Музееведение МБОУ Комсомольская СОШ

Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского
района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области

Принята
На заседании методического совета
От 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МБОУ ДО « ЦДОД»
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
Направленность: туристско-краеведческая
Возраст обучающихся – 11-17 лет
Срок реализации – 2 года

Автор-составитель:
Рыжакова О.В.,
педагог дополнительного образования

с. Первомайское- 2024

Пояснительная записка
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и
настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Программа дает
возможность для формирования гражданско-патриотической позиции у школьников,
посещающих музей или работающих в его активе. Молодежь познает Родину, учится любить ее
через прошлое и настоящее, проникается милосердием к слабым и беззащитным, приходит к ним
на помощь. Дети, благодаря этой программе, смогут научиться работать с музейными
документами. Такой опыт может пригодиться в жизни. Внимание к прошлому, желание сохранить
это прошлое для будущих поколений – важное звено в работе с детьми, так как большое внимание
в музейной работе уделяется патриотическому воспитанию, поисковой работе. Дети приобретают
навыки исследовательской, самостоятельной собирательской работы, навыки составления и
проведения экскурсий по музею.
Цель программы: Воспитывать гражданско-патриотические позиции у школьников,
развивать поисково-творческие способности посредством включения их в музейную работу.
Задачи:
1.Приобщение учащихся к поисково-творческой работе, к исследованию истории родного края.
2. Создание условий для изучения музейного дела.
3.Формирование умений и навыков работы с музейными экспонатами (описание, хранение).
Выработать умение составлять музейные экспозиции, вести беседы, проводить экскурсии по
музею.
4.Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 2 года обучения.
Объем программы 272 часа, которые распределяются следующим образом:
Первый год обучения – 136 часов (2 раза в неделю по 1,5 часа и 1 раз в неделю по 1 часу).
Второй год обучения – 136 часов (2 раза в неделю по 1,5 часа и 1 раз – по 1 часу).
Программа первого года обучения состоит из нескольких блоков:
История музейного дела в России. Заочные экскурсии по музеям России.
Фонды музея. Их учет и хранение. Описание музейных экспонатов.
Собирательская (поисковая) работа. Подготовка музейной экскурсии.
Программа второго года обучения включает блоки:
Научная организация фондовой работы. Экспозиционная работа.
Продолжение краеведческой (поисковой) работы по истории родного края. Дальнейшее
совершенствование экскурсий. Обучение основывается на следующих педагогических
принципах:
 Личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика);
 Природосообразности
(учитывается
возраст
обучающегося,
уровень
его
интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной
степени сложности);
 Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и
их ориентация на общечеловеческие культурные ценности); свободы выбора решений
и самостоятельности в их реализации; сотрудничества и ответственности;
 Сознательного усвоения обучающимися учебного материала; систематичности,
последовательности и наглядности обучения.
Кроме того обучение по программе первого года построено по принципу «от простого – к

сложному»: от собирания материала – к оформлению экскурсии. Особенностью второго года
обучения является то, что некоторые темы первого года обучения подаются с возрастанием
степени сложности.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительноиллюстративный,
репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм
учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала
всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предусматривает самостоятельную работу
обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога,
которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков
самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность
самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить
помощь со стороны друг друга, учесть возможность каждого на конкретном этапе работы.
Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и большие работы.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебныx занятий: типовое
занятие (объяснение и практическое упражнение), собеседовaние, консультация, экскурсия,
дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных
навыков, самостоятельное выполнение конкретного задания.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный (перед началом работы) для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным
темам;
текущий (в ходе учебныx занятий), закрепляющий знaния по данной теме; рубежный (после
завершения изучения каждого блока);
итоговый (после завершения изучения всей программы).
Для закрепления полученныx знаний и умений большое значение имеет коллективный
анализ ученических работ.
Возраст обучающихся - 11-16 лет
Наполняемость групп - 8-10 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят
как индивидуальный характер, так и групповой. При этом неизбежными являются занятия в
смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной
подготовки учащихся. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему,
но при этом выполняют различныe по степени сложности и объему задания.
Программа первого года обучения
NQ

Темы занятий

Кол-во
часов

1.

История музейного дела в России.
Заочные экскурсии по музеям России.

4

2

2

4
3

2
1

2
2

16

5

11

4

21

2.
3.
4.

5.

Организация музейного дела
Специфические особенности школьного музея
Фонды музея. Организация фондовой
работы.
Описание музейных экспонатов
Собирательская (поисковая) работа.
Подготовка к краеведческой конференции

25

Из них
теоретич-х

практич-х

И
з
н
и
х

6.
7.

8.

Подготовка к краеведческой конконференции
конференции.
Учет и хранение фондов
10
Подготовка музейной экскурсии, в
том числе подтемы:
1.0сновные принципы подготовки и
4
проведения экскурсий в школьном
музее;
2. тема и цель экскурсии;
4
3. изучение темы экскурсии;
12
4 отбор экспоната (его изготовле4
ние)
5. работа над содержанием экскур12
сии;
6. экскурсионные методы и приемы
6
7. отработка и сдача экскурсии;
10
8. дальнейшее совершенствование
12
экскурсий и мастерства экскурсоводов.
Оформление документации.
Всего

10
136

4

6

2

2

1
2
1

3
10
3

3

9

2
1
2

4
9
10

2

8

34

102

Основной учебной базой для проведения занятий, экскурсий, лекций, классных часов
становится школьный музей.

Программа второго года обучения
NQ
1.

2.

З.

4.

5.

6.

Темы занятий
Фонды музея. Научная организация фондовой
работы. Учет и хранение. Описание музейных
экспонатов.
Экспозиционная работа. 35 часов
1. Актуальность экспозиции
2. Представление музейной экспозиции.
З.Формы коммуникации:
а) устные;
б) выставочные;
г) каталоги;
д) буклеты;, сайты.
4. Изучение экспозиции.
5.Научный план.
6. Художественный проект.
7. Методы построения экспозиции.
8. Проектирование.
9.Способы размещения экспонатов
10.Экспозиционные материалы
11.Типы музейных предметов.
Продолжение
краеведческой
(поисковой)
работы:
1.Сбор материалов об известных людях
поселка, о близлежащих деревнях. Изучение
истории родного края.
2.Изучение семьи в судьбе села, района,
семейные династии, семейные реликвии,
предания.
4.Об участниках Великой Отечественной войны
и тружениках тыла
«Поставим памятник деревне».
Дальнейшее совершенствование экскурсий.
Работа над содержанием экскурсии, тема, цель,
отбор экспоната, экскурсионные методы и приемы.
Работа с документами (инвентарные карточки,
акты приемки-сдачи, книга поступлений, книга
основного фонда и т.д.
Сбор и подготовка материалов к краеведческим
конференциям.

Колво
20
часов
часов

Из них
теоретич-х
2

практич-х
18

1
2
4

1
1
1

1
3

2
2
2
4
4
4

1
1
1
1
1
1

1
1
1
3
3
3

4
6
30

2
2
2

2
4
28

15
15
16
4

12

20
21
-Всего часов

136

20
115

В течение второго года обучения музейному делу работа усложняется. Обучающиеся
больше занимаются практической работой: поиск, беседа, интервью, встреча, обработка
собранного материала, рецензирование, работа на компьютере, подготовка презентаций,
проведение экскурсий по музею, участие в конференциях.
Ожидаемые результаты:
 В процессе овладения программой школьники знают, как учитывать и хранить музейные
фонды. Умеют описывать музейные экспонаты и заполнять инвентарные карточки. Учатся
изготавливать паспарту и конверты.
 Приобретают навык собирательской, поисковой работы, умение вести диалог, брать
интервью.
 Овладевают навыками составления и ведения экскурсии по музею как обзорной, так и
тематической (умение определить тему и цель экскурсии, провести отбор экспонатов).
 Знают методы построения и способы размещения экспозиции. Учатся составлять ТЭП.
 Умеют готовить и проводить встречи, классные часы и акции на патриотические темы,
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
1.участие в краеведческих конференциях районного и областного уровня;
2.выставки детского творчества в музее;
3.проведение классных часов, встреч с ветеранами, тружениками тыла, известными людьми села;
4.проведение обзорных и тематических экскурсий по музею для школьников и односельчан.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Темы занятий
1. История музейного дела в России.
Заочные экскурсии по музеям России.
2. Организация музейного дела.
3. Специфические
особенности
школьного музея.
4. Фонды музея. Организация фондовой
работы.

5. Описание экспонатов

Формы
занятий
Лекция.
Просмотр дисков на компьютере,
знакомство с проспектами, альбомы,
книги, энциклопедии.
Лекция. Энциклопедия.
Лекция, экскурсия по музею, знакомство
с экспозициями, экспонатами.
Лекция.
Навыки
заполнения
инвентарных
карточек,
книги
поступлений,
актов
приемки-сдачи
экспоната.
Беседа, практические навыки описания
фотографий, изделий из металла, дерева,
керамики, ткани, кожи, письменных
источников, значков, медалей, монет,
денежных
знаков.
Методическая
разработка
«Описание
музейных
экспонатов»

Примечания

6. Собирательская поисковая работа.

7. Учет и хранение фондов.

8. Подготовка музейной экскурсии.

9. Оформление документации.
10. Экспозиционная работа.

Беседы, походы, навыки овладения
умениями брать интервью, вести беседу:
составление вопросников. Участие в
краеведческих конференциях.
Беседа. Изготовление дополнительных
материалов для экспозиций: паспарту,
конвертов для хранения фотографий.
Создание копий фотографий. Работа на
компьютере.
Беседа. Отбор материала для экскурсии,
работа с фондами. Участие в районном
конкурсе экскурсоводов.
Лекция. Практическая работа
Лекция. Составление научного плана и
художественного проекта экспозиции:
практическая работа, отбор материала.

Список литературы:
1. Альманах «Отечество»,выпуск седьмой, 2001 г.
2. Внешкольник. № 9, 2003 г.
3. Журналы «Патриот Отечества», № 2, 2004 г., № 8, 2009 г.
4. Материалы курсовой подготовки за 2006 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».