Мир химии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области

Принята
На заседании методического совета
От 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МБОУ ДО « ЦДОД
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«МИР ХИМИИ»
Направленность: естественнонаучная
Возраст обучающихся – 14-17 лет
Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:
Манченко Н.Д.,
педагог дополнительного образования

с. Первомайское, 2024

Пояснительная записка
Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной
жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не
менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как
только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря
этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности
организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и,
наконец, что вредно и до какой степени.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является
важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного
представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.
Данная модифицированная программа разработана на основе Примерной программы по
химии среднего общего образования
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения,
способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают
практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного
человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического
образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность,
способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной
ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое
назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания
учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования.
Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед
учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень
актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебнопознавательный процесс и на любом этапе деятельности.
2. Цель и задачи программы:
-формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических
превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной
технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки
естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение
Задачи
развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
развить учебно-коммуникативные умения;
формирование умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в
природе, быту, демонстрируемые учителем;
формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты,
соблюдать правила техники безопасности;
воспитывать элементы экологической культуры;

3. Содержание программы:
Программа предусматривает целенаправленное углубление основных химических
понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики.
Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются
познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка
учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов
деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности
и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с
организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится
с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом
желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход
эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные
формы занятий - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы,
просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка
готовят проекты и доклады, сообщения.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия
численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический
кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Группа
формируется из детей в возрасте от 14-15 лет (8-9 класс).
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 занятий за учебный год.
наблюдения
за
динамикой
его
развития
и
соответствующего
поощрения.
Тема 1. Введение (12 часов).
Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и
рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной
лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Ее величество –
Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека.
Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Практическая работа № 1 Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени
Тема 2.Лаборатория юного химика (56 часов.)
Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах.
Растительные индикаторы.
Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.
Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов.
Физические и химические явления. Признаки химических реакций.
Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение
веществ. Способы приготовления растворов. Понятие о массовой доле растворенного
вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром.
Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород. Кислород –
источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород? Углекислый газ в
воздухе, воде, продуктах питания.
Практическая работа № 2 Изменение окраски индикаторов в различных средах
Практическая работа № 3Очистка загрязненной поваренной соли
Практическая работа № 4 Признак химической реакции – выделение газа и изменение запаха

Практическая работа № 5 Признак химической реакции – изменение цвета
Практическая работа № 6 Признак химической реакции – растворение и образование осадка
Практическая работа № 7 Растворимые и нерастворимые вещества в воде
Практическая работа № 8 Приготовление раствора соли
Практическая работа № 9 Получение кислорода из перекиси водорода
Тема 3. Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы (14
часов)
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.
Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды,
группы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического
элемента
Тема 4 Логика в химии (30 часов.)
Вперед к покорению вершин олимпиад
Проведение дидактических игр: кто внимательнее ,кто быстрее и лучше ,узнай вещество
,узнай явление
Тема 5. Домашняя химия(16 часов)
Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы,
которые образуют пищу.
Белки, значение и применение.
Белки растительного и животного происхождения.
Распознавание белков.
Жиры. Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.
Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба,
вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?
Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности.
Состав продуктов питания. Пищевые добавки.
Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и
хранения лекарств. Качественные реакции на функциональные группы.
Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с
препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная
кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители,
лакокрасочные материал и т.п.) Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.
Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен,
пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.
Состав косметических средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь,
духи, гели, лосьоны и др.
Практическая работа № 10 «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании»,
«Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта».
Практическая работа № 11. « Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».
Практическая работа № 12. ««Обнаружение витаминов в продуктах питания»
Тема 6. Влияние вредных привычек на организм человека-(10 часов)
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить!
Наркомания – опасное пристрастие. Базовые понятия: наркомания, токсикомания,
алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка. Базовые
умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок;
моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.

Практическая работа №13. «Действие этанола на белок.»
Тема 7. Химия – помощница садовода (14 ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные
удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 14 « Изучение состава различных почв.»
Тема 8. Увлекательная химия для экспериментаторов(12 часов)
Сахарная змея. Змеи из лекарств. Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов.
Виртуальная практическая работа № 15"Получение фараоновых змей"
Виртуальная практическая работа № 16 "Разноцветный фейерверк"
Виртуальная практическая работа № 17 "Химические водоросли"
Виртуальная практическая работа № 18 "Изготовление химических елок и игрушек"
Тема 9. Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай»(10 часов)
Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с
занимательными фактами
Игра. «Счастливый случай»
Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”-8 часов.
Проектная деятельность-34 часов
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация
изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет,
выращенных кристаллов, рефератов
Учебно-тематический план
№ п/п

1.

Наименование темы

Введение

4.

Лаборатория юного
химика
Именем Менделеева, или
Дом, в котором «живут»
химические элементы
Логика в химии

5.

Домашняя химия

2.
3.

6.

7.

Влияние вредных
привычек на организм
человека
Химия – помощница
садовода

Всего

В том числе
Лекции

Семинарские
занятия

Практичес
кие
занятия

12

4

7

1

56

18

30

8

14

4

10

30

8

22

16

6

7

3

10

8

1

1

14

9

4

1

11.

Увлекательная химия
для экспериментаторов
Подготовка к декаде
естественных наук. Игра
«Счастливый случай»
Общий смотр знаний.
Игра “Что? Где? Когда?”
Проектная деятельность

12.

Резерв

13.

Итого

8.
9.

10.

12

2

6

10

1

9

8

4

8

34

4

30

216

64

134

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов.Россия, 1989.
Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для
старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. – М.:АРКТИ, 1999.
 Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМЭкспресс», 1995.
 Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.
 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. – М.: АСТ, 1995.
 Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:
АСТ-ПРЕСС, 1999.
 О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А. Карцова Органическая химия 10 класс / М., Дрофа,
2005.
 Не кури. Народ Ру напоминает: курение вредит Вашему здоровью. http://nekuri2.narod.ru/
 Дом Солнца. Публицистика. Тайны воды. http://www.sunhome.ru/ journal/14191
 Великая тайна воды. http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_ tajna_vody_1
 Комсомольская правда. Тайны воды. http://www.kp.ru/daily/23844. 3/62515/
 http://www.aquadisk.ru/articles/157/158/interestingly.html
 Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – № 10. –
С. 62–65.
 Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–75.
Шульженко
Н.В.
Элективный
курс
«Химия
и
здоровье»
для
9-х
классов.http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677
 Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
 Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
 Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
 Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников,
Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
 В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.:
Просвещение 1995.
 Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
 А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
 И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
 Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
 Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
 Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.:
Просвещение 1976.
 Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
 Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
 Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».