ИЗО- студия Радуга

Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации
Первомайского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области

Принята
На заседании методического совета
От 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МБОУ ДО « ЦДОД»
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
"Радуга"
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Изгорева Л.П., педагог
дополнительного образования

п. Беляй, 2024

1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования разработана в соответствии
со следующими нормативными документами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г.
№996-р.
 Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).
 Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания
президиума при Президенте РФ.
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный
07.12.2018 г.
 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
 Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г. № 170
«Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
 Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной
службы Государственной статистики от 31 августа 2018 г. № 534 «Об
утверждении статистического инструментария для организации
федерального статистического наблюдения за дополнительным
образованием детей».
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Занятия по
рисованию способствуют всестороннему развитию личности.
Данная программа строит обучение таким образом, чтобы оно стало не
только интересным для каждого ребенка, но и позволило ему овладеть
основными способами творческого решения; предоставить детям
возможность для проявления активности и самостоятельности.
Все занятия построены с учетом возрастных особенностей детей. В
первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку,
окружает его в повседневной жизни.
Интересны занятия и тем, что одна тема может в себе сочетать
разные техники и приемы использования выразительных средств.
Разнообразие материалов, используемых в работе, дает возможность ребенку

2

фантазировать, обогащает его опыт и заставляет думать и размышлять о
целесообразности выбора материалов в той или иной продуктивной
деятельности. Дети пробуют свои силы в работе с разными материалами:
карандаш графический, цветные карандаши, фломастеры, акварельные
краски, гуашь, пастель, гелевая ручка, уголь. Немалая часть занятий
проводится с использованием видеоуроков, а также роликов,
рассказывающих о творчестве знаменитых европейских и русских
художников.
Программа курса «Радуга» направлена на общекультурное развитие
личности. Программа адресована детям в возрасте 11-16 лет. Срок
реализации программы – 1 год.
Актуальность
В системе общественного воспитания детей среднего школьного
возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение
для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка
совершенствуются наблюдательность, творческая активность, эстетическое
восприятие, умение доступными средствами создавать авторские работы.
Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в
окружающей жизни, в произведениях искусства. Дети постепенно начинают
понимать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, а так же знакомятся с произведениями выдающихся русских и
европейских художников.
Отличительные особенности
Освоение материала в основном происходит в процессе творческой
деятельности учащихся. Работа в материале в области изобразительного
искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи
предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски. Для графики
– карандаши цветные и простые, уголь, пастель, линер. Задания,
предлагаемые учащимся, в зависимости от ситуации можно варьировать,
меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные темы,
органично входящие в русло программы, чтобы целенаправленно повысить
уровень знаний и умений обучающегося по программе ребенка. Программа
не ограничивает учащегося в его творческих поисках и находках, а является
стимулом к поиску собственного стиля в творчестве.
Цель
Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка
средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

3

Задачи
Образовательные

обучить основам изобразительной грамоты (теоретическим и
практическим основам графики, живописи, росписи по дереву);

ознакомить с основами народного декоративно-прикладного
искусства;

ознакомить с выдающимися произведениями изобразительного
искусства;

формировать знания о видах и жанрах изобразительного
искусства;

формировать представления о средствах художественной
выразительности необходимых для создания художественного
образа.
Развивающие

развивать познавательную активность;

развивать
пространственное
мышление
и
творческое
воображение, изобразительные способности, чувство композиционной
меры.
Личностные

воспитывать интерес к изобразительному искусству;

воспитывать чувство доброты, сопереживания, радости от
общения с красотой.

Условия реализации программы
Условия набора детей
Программа рассчитана на детей в возрасте 11-16 лет. Срок реализации
программы - 1 год.
Режим занятий: 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Плановое количество детей в группе: 15 человек
Формы организации образовательной деятельности учащихся:–
групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы занятий
 учебное занятие;
 занятие-игра;
 выставка.
Материально-техническая база:
 наличие помещения для занятий;
4







бумага белая, цветная, тонированная и черная;
картон белый, цветной, гофрированный;
карандаши, фломастеры, пастель;
краски гуашевые, акриловые, акварель;
кисти круглые и плоские;
2. Планируемые результаты

Личностные:
 развитое эстетическое восприятие;
 сформированные
способности
самообразованию.

обучающихся

к

Метапредметные:
 сформированный навык поддержания порядка на рабочем
месте;
 сформированные
основы
художественной
культуры
обучающихся;
 сформированные навыки использования различных видов
красок.






Предметные:
сформированные базовые навыки использования в рисовании разных
материалов
и способов создания изображения;
сформированные знания по композиции, цвету, светотени;
сформированные знания о разных видах изобразительного искусства;
сформированные знания имен и работ знаменитых русских и
европейских художников;
сформированы навыки по созданию индивидуальных работ,
декоративных, предметных и сюжетных композиций на темы
окружающей жизни, и абстрактных произведений.


Способы контроля хода образовательного процесса и определения
результативности
 Педагогическое наблюдение.
 Анализ творческих работ.
 Анализ участия в конкурсах.
Организация контроля освоения программы

5

Вид контроля

Средства контроля

Срок контроля

Входной

наблюдение

сентябрь

Промежуточный

анализ творческих
работ
выставка работ

декабрь

Итоговый

май

Формы подведения итогов реализации программы
 контрольное занятие;
 участие в конкурсе, выставке.
3. Тематическое планирование
№

Раздел/тема
Всего
Вводное занятие -инструктаж по
технике безопасности.Кто такой
настоящий
художник
и
как
выглядят его инструменты?

1

Часы
Теор Прак
ия
тика

1

0

Форма/способ
контроля

Фронтальная

Раздел 1. Особенности работы в различных изобразительных техниках

1.1.

Основные отличия различных
живописных техник. Акварель и
гуашь

1

1

0

Просмотр работ

1.2.

Изучаем возможности волшебной
палочки. Виды линий мягким
карандашом

1

0

1

Просмотр работ

1.3.

Продолжаем изучение
возможностей. Что может
сотворить кисть?

1

0

1

Просмотр работ

Раздел 2. Знакомство с графическими техниками в карандаше и акварели «Черно-белая магия»

2.1.

Работа в технике "Черно-белая
магия", рисунок с помощью белых
линий

1

0

1

Выставка в группах

2.2.

Работа в технике "Черно-белая
магия", рисунок с помощью черных

1

0

1

Выставка в группах

6

и белых пятен
2.3.

Портрет в технике "Черно-белая
магия"

1

0

1

Просмотр работ

2.4.

Загадочная перспектива. Рисунки
ниже и выше линии горизонта

1

0

1

Просмотр работ

2.5.

Натюрморт из геометрических
фигур в графике набросок

1

0

1

Просмотр работ

2.6.

Натюрморт из геометрических
фигур в графике работа с тенью

1

0

1

Просмотр работ

2.7

Знаменитые русские художники и
их графические работы

1

1

0

Тест

2.8

Знаменитые европейские
художники-графики (Альбрехт
Дюрер и его заяц)

1

1

0

Тест

1

0

Тест

2

Просмотр работ,
подготовка работ к
конкурсу

Раздел 3.Осенний пейзаж в различных техниках
3.1.

Осенний пейзаж в гуашевых тонах

1

Осенний пейзаж в акварели
3.2

2

0

Раздел 4.Знакомство с техниками «Живое пятно» и Монотипия
4.1

Техника "Живое пятно" - рисуем от
цветового пятна. Эскиз

1

1

0

Обсуждение эскиза

4.2

Техника "Живое пятно" - рисуем от
цветового пятна, завершение
работы

1

0

1

Просмотр работ

4.3

Техника "Живое пятно" - рисуем от
главного. Эскиз

1

1

0

Обсуждение эскиза

4.4

Техника "Живое пятно" - рисуем от
главного. завершение работы

1

0

1

Просмотр работ

4.5

Техника "Живое пятно" рисуем с
набрызгом

1

0

1

Просмотр работ

1

Просмотр работ,
подготовка работ к
конкурсу

4.6

Знакомство с техникой
"Моготипия"

1

7

0

4.7.

Техника быстрых зарисовок
"Скетч". Рисуем осенние овощи и
фрукты. Эскиз

1

0

1

Просмотр работ

4.8.

Техника быстрых зарисовок
"Скетч". Рисуем осенние овощи и
фрукты – завершение работы

1

0

1

Просмотр работ

Раздел 5. Поговорим о натюрморте – Натюрморт в разных техниках, история
натюрморта

5.1

Знакомство с жанром натюрморт,
творчеством знаменитых
нидерландских мастеров

1

1

0

Презентация

5.2

Русские художники в жанре
натюрморт

1

1

0

Тест

5.3

Основы Цветоведения - теплые,
холодные, контрастные цвета.

1

0

1

Просмотр работ

5.4

Работа над натюрмортом в одной
цветовой гамме

1

0

1

Просмотр работ

Раздел 6. Основы Цветоведения с применением доп.эффектов. Птицы и зимние
пейзажные зарисовки

6.1

Теплые, холодные, контрастные
цвета, знакомство с цветовым
кругом.

1

0

1

Презентация

6.2

Птицы вокруг нас. Рисуем серию
птицы в гуаши

1

0

1

Просмотр работ

6.3

Птицы вокруг нас. Рисуем серию
птицы в акварели

1

0

1

6.4

Зимний минимализм - пейзаж в
акварели с использованием соли

1

0

1

6.5

Новогодняя открытка - подарок
близким и друзьям

1

0

1

6.5

Плакат к Новому году - украсим
родную школу

1

0

1

Подготовка к
конкурсу

6.6

Роспись в стиле Гжель, основные
элементы построения

1

0

1

Обсуждение эскиза

8

Просмотр работ
Просмотр работ
Просмотр работ

6.7

Роспись в стиле Гжель – работа в
цвете

1

0

1

Просмотр работ

Раздел 7. Портрет- жанр изобразительного искусства
7.1

Портрет - жанр живописи. Русские
художники-портретисты

1

1

0

Презентация,
видеоролики

7.2

Учимся рисовать голову человека в
графике. Набросок

1

0

1

Обсуждение эскиза

7.3

Учимся рисовать голову человека в
графике, завершение работы - тени
и свет

1

0

1

Просмотр работ

7.4

Портрет в живописи. Делаем эскиз
и лессировку.

1

1

0

Просмотр работ

7.5

Портрет в живописи -завершение
работы, прорисовка деталей

1

0

1

Выставка в группах

7.6

Поздравительная открытка ко дню
защиты Отечества.

1

0

1

Обсуждение эскиза

7.7

Иллюстрируем знакомые сказки
(работа в смешанных техниках)
составление эскиза

1

0

1

Обсуждение эскиза

7.8

Иллюстрируем знакомые сказки
(работа в смешанных техниках)
работа в цвете

1

0

1

Просмотр работ

Пейзаж – вид изобразительного искусства. Вид пейзажа – городской, морской,
природа. Классический пейзаж, скетч, пейзаж в открытке

8.1

Море и морины. Знакомство с
творчеством великого морениста
Айвазовского.

1

1

0

Презентация,
видеоролики

8.2

Рисуем морской пейзаж. Набросок
карандашом, прокладываем
основные тона

1

0

1

Обсуждение эскиза

8.3

Рисуем морской пейзаж.
Завершение работы

1

0

1

Обсуждение эскиза

8.4

Море и морские жители

1

0

1

Просмотр работ

8.5

Весна и весенние мотивы - рисуем

1

0

1

Просмотр работ

9

первые весенние цветы
8.6

Плакат и открытка к празднику
весны - гуашь + акварель

2

0

2

Подготовка к
конкурсу

8.7

Рисуем солнечную Италию акварельный скетч набросок

1

0

1

Обсуждение эскиза

1

0

1

8.8

Рисуем солнечную Италию акварельный скетч, завершение
работы в цвете
Удивительная архитектура СанктПетербурга - акварельный скетч

1

Удивительная архитектура СанктПетербурга - акварельный скетч –
8.10
завершение работы линером и
набрызгом

1

8.9

Просмотр работ

0

1
Просмотр работ

0

1
Выставка в группах

Знакомство с различными видами русской декоративной росписи –Хохлома,
Городец, Санкт-Петербургская роспись, Матрешка

9.1

Знакомство с видами русской
декоративной росписи. Тайны и
загадки русских игрушек - история
Матрешки

1

1

0

Презентация,
видеоролики

9.2

Создаем эскиз для росписи
Матрешки

1

0

1

Обсуждение эскиза

9.3

Роспись деревянной заготовки

1

0

1

Выставка в группах

9.4

Золотая Хохлома - цветы и ягоды

1

0

1

Просмотр работ

9.5

Золотая Хохлома - верховая
роспись - травы

1

0

1

Просмотр работ

9.6

Золотая Хохлома - фоновая
роспись, эскиз в круге

1

0

1

Просмотр работ

9.7

Городецкая роспись - история
возникновения

1

1

0

Презентация

9.8

Городецкие розаны и купавки,
птица Пава

1

0

1

Обсуждение эскиза

9.9

Композиция Городецкий конек в
графике!

1

0

1

Обсуждение эскиза

10

9.10

Композиция Городецкий конек в
цвете!

9.11

Санкт-Петербургская роспись черное, белое, золотое

9.12

9.13

1

0

1

Выставка в группах

1

1

0

Презентация

Санкт-Петербургская роспись бутоны, травинки, усики

1

0

1

Обсуждение эскиза

Санкт-Петербургская роспись лилии, композиция в овале

1

0

1

Просмотр работ

Санкт-Петербургская роспись 9.14 пионы и розаны, композиция от
углов

1

0

1
Просмотр работ

9.15

Подготовка композиции для
росписи доски

1

0

1

Просмотр работ

9.16

Подготовка к работе в цвете, работа
белым и золотом

1

0

1

Просмотр работ

9.17

Завершение работы над
композицией, нанесение оживок

1

0

1

Выставка в группах

1

0

1

72

15

57

Подведение итогов года. Конкурс лучших работ.
Конкурс лучших работ. Игра по
станциям.Поздравление
10.1
победителей и самых активных
участников студии
Всего часов

4. Содержание программы
1. Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности. Особенности
работы в различных изобразительных техниках
Теория - Знакомство детей, с правилами поведения в изостудии, с
программой на ближайшее время. Знакомство с техниками, которые
использует художник и их основными отличиями.
Практика - Изучаем различия между работой гуашью и акварелью. Мазок у
гуаши – плотный, маслянистый. У акварели мазок прозрачный и легкий.
Делаем небольшие зарисовки на свободную тему. Возможности линера,
пастели и карандаша. Знакомимся с видами линий и пятен которые можно
создать этими инструментами.

11

2. Знакомство с графическими техниками в карандаше и акварели «Черно-белая магия»
Теория - Знакомство с творчеством русских и европейских художников –
графиков. Презентация и видеоролики о художниках-графиках. Тестовая
работа.
Практика - Работа простым карандашом – натюрморт из геометрических
фигур. Разработка композиции и детальная прорисовка со светом и тенью.
Черно-белая магия – работы на черном фоне белыми и серыми линиями и
пятнами. Обобщение и детализация элементов.
3. Осенний пейзаж в различных техниках
Теория - Обсуждение работы, которая выполняется с учётом ранее сделанных
наблюдений, опорой на работы известных художников.
Практика - Учащимися разрабатывается композиция. После определения
наиболее интересной композиции ребята рисуют её в технике гуашь и
акварель. Композиции используют отражение в воде, изображение опавших
листьев. Роща у пруда или лесной ручеек.
4. Знакомство с техниками «Живое пятно» и Монотипия
Теория – Изучаем изобразительные возможности техники – Монотипия –
абстрактные и реалистичные работы известных художников.
Практика – Создаем быстрые работы с использованием цветных пятен и
брызг или комбинированные работы – пятно и линия, брызги и линия.
5. Поговорим о натюрморте – Натюрморт в разных техниках, история
натюрморта
Теория - Знакомство с историей возникновения жанра – натюрморт, с
русскими и европейскими художниками, работавшими в этом жанре.
Практика - Зарисовки фруктов, овощей и ягод. Знакомство с техникой
быстрых иллюстративных зарисовок - Скетч. Постановка из нескольких
фруктов и овощей.
6. Основы Цветоведения с применением доп.эффектов. Птицы и
зимние пейзажные зарисовки
Теория - Теплые и холодные цвета, контрасты. Зимние пейзажи в виде
картин, открыток и плакатов- презентация.
Практика - Зарисовки животных, птиц, насекомых в карандаше, обобщённо,
с целью понимания их характерных особенностей, а затем переходят к более
детальной проработке и изображению в выбранной теплой или холодной
цветовой гамме. Применение техники влажной бумаги с соляными
эффектами. Зимний минимализм и дополнительный яркий акцент.
7. Портрет- жанр изобразительного искусства

12

Теория - Художники портретисты и их модели. Знакомство с особенностями
построения портрета.
Практика - Поиск главных пропорций и лепка объема головы светом и
тенью. Прорисовка деталей. Основные составляющие портрета – глаза, нос,
губы, уши…. Работа над карандашом в разных техниках – графика –
карандаш, маркер, линер, уголь. Живопись – акварель, гуашь с применением
цвета или в монохроме.
8. Пейзаж – вид изобразительного искусства. Вид пейзажа – городской,
морской,природа. Классический пейзаж, скетч, пейзаж в открытке
Теория - Знакомство с различными видами пейзажа – морины, городской
пейзаж, сельский пейзаж и т.д.Знакомство с творчеством великого морениста
Айвазовского.
Практика - Составление композиций и работа в технике акварель или гуашь.
Использование акварели и линера в скетчах, открытка с изображением
пейзажа. Разбираем отличие открытки и классической работы.
9. Знакомство с различными видами русской декоративной росписи –
Гжель,Хохлома, Городец, Санкт-Петербургская роспись, Матрешка
Теория - Знакомство с богатством вид русской декоративной росписи –
история, цветовые особенности, композиция. Знакомство с понятием –
Канон. Изучение основных элементов и особенностей их изображения.
Практика - Композиция на бумаге, прорисовка деталей в цвете. Подготовка
деревянных заготовок, грунтовка, роспись.
10. Итоговое занятие
Конкурс лучших работ. Игра по станциям. Подведение итогов выставки
творческих работ. Награждение самых активных ребят. Перспектива на
будущее.

13

6. Список литературы
Список литературы, рекомендуемый педагогам:
1. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство». Рабочие программы.
Предметная
линия
учебников:
Пособие
для
учителей
общеобразовательных учреждений: - М.: «Просвещение», 2011;
2. Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного
образования детей». - М.: Просвещение, 2009 год.
3. Робертсон Б., Основы живописи. Интенсивный курс рисования.
Предметы, пер. с английского. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
4. Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006
5. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990
6. Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С- Пб.;
Питер, 2006
7. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном
искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006
8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984
9. Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997
10.Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.; 2004
11.Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000
12.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008
13.Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. - М.; 2004
14.Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М.; 2001

14

Приложение 1

Календарный учебный график
к дополнительной общеразвивающей программе
«Радуга»
на 2024 – 2025 учебный год
Этапы образовательного
процесса

Режим работы

Начало учебного года

02 сентября 2024 г.

Учебный год

36 недель

Учебная неделя

5 дней

Окончание учебного года

26 мая 2025 г.

Сменность занятий

вторая смена

Начало занятий

не ранее 15.30

Окончание занятий

не позднее 19.00

Продолжительность занятий

40 минут (по расписанию, согласованному с
зам. директора по УВР и утвержденному
директором)

Длительность перемен

не менее 10 минут между каждым занятием

Периодичность занятий

в соответствии с учебным планом

Праздничные дни

04.11.24; 01-07.01.25; 23.02.25; 08.03.25; 0103.05.25; 08-10.05.25;

Промежуточная аттестация

декабрь 2024 г.

Итоговая аттестация

май 2025 г.

Прием учащихся

При наличии свободных мест в течение учебного
года

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».