Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Первомайского района Томской области Принята На заседании методического совета От 30.08. 2024г. Протокол № 1 Утверждаю Директор МБОУ ДО « ЦДОД» _______________Н.А. Кротова № 69-О от 02.09.2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Люби и знай свой таежный край» Направленность: туристско-краеведческая Возраст учащихся:10-17 лет Срок реализации: 1 год Автор- составитель: Ефременко И. Н. педагог дополнительного образования п. Орехово, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общеразвивающая дополнительная образовательная программа краеведческой направленности «Люби и знай свой таёжный край» направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей обучающегося в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании. Кружковая работа по краеведению в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и дает импульс к самостоятельной деятельности. Изучение истории родного края способствует формированию основ мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей, оживляет учебный процесс, приобщает детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучает навыкам исследовательской работы. Занятия помогут учащимся школы овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в будущем. Нормативные документы: Дополнительная образовательная программа «Люби и знай свой таёжный край» осуществляется на основании нормативно-правовых документов: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями от 02.02.2021) В 2024-2025 учебном году особенно актуальных следует выделить три направления: семья, школа,село, родной край. Образовательная деятельность осуществляется на базе комнаты- музея МБОУ Ореховской СОШ. Отличительная особенность программы: Изучение истории своей семьи, школы, села дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников. Это традиции семьи, школы, своих земляков, особенности культуры и быта людей разных национальностей. Программа рассчитана на два года обучения. Заниматься по ней можно с детьми с 10 – 17 лет пять раз в неделю по одному часу. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого, закладывают основы высококультурной разносторонней личности. На занятиях большое внимание уделяется современности, намечаются связи её с прошедшим, закладываются зачатки исторического мышления, ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей своей семьи, школы, села. Занятия имеют практическое, утилитарное значение: помочь учащимся ориентироваться в своём селе, знать его предприятия, учреждения культуры и т.д. Особое внимание уделяется стремлению детей к самовыражению через различные творческие акты, воспитательному и познавательному значению игр. В работе используются разнообразные формы деятельности, чтобы не вызывать переутомления ребят. Проводятся наряду с беседами пятнадцати-двадцати минутные рассказы, чтение и обсуждение детских книг, просмотр кинофильмов и телепередач, проводятся экскурсии по своей улице, своему селу; экскурсии в музеи района; встречи-беседы с ветеранами, тружениками разных профессий; проведение утренников, викторин на историкокраеведческие темы; сбор материалов для школьного музея; рисование, сочинения, ведение летописи кружковой работы и т.д. На занятиях используется музыка (прослушивание, разучивание и исполнение детьми репертуара песен соответствующего характера). Учащиеся более старшего возраста в ходе занятий постепенно учатся делать самостоятельные сообщения, коротко записывать и оформлять их. По мере взросления детей формы работы с ними становятся сложнее, вырастает доля самостоятельности. Старшеклассники под руководством руководителя работают в краеведческом музее, проводят внеклассные мероприятия, экскурсии в краеведческом музее. Перед обучающимися ставятся простейшее и самостоятельные задачи: узнать в ходе прогулки, как называется улица, какие заинтересовавшие нас объекты находятся на ней и др. Работа организована таким образом, чтобы его участники выполняли посильные задания различного характера и в перерывах между занятиями, осуществляется индивидуальная работа со школьниками. Предлагаемая программа не является учебником: она составлена при наличии местного краеведческого материала.Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, оказывает воспитывающее воздействие. Целью данной программы является воспитание творческого начала, развитие общей культуры, расширение сферы интересов детей через изучение истории своей семьи, школы, села, края Задачи программы Обучающие: • приобретение школьниками знаний об истории своей семьи, школы, села; • формирование знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о боевых подвигах земляков; • совершенствование коммуникативной культуры учащихся. Воспитывающие: • развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучение истории и культурного наследия родного края; • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; • воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; - воспитание гордости и уважения к живущим рядом труженикам тыла, детям войны, людям разных национальностей. Развивающие: • сбор информации по определенной теме; • развитие смекалки и сообразительности; • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению. • обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками. Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий: Формирование у учащихся положительной мотивации к краеведческой деятельности; Содействие созданию группировок, позволяющих учащимся проявить интерес к усвоению краеведческих знаний; Учёт готовности учащихся к разным формам сотрудничества; Эмоционально-стимулирующее общение учителя с учащимися и учащихся друг с другом; Занимательность процесса краеведческой деятельности. Программа общекультурного направления «Люби и знай свой таёжный край» разработана для учащихся среднего и старшего возраста и рассчитана на 176 часов (5 часов в неделю). Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа: Учащиеся среднего и старшего возраста осмысленно подходят к выполнению заданий, способны для выполнения определенных исследовательских заданий во время занятия. - прогнозируемые результаты и способы их проверки: Творческие работы детей будут представлены на классных и школьных родительских собраниях, исследовательские работы учащиеся представят на научно- практической и краеведческой конференции, на классных часах, семейных гостиных. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей и жителей села. Занятия проводятся 5 раз в неделю в музее школы. Форма и режим занятий: групповая работа; экскурсии; беседы, викторины; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; экскурсии, поездки; прогулки по селу; составление презентаций PowerPoint акции, праздники. Программа «Люби и знай свой таёжный край» предполагает формирование связей с другими предметами: историей, географией, окружающим миром, ИЗО. УЧЕБНЫЙ ПЛАН N п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Раздел 1.Мой дом. Родословная семьи. 34 часа 7 27 1. Что такое край, « ближняя (малая) родина» 1час 0,5 0,5 Анализ выполненн ой работы 2. Что такое генеалогическое древо? 3час 1 2 Творческая работа Оформлен ие выставки 3. Что такое семейные реликвии. 5час 1 4 Анализ выполненн ой работы 4. Традиции: семейные, национальные и др. 5час 1 4 Анкетиров ание Творческая работа 5. Мои родители. Игры бабушек и дедушек. 5час 1 4 Творческая работа Анализ выполненн ой работы 6. Улица, на которой я живу. Люди, живущие рядом. 5час 0,5 4,5 Оформлен ие выставки детских работ 7. Судьба семьи в судьбе нашего посёлка. 5час 1 4 Анализ выполненн ой работы 8. Я и моя семья. Презентация. 5 час 1 4 Анализ выполненн ой работы Раздел 2.Школьный музей. 40 час 8 32 9. Что такое музей? Что такое музейная экспозиция, экспонат. 5час 2 3 Опрос на карточках 10 Оформление передвижной выставки. 5час 1 4 Коллектив ное дело. Оформлен ие выставки 11. «Я- экскурсовод». 10час 2 8 Опрос на карточках 12. «О чём фото….». 1 4 Анализ выполненн ой работы 13. Игра «Музейный путеводитель» 2часа 0,5 1,5 Выбор лучшей группы, вручение сертификат ов 14. Виртуальная экскурсия «Что такое музей?» 2часа 0,5 1,5 Устный опрос Викторина « Лучший знаток школьного музея» 1 час - 1 Опрос на карточках 16. Игра- квест «Знаешь ли ты свой родной край?» 5час 0,5 4,5 Выбор лучшей группы, вручение сертификат ов 17. Работа с документами школьного музея 5час 0,5 4,5 Анализ выполненн ой работы Раздел 3.Родная школа, её история и традиции. 36 час. 9 27 15. расскажет 5час Выбор лучшего знатока школьного музея, награжден ие 18. Источники сведений о прошлом школы. 5час 2 3 Устный опрос 19. Педагоги разных поколений. 5час 2 3 Устный опрос 20. Судьбы выпускников школы. Ими гордится наша школа(о золотых и серебряных медалистах школы 10час 2 8 Устный опрос 21. Традиции школы. 5час 1 4 Опрос на карточках 22. Встреча с ветеранами педагогического труда ЧередовойГ.Ф.и Ефременко М.Д. Огонёк «Разговоры за самоваром». 1час. - 1 Формирова ние чувства гордости, коммуника тивных навыков 23. Летопись школьной жизни. Оформление фотоальбомов, дневников. 5час 1 4 Анализ выполненн ой работы 24. Директора Ореховской школы. 5час 1 4 Устный опрос. Анализ выполненн ой работы Раздел 4. Моё селочасть России. 61 час. 4 57 25. Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокументами 5час 1 4 Анализ выполненн ой работы 26. Встреча со старожилами села 2часа - 2 Анализ выполненн ой работы 27. Конкурс стихов «Моё село» 1час - 1 Выбор лучших чтецов. Награжден ие. 28. Встреча с ветеранами труда «Человек славен трудом» 2часа - 2 Анализ выполненн ой работы 29. Конкурс рисунков «Настоящее и будущее села» 3часа 0,5 2,5 Творческая работа. 30. Сбор материала по истории села 5час - 5 Анализ выполненн ой работы 31. Встреча с жителями села с целью сбора материала 5час - 5 Анализ выполненн ой работы 32. Жители селаорденоносцы лесной отрасли. 10час 1 9 Анализ выполненн ой работы 33. ООО «Чичкаюльский ЛПХ».Экскурсия 2 часа - 2 Устный опрос 34. Экскурсия в пожарную часть села. 2часа - 2 Устный опрос 35. Люди – гордость нашего села. 5час 1 4 Творческая работа 36. Операция «Поздравление» к празднику Победы. Уроки Мужества, посвящённые 74-й годовщине Великой Победы. Концерт в Ореховском ДК. 6час. 0,5 5,5 Творческая работа 5час - 5 Творческая работа 2часа - 2 Творческая работа 37. 38. Анализ выполненн ой работы 39. Концертная программа в Ореховском КДЦ в День Победы. 40. Фестиваль песни военных лет. 41. Итоговый отчёт о работе школьного 2часа - -2 Творческая работа Анализ выполненн ой работы 2часа - 2 Творческая работа 2часа - 2 Творческая работа краеведческого клуба «Исток» Анализ выполненн ой работы КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Время проведе ния Форма занятия Колво часо в 1 15.3016.30 беседа 1 2. 15.3016.30 Беседа,рисова ние 3 N п/ п Месяц Число Место проведен ия Форма контроля Что такое край, « ближняя (малая) родина» Комнатамузей Опрос на карточках Что такое генеалогическ ое дерево? Комнатамузей Творческ ая работа Тема занятия Оформле ние выставки детских работ 3. 15.3016.30 Беседа, выставка 5 Что такое семейные реликвии. Комнатамузей Творческ ая работа 4. 15.3016.30 Беседа, рассказы учащихся, просмотр фотографий 5 Традиции: семейные, национальные и др. Комнатамузей Анкетиро вание Творческ ая работа 5. 15.3016.30 рассказы учащихся, просмотр фотографий 5 Мои Комнатамузей родители. Игры бабушек и дедушек. Творческ ая работа рассказы учащихся, просмотр фотографий, рисование 5 Улица, на которой я живу. Оформле ние выставки детских работ 6. 15.3016.30 Комнатамузей Анализ выполнен ной работы 7. 15.3016.30 рассказы учащихся, просмотр фотографий, просмотр слайдовых презентаций 5 Судьба семьи в судьбе нашего посёлка. Комнатамузей Анализ выполнен ной работы 8. 15.3016.30 Индивидуальн ая работа, показ презентаций 5 Я и моя семья. Комнатамузей Анализ выполнен ной работы 9. 15.3016.30 Беседа, показ экспонатов 5 Понятие «музей». Что такое музейная экспозиция, экспонат. Комнатамузей Опрос на карточках 10 . 15.3016.30 Рисование, работа за компьютером, ламинировани е фотографий, групповая работа 5 Оформление передвижной выставки. Комнатамузей Коллекти вное дело. Оформле ние выставки 11 . 15.3016.30 групповая работа 10 «Яэкскурсовод» Комнатамузей Опрос на карточках 12 . 15.3016.30 Работа по 5 созданию слайдовой презентации. «О чём Комнатамузей расскажет фото….». Анализ выполнен ной работы 13 15.3016.30 Игра, групповая работа 2 Игра Комнатамузей «Музейный путеводитель» Выбор лучшей группы, вручение сертифик атов 14 15.3016.30 Просмотр слайдовой презентации 2 Виртуальная экскурсия «Что такое музей?» Комнатамузей 15 15.3016.30 Групповая работа 1 Викторина « Лучший знаток Комнатамузей Опрос на карточках Выбор лучшего школьного музея» знатока школьног о музея, награжде ние 16 15.3016.30 Игра, работа в группах 5 Игра- квест Комнатамузей «Знаешь ли ты свой родной край?» Выбор лучшей группы, вручение сертифик атов 17 15.3016.30 Индивидуальн ая работа, работа в парах 5 Работа с документами школьного музея Комнатамузей Анализ выполнен ной работы 18 15.3016.30 Беседа, Индивидуальн ая работа, работа в парах 5 Источники сведений о прошлом школы. Комнатамузей Устный опрос 19 15.3016.30 Просмотр слайдовой презентации, экскурсия в экспозиции. 5 Педагоги разных поколений. Комнатамузей Устный опрос 20 15.3016.30 Беседа, просмотр фотоальбомов школьной летописи, групповая работа 10 Судьбы Комнатамузей выпускников школы. Ими гордится наша школа(о золотых и серебряных медалистах школы) Устный опрос 21 15.3016.30 Беседа, просмотр фотоальбомов школьной летописи 5 Традиции школы. Комнатамузей Опрос на карточках 22 15.3016.30 Огонёк. Чаепитие, беседа. 1 Встреча с ветеранами педагогическо го труда ЧередовойГ.Ф .и Ефременко М.Д. «Разговоры Комнатамузей Формиро вание чувства гордости, Коммуни кативных навыков за самоваром». 23 15.3016.30 групповая работа, оформление фотоальбомов 5 Летопись школьной жизни. Комнатамузей Анализ выполнен ной работы 24 15.3016.30 групповая работа 5 Директора Ореховской школы. Комнатамузей Устный опрос 25 15.3016.30 Индивидуальн 5 ая работа, работа в парах, сообщения детей Знакомство с документами – письменными источниками школьного музея, фотодокумент ами Комнатамузей Анализ выполнен ной работы 26 15.3016.30 Чаепитие, беседа, интервьюиров ание 2 Встреча со старожилами села Комнатамузей 27 15.3016.30 Конкурс чтецов «Моё село» 1 Чтение стихотвотрен ий местных авторов «Моё село» Комнатамузей Выбор лучших чтецов 28 15.3016.30 Просмотр слайдовой презентации, сообщения ребят 2 «Человек славен трудом» Комнатамузей анализ выполнен ной работы 29 15.3016.30 Рисование 3 «Настоящее и Комнатамузей будущее села» Творческ ая работа, выбор лучших рисунков, оформлен ие выставки работ 30 15.3016.30 Чаепитие, беседа, интервьюиров ание 5 Сбор материала по истории села анализ выполнен ной работы Квартира (дом) 31 15.3016.30 Чаепитие, беседа, интервьюиров ание 5 Встреча с жителями села с целью сбора материала Квартира (дом) анализ выполнен ной работы 32 15.3016.30 Индивидуальн ая работа, работа в парах 10 Комнатамузей Творческ ая работа 33 15.3016.30 Экскурсия, беседа 2 34 15.3016.30 Коллективная работа, беседа 2 Жители селаорденоносцы лесной отрасли. ООО «Чичкаюльск ий ЛПХ». Экскурсия на предприятие. Экскурсия в пожарную часть села. 35 15.3016.30 Экскурсия, сообщения детей 5 Люди – гордость нашего села. Комнатамузей Творческ ая работа 36 15.3016.30 Индивидуальн ая работа, работа в парах 6 Комнатамузей Творческ ая работа 37 15.3016.30 Коллективная работа, чтение стихов, исполнение песен военных лет 5 Комнатамузей Творческ ая работа 38 15.3016.30 Коллективная работа, чтение стихов, исполнение песен военных лет 2 Операция «Поздравлени е» к празднику Победы. Уроки Мужества, посвящённые 74-й годовщине Великой Победы. Концертная программа для жителей домаинтерната Ореховск ий КДЦ Творческ ая работа Коллективная работа, чтение стихов, исполнение песен военных 2 Концертная программа в Ореховском КДЦ в День Победы. Ореховск ий КДЦ 39 15.3016.30 Транспор тный парк Пожарная часть п. Орехово Формиро вание чувства помощи, дарить людям радость Творческ ая работа лет, сценок, частушек 40 15.3016.30 исполнение песен военных лет 2 Фестиваль песни Ореховск ий КДЦ Творческ ая работа 41 15.3016.30 Выступления ребят 2 Итоговый отчёт о работе школьного краеведческог о клуба «Исток» Комнатамузей Награжде ние лучших краеведов , вручение дипломов , подарков Ожидаемые результаты включает в себя следующие компетентности, полученные в процессе обучения: Предметно-информационная составляющая: • общие сведения о семье, школе, улице, на которой живут, о своём селе (название, размеры, значение); • интересные природные объекты; • понятие «край», как составной части Родины. Деятельностно-коммуникативная составляющая: • показывать на карте своё село, свой край; • вести беседу; • написать небольшое сочинение; • сделать сувенир своими руками; • подбирать нужную информацию по теме. Ценностно-ориентационная составляющая: • достойно общаться со сверстниками и взрослыми людьми; • полезно проводить свободное время. По окончании программы обучающиеся овладеют знаниями по истории семьи, школы, села, края. Более глубоко и детально познакомятся с историей и традициями собственной семьи. Предполагается формирование социально значимых качеств личности – сострадание, толерантность, ответственность, добросовестность. В течение курса обучения воспитанники овладеют навыками поисково-исследовательской деятельности, написания статей, заметок в школьную газету, ведения экскурсионной работы, оформления выставок и тематических экспозиций. У обучающихся формируются коммуникативные навыки, появится опыт участия в социальных акциях, организации собственного досуга. Перечень информационно-методического обеспечения Печатные пособия: 1. Краеведческий материал (фотоальбомы, творческие работы педагогов и учащихся, фотостенды, книги) об истории Первомайского района, села, школы. Видео-, аудиоматериалы: 1.Видеофильмы по истории села, школы 2.Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения Цифровые ресурсы: 1. Компьютер Оборудование: 1.Экспозиции школьного музея 2.Экспонаты музея. Список литературы для обучающихся 1. Героико- патриотическое воспитание в школе, Волгоград, «Учитель», 2007г. 2. «Родной край», Москва «Интерпакс», 1994г. 3. Школа юного краеведа, Волгоград, издательство «Учитель», 2007г. 1. 2. 3. 4. Список литературы для учителя Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: Глобус, 2007. – 78 с. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис пресс, 2005. – 95 с.