Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Первомайского района Томской области Принята На заседании методического совета От 30.08. 2024г. Протокол № 1 Утверждаю Директор МБОУ ДО « ЦДОД» _______________Н.А. Кротова № 69-О от 02.09.2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «НАСЛЕДИЕ» Направленность: туристско-краеведческая Возраст обучающихся – 7-14 лет Срок реализации – 3 года Автор-составитель: Попова Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования с. Первомайское 2024 г. Содержание 1. Паспорт программы………………………………………………………….... 2. Введение……………………………………………………………………….. 3. Цели и задачи программы…………………………………………………….. 4. Ресурсное обеспечение программы…………………………………………... 5. Социальные функции школьного музея……………………………………... 6. Принципы школьного музея …………………………………………………. 7. Формы работы в школьном музее………………………………………….... 8. Содержание программы…………………………………………………….... 9. Тематическое содержание ………………….……………………………… 10. Учебно -тематический план к программе « Наследие»………….............. 11. Ожидаемые результаты…………………………………………………….. 12. Список литературы…………………………………………………………. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. Название программы: « Наследие» 2. Автор: Попова Т.М. Руководитель школьного музея 3. Организация: МБОУ Ежинская ООШ 4. Целевые группы: учащиеся 1-9 классов школы (7-14 лет). 5. Цель программы: создание условий для развития школьного движения в образовательном пространстве. 6. Направленность: музееведение 7. Срок реализации программы: 3 года 8. Вид программы: рабочая программа. 2 музейного Пояснительная записка Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей. Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. В музее школы учащиеся занимаются хранением, изучением и систематизацией подлинных материалов. Собранные экспонаты входят в состав музейного фонда Цели и задачи Целью данной программы является создание условий для развития школьного и музейного движения в образовательном пространстве. Целью деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, 3 формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение сопричастности к прошлому и настоящему Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности общеобразовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи: - углубленное муниципальных изучение и использование образовательных учреждений во всех формах современных работы музеев информационных технологий; - организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах областного, регионального, всероссийского уровней; -выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экскурсоводов; -повышение статуса педагога, работающего в школьном музее, повышение профессионального мастерства. -укрепление связей между образовательным учреждением, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма. Одной из основных задач школьного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств, своего существования, в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи. Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Ресурсное обеспечение программы Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель и совет ветеранов, совет школьного музея. Совет школьного музея: - периодически рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации Программы; - координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы; 4 - разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации. Социальные функции школьного музея Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Подвиг защитников Ленинграда, жителей блокадного города остаются навсегда на страницах истории нашего края, без прошлого нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах участие в мемориальных акциях, исследовательской и общественной деятельности. Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно – краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Принципы работы школьного музея Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение экскурсионной работы, встречи с ветеранами, учебно-исследовательского поиска, включающего в себя историю как базу развития и деятельности школьного музея. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея. Учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям. 5 Формы работы в школьном музее Учебно-воспитателная работа - учебные экскурсии вне музея; - уроки в музее - встречи, ; - экскурсии в музее - уроки мужества, акции; - изучение исторических событий. Перечень мероприятий и работе по реализации программы «Наследие» 1. Организация работы музея Сентябрь Руководитель музея 3. Паспортизация школьного музея 1 раз в 5 лет Руководитель музея 4. Разработка и утверждение программы Октябрь по работе с активом школьного музея Руководитель музея 6. Заседание совета музея Руководитель музея 1 раз в полугодие 2. Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической деятельности 1. Проведение исторических и (экспозиций) этнографических, в течение периода Руководитель музея иных выставок действия программы 3. Информационно - аналитическое обеспечение работы школьных музеев 1. Методические материалы. октябрь Руководитель музея совет музея 2. Размещение на сайте презентации В течение периода совет школьного музея школьного музея действия программы 4. Мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев 1. Смотр - конкурс школьных музеев Декабрь - май Руководитель музея совет музея 2. Конкурс «Юный экскурсовод» ноябрь 4. Презентация работы музея В течение периода Руководитель музея действия программы 7. Участие в районных и областных В течение 6 Руководитель музея периода Руководитель школьного мероприятиях, слетах. действия программы музея, совет музея Содержание программы «Наследие» Программа «Наследие» предполагает обучение учащихся учреждений основного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Курс рассчитан на 3 года обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории родного края. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования; организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного так и досугового центра учреждения образования. Программа «Наследие» предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейнокраеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в краеведческих конференциях, и других мероприятиях, предусмотренных программой «Наследие». Таким образом, программа «Наследие» предполагает осуществление трёх социальнокультурных функций: 1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения. 2. Организация деятельности школьного музея как учебно – воспитательного и досугового центра. В процессе обучения учащиеся получают возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований. Каждая учебная тема программы снабжена списком рекомендуемой специальной литературы. Для программы в целом составлен общий список рекомендуемой литературы. Однако если у руководителя программы нет возможности использовать какие-либо из рекомендованных изданий, он может заменить их теми, которые изданы в регионе, либо воспользоваться помощью местных специалистов краеведения и музейного дела. Тематическое содержание курса « Наследие» 7 Тема 1. Организация школьного музея (50 часов) Теоретические занятия (10ч) Профиль и название музея. Формы организации, права и обязанности актива школьного музея. Практические занятия (40 ч) Подготовка проектов, обсуждение и концепции школьного музея. Подготовка и проведение краеведческой конференции. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея Тема 2. Учет и описание музейных предметов (100 часов) Теоретические занятия (20 час) Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Практические занятия (80час) Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов. Тема 3. Экспозиция школьного музея (60 час) Теоретические занятия (15 ч) Практические (45) Виды экспозиций: тематическая, систематическая. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Тема 4. Экскурсионная работа в школьном музее (60 час) Теоретические занятия (20ч) Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Практические занятия (40 ч) - Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Тема 5. Смотр школьных музеев (10) Учебно-тематический план к программе «Наследие» Теоретические Практические занятия занятия № п/п Содержание программы Всего (кол-во часов) (кол-во часов) 1. Комплектование фондов школьного музея 10 40 50 2. Учёт и описание музейных предметов 20 80 100 8 400 3. Экспозиция школьного музея 20 40 4. Экскурсионная работа в школьном музее 15 35 5.Смотр школьных музеев - 10 10 тимуровской - 80 80 26 36 4 4 6. Подготовка и проведение работы: «Дорогой добра» 7. Участие в конференциях районных и областных 10 8.Заседание Совета музея ( 2 раза в год) - 9 60 50 10 11 12 13