Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Первомайского района Томской области Принята На заседании методического совета От 30.08. 2024г. Протокол № 1 Утверждаю Директор МБОУ ДО « ЦДОД _______________Н.А. Кротова № 69-О от 02.09.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «МИР ХИМИИ» Направленность: естественнонаучная Возраст обучающихся – 14-17 лет Срок реализации – 1 год Автор-составитель: Манченко Н.Д., педагог дополнительного образования с. Первомайское, 2024 Пояснительная записка Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени. Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”. Данная модифицированная программа разработана на основе Примерной программы по химии среднего общего образования В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления. Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебнопознавательный процесс и на любом этапе деятельности. 2. Цель и задачи программы: -формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение Задачи развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; развить учебно-коммуникативные умения; формирование умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; воспитывать элементы экологической культуры; 3. Содержание программы: Программа предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики. Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят проекты и доклады, сообщения. Программа кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Группа формируется из детей в возрасте от 14-15 лет (8-9 класс). Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 занятий за учебный год. наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения. Тема 1. Введение (12 часов). Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Практическая работа № 1 Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени Тема 2.Лаборатория юного химика (56 часов.) Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы. Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография. Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов. Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов. Понятие о массовой доле растворенного вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром. Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород. Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания. Практическая работа № 2 Изменение окраски индикаторов в различных средах Практическая работа № 3Очистка загрязненной поваренной соли Практическая работа № 4 Признак химической реакции – выделение газа и изменение запаха Практическая работа № 5 Признак химической реакции – изменение цвета Практическая работа № 6 Признак химической реакции – растворение и образование осадка Практическая работа № 7 Растворимые и нерастворимые вещества в воде Практическая работа № 8 Приготовление раствора соли Практическая работа № 9 Получение кислорода из перекиси водорода Тема 3. Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы (14 часов) Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента Тема 4 Логика в химии (30 часов.) Вперед к покорению вершин олимпиад Проведение дидактических игр: кто внимательнее ,кто быстрее и лучше ,узнай вещество ,узнай явление Тема 5. Домашняя химия(16 часов) Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения. Распознавание белков. Жиры. Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека. Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал? Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности. Состав продуктов питания. Пищевые добавки. Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств. Качественные реакции на функциональные группы. Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.) Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д. Состав косметических средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др. Практическая работа № 10 «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта». Практическая работа № 11. « Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом». Практическая работа № 12. ««Обнаружение витаминов в продуктах питания» Тема 6. Влияние вредных привычек на организм человека-(10 часов) Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие. Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка. Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку. Практическая работа №13. «Действие этанола на белок.» Тема 7. Химия – помощница садовода (14 ч). Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений. Практическая работа № 14 « Изучение состава различных почв.» Тема 8. Увлекательная химия для экспериментаторов(12 часов) Сахарная змея. Змеи из лекарств. Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов. Виртуальная практическая работа № 15"Получение фараоновых змей" Виртуальная практическая работа № 16 "Разноцветный фейерверк" Виртуальная практическая работа № 17 "Химические водоросли" Виртуальная практическая работа № 18 "Изготовление химических елок и игрушек" Тема 9. Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай»(10 часов) Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами Игра. «Счастливый случай» Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”-8 часов. Проектная деятельность-34 часов Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов Учебно-тематический план № п/п 1. Наименование темы Введение 4. Лаборатория юного химика Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы Логика в химии 5. Домашняя химия 2. 3. 6. 7. Влияние вредных привычек на организм человека Химия – помощница садовода Всего В том числе Лекции Семинарские занятия Практичес кие занятия 12 4 7 1 56 18 30 8 14 4 10 30 8 22 16 6 7 3 10 8 1 1 14 9 4 1 11. Увлекательная химия для экспериментаторов Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай» Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?” Проектная деятельность 12. Резерв 13. Итого 8. 9. 10. 12 2 6 10 1 9 8 4 8 34 4 30 216 64 134 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов.Россия, 1989. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМЭкспресс», 1995. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. – М.: АСТ, 1995. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А. Карцова Органическая химия 10 класс / М., Дрофа, 2005. Не кури. Народ Ру напоминает: курение вредит Вашему здоровью. http://nekuri2.narod.ru/ Дом Солнца. Публицистика. Тайны воды. http://www.sunhome.ru/ journal/14191 Великая тайна воды. http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_ tajna_vody_1 Комсомольская правда. Тайны воды. http://www.kp.ru/daily/23844. 3/62515/ http://www.aquadisk.ru/articles/157/158/interestingly.html Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – № 10. – С. 62–65. Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–75. Шульженко Н.В. Элективный курс «Химия и здоровье» для 9-х классов.http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677 Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983. Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001.