоконтроля и самооценки,
воздержанность от неразумного
поведения, умение подчиняться
и руководить)
Любознательность
(наблюдательность,
применение знаний на
практике, устойчивый интерес
к учению, вдумчивость,
устойчивая работоспособность
на уроке)
Эмоциональность
(жизнерадостность,
доброжелательность, не падает
духом при неудачах,
стыдливость.сострадание)
Итого:

Оценивание: 1балл – низкое проявление качества. 2 балла – среднее проявление
качества. 3 балла – ярко выраженное проявление качества.
Подсчёт среднего балла по качествам: итоговое количество баллов по каждому виду
качества личности разделить на количество протестированных обучающихся.

Итого
баллов
Средний
балл


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».