Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Первомайского района Томской области Принята На заседании методического совета От 30.08. 2024г. Протокол № 1 Утверждаю Директор МБОУ ДО « ЦДОД» _______________Н.А. Кротова № 69-О от 02.09.2024г. КОМПЛЕКСНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 лет «ПЕРВЫЙ ШАГ В ТВОРЧЕСТВО» (Модульная программа формирования УУД у учащихся 1 классов МБОУ Первомайская СОШ в процессе художественно-эстетического развития в условиях дополнительного образования) срок реализации - 1 год Автор-составитель: Пангина Д.А. заместитель директора по УВР с. Первомайское 2024 г. 1 Паспорт программы Наименование программы «Первый шаг в творчество» Направленность программы Художественная Социально-педагогическая Область деятельности Декоративно – прикладное искусство, кукольный театр, художественное слово, вырезание из бумаги с элементами моделирования, игровая деятельность Тип образовательной программы Авторская программа дополнительного образования детей Срок обучения 1 год Возраст обучающихся 7-8 лет Область реализации программы Общеобразовательная, общеразвивающая, комплексная, модульная программа формирования универсальных учебных действий Уровни освоения Поисково–диагностический Цель программы Формирование УУД у обучающихся 7-8 лет посредством различных видов декоративно – прикладного искусства Методы освоения содержания программы Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Метод проблемного изложения в обучении Частично-поисковый Исследовательский Форма организации деятельности обучающихся С какого года реализуется коллективные и групповые формы работы 2024 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка _________________________________________________4 Актуальность программы _______________________________________________4 Цели и задачи программы_______________________________________________6 Учебный план_________________________________________________________6 Планируемые результаты ________________________________________________7 Принципы ____________________________________________________________9 Организационно – педагогические основы обучения________________________10 Методы, формы обучения_______________________________________________10 Формы и виды контроля________________________________________________11 Оценка предметных и универсальных учебных действий ___________________12 Список литературы____________________________________________________15 3 Пояснительная записка У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания принято считать искусство. Внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Декоративно–прикладное искусство - важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно по своей сути направлено на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Основной воспитательной задачей художественно-эстетического направления является создание условий для развития свободной активной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей и осознающей свою ответственность перед ним. Несомненно, те условия, в которых ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности, чистоте, определяют успешность его эстетического воспитания, жизненного становления. Актуальность программы Сегодня, как никогда, становится актуальным вопрос организации внеурочной деятельности. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 определяет такую организацию внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться оценивать, действовать, чувствовать, принимать решения. К настоящему времени в практике обучения работа по развитию УУД, как психологической составляющей образовательного процесса, осуществляется преимущественно стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов дополнительного образования, реализующих эффективные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития обучающегося как цели образовательного процесса, п ытаются выполнить требование формирования универсальных учебных действий. Стихийный и случайный характер развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы обучающихся, их способности умело регулировать учебную и познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий, и как следствие, в дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность. Согласно требованиям ФГОС НОО комплексная программа художественноэстетического развития обучающихся «Первый шаг в творчество» предназначена для выполнения Базисного учебного плана школы, в котором предусматривается до 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности. Программа разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и «искусство», программ дополнительного образования детей. 4 Теоретическую базу программы составила концепция развития универсальных учебных действий, разработанная согласно системно-деятельному подходу (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). В работах этих ученых исследованы основные психологические закономерности развивающего образования, условия и механизмы процесса усвоения знаний, общей структуры учебной деятельности учащихся и формирования у них картины мира. Личный опыт педагогов - мастеров является одним из важнейших источников составления программы. Практическая значимость разработанной программы состоит в том, что в ней учтен социальный заказ социума на изучение и освоение наиболее популярных видов ремесел (техник и технологий традиционных и современных видов ДПИ). Комплексная программа художественно-эстетического развития обучающихся «Первый шаг в творчество» призвана формировать универсальные учебные действия – психологическую составляющую ключевых компетентностей на протяжении всего периода обучения. Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения обучающихся в дополнительном образовательном процессе. Формирование компетентностей осуществляется посредством овладения универсальными учебными действиями в процессе освоения восьми дополнительных краткосрочных общеобразовательных общеразвивающих программных модулей: «Волшебное оригами», «Бисероплетение», «Овации», «Там, где живут куклы…», «Вырезание с элементами моделирования», «Тестолепка», «Сказка своими руками», «Играем вместе». Содержание программных модулей предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Модули ориентируют обучающихся 7 – 8 лет на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления изделий. Специфика изучаемых предметов направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Основное отличие данной общеобразовательной программы от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ 1. Создание модели формирования универсальных учебных действий. 2. Создание условий для реализации модели формирования универсальных учебных действий: использование современных технологий, вовлечение обучающихся в процесс овладения УУД. 3. Разработка диагностических материалов по проблеме формирования УУД. 4. Наличие оценочно – результативного блока, позволяющего оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка, сформированности универсальных учебных действий. Тип дополнительной образовательной программы: комплексная. 5 Основной способ разработки программы: Самостоятельная разработка программы формирования УУД в процессе художественно-эстетического развития обучающихся, согласованной с начальной школой и утвержденной на уровне образовательного учреждения. Цель: Формирование УУД у обучающихся 7-8 лет посредством различных видов творческой деятельности художественной направленности. Задачи программы: 1. Развивать природные задатки и способности детей, прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа. 3. Создать условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями. 4.Воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность. 5.Стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию. Программа предполагает 1 уровень обучения: поисково-диагностический Учебный план программы: Программные модули № 1 2 «Там, где живут куклы…» (ознакомление с элементами театральной кукольной деятельности) «Тестолепка» (ознакомление с основами тестопластики) Недельная нагрузка 1группа 2 2 2 4 «Сказка своими руками» (ознакомление с технологиями изготовления простейшей мягкой игрушки) «Бисероплетение» (ознакомление с основами бисероплетения) 5 «Выжигание» 2 6 «Народные промыслы» 2 7 «Я поведу тебя в музей» 2 8 «Шахматы» 2 3 2 ИТОГО: 16 ч. 6 Планируемые результаты: К концу обучения определяются следующие планируемые результаты формирования универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия 1. Личностные - идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; универсальные – проявлять понимание и уважение к ценностям культур других учебные действия, народов; отражающие – соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и отношение к чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); социальным – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и ценностям: чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. 2. Личностные – воспринимать речь педагога, непосредственно не обращенную к обучающемуся; универсальные – выражать положительное отношение к процессу познания: учебные действия, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; отражающие – оценивать собственную деятельность: свои достижения, отношение к самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; образовательной деятельности: Регулятивные универсальные учебные действия. 1. Регулятивные – удерживать цель деятельности до получения ее результата; – планировать решение учебной задачи: выстраивать универсальные последовательность необходимых операций (алгоритм действий); учебные действия, – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений направленные на («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); формирование целевых установок – корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их образовательной устранения; деятельности – анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. -осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и Регулятивные пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, универсальные входящая в состав учебного действия»); учебные действия, – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности направленные на (чужой, своей); формирование – анализировать собственную работу: соотносить план и контрольно- 7 совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). - адекватно воспринимать словесную оценку педагога; Познавательные универсальные учебные действия -различать методы познания окружающего мира по его целям Познавательные (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование); универсальные – выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в учебные действия, процессе их рассматривания (наблюдения); отражающие – анализировать результаты элементарных исследований; методы познания окружающего мира: фиксировать их результаты; – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации; – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; - сравнивать различные объекты: выделять из множества один или Познавательные несколько объектов, имеющих общие свойства; универсальные - сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) учебные действия, признакам; формирующие - выявлять сходство и различия объектов; умственные – выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое операции и часть, общее и различное в изучаемых объектах; – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени. - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, Познавательные – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко универсальные обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно учебные действия, этот способ?»); формирующие – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и поисковую и исследовательскую неизвестное; деятельность Коммуникативные универсальные учебные действия оценочной деятельности: Коммуникативные универсальные учебные действия, – различать особенности диалогической и монологической речи; – выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; – составлять небольшие устные монологические высказывания, 8 отражающие умения «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; участвовать в - формулировать собственное мнение и позицию; учебном диалоге и - задавать вопросы; строить - допускать возможность существования у людей различных точек монологические зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; высказывания – применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека; - проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. - договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности. Программа строится на следующих принципах: Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого обучающегося (взаимопонимание, ответственность, уважение); формирует личностные УУД. Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества обучающихся должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя; формирует познавательные, регулятивные, личностные УУД. Принцип культуросообразности – предполагает, что декоративно прикладное творчество обучающихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут; Формирует личностные и познавательные УУД. Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру); формирует личностные УУД. Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для формирования позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации; формирует коммуникативные и регулятивные УУД. Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении); формирует коммуникативные УУД. Основные принципы организации образовательного процесса: Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.); Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); 9 Принцип динамичности (от самого простого до сложного); Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений); Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода); Принцип сотрудничества (совместная работа с преподавателем данного класса, родителями); Принцип интегративности (синтез искусств). Организационно – педагогические основы обучения Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Количество обучающихся в группе: 10 - 12 человек. Возраст: 7 – 8 лет. Годовая нагрузка по учебному плану: 64 часа. Занятия проводятся в каждой группе 2 раза в неделю по 1 часу. . Занятия строятся в такой форме, чтобы у обучающихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали радость и удовлетворение от выполненной работы, от преодоления естественно возникающих трудностей. Программа содержит систему отслеживания результативности 8–ми программных модулей: по освоению предметных и универсальных учебных действий. Программа предполагает 1 уровень обучения: поисково-диагностический, позволяющий обучающемуся закрепить устойчивый интерес к изучаемому направлению ДПТ и попробовать себя в овладении отдельными видами УУД. Основные методы обучения: Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором обучающиеся получают знания на занятии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, воспитанники остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Метод применяется для передачи большого количества информации. Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучающихся носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам. Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу. Затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Обучающиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. Частичнопоисковый или эвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом 10 или самими обучающимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Формы организации деятельности обучающихся: коллективные и групповые формы работы; индивидуальные консультации; фронтальные; индивидуально – групповые; экскурсии; Основной формой организации учебного процесса является занятие. Комплекс условий реализации данной программы как определенной модели организации внеурочной деятельности: - Нормативно-правовые - Финансово-экономические - Кадровые - Материально-технические - Социально-психологические - Организационно-управленческие - Научно - методические Формы и виды контроля Виды контроля Вводный Текущий Итоговый Предмет контроля Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений по искусству, уровень сформированности УУД Степень освоения учебного материала по темам, разделам Уровень развития творческого потенциала обучающихся Уровень выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста Методы и формы Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ обучающихся Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения Наблюдение, игры, упражнения. Творческие работы. сроки контроля октябрь По каждой теме В течение занятий По окончанию обучения по программе 11 Оценка универсальных учебных действий может проводиться в ходе различных процедур: - с помощью специально сконструированных диагностических методик, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (в методическом оснащении Комплексной образовательной программы такие методики представлены по всем видам УУД); при анализе выполнения проверочных заданий в творческом объединении, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности универсальных учебных действий. Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью обучающихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе. Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным программам. В системе предметных знаний можно выделить опорные знания и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний. К опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет педагогу и обучающемуся эффективно продвигаться в изучении предмета. Опорная система знаний определяется с учетом значимости знаний для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учетом принципа реалистичности потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебнопознавательных и учебно-практических задач. Иными словами объектом оценки являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогии, а также поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д. В разных творческих объединениях эти действия выполняются с разными объектами: например: с тканью и нитками, красками и тестом, бусами и бисером бумагой и картоном, высказываниями и текстами, с объектами живой и неживой природы, художественными произведениями и произведениями декоративно – прикладного творчества. Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений обучающихся является портфолио – коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в овладении УУД и предметными умениями. В портфолио, которое используется для оценки достижения планируемых результатов, целесообразно включать следующие материалы: 1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий 2. Материалы стартовой диагностики и итоговых работ 12 По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы: 1) о сформированности универсальных и предметных способов действий, 2) о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационносмысловой, познавательной, волевой и саморегуляции. Способы определения предметных умений и действий: Ожидаемый результат Способ определения результативности Обучающиеся должны знать: - правила техники безопасности, организации рабочего места; - основы цветоведения, композиции, Опросник (устные ответы - подбора и применения инструментов и обучающихся) приспособлений для творческих работ. - название и назначение материалов. Наблюдение -алгоритмы действий, изготовления изделий Обучающиеся должны уметь: - под руководством педагога проводить анализ Практические задания по качества готового изделия, планировать темам последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку; - владеть основными техниками работы; Наблюдение, - владеть различными инструментами необходимыми Самоанализ, самооценка при работе; Наблюдение - сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. 13 Нормы оценки знаний и умений. 1. Оценка знаний и представлений обучающихся в соответствии с дополнительной образовательной программой. Уровень Критерии оценки Высокий Средний Низкий 1) полнота и В ответе обучающего: обучающийся дает Ответ обучающего правильность 1) Материал изложен ответ, обнаруживает знание ответа; полностью, даны удовлетворяющий и понимание 2) степень осозточные понятия; тем же основных положений нанности, 2) Приведены требованиям, что темы, но: понимания обоснования и для высокого 1) Излагает материал изученного; собственных уровня, но неполно, допускает 3) логичность и суждений, уверенно допускает 1 — 2 неточности в литературность применяются знания ошибки, которые определении понятий речи. на практике, сам же или формулировке приведены исправляет, и 1— терминов; собственные 2 недочета в 2) Не умеет примеры; последовательнос достаточно глубоко и 3) Материал ти и речевом доказательно излагается последова- оформлении обосновать свои тельно и правильно ответа. суждения и привести с точки зрения примеры; норм литературного 3) Излагает материал языка. непоследовательно, допускает ошибки в речи, оформлении ответа. 2. Оценка умений практической деятельности в соответствии с программой. Уровень Критерии оценки Высокий Средний Низкий 1).Самостоятельность и 1). Выполнил работу Выполнены 1). Работа объем выполненной правильно и в полном требования, но выполнена не работы, получение объеме; допущены полностью; планируемого 2). Технологическая незначительные 2). В процессе результата; последовательность недочеты или работы 2).Соблюдение соблюдена; мелкая ошибка. допущены технологической 3). Полностью ошибки. последовательности соблюдены правила 3).Соблюдение правил техники безопасности; техники безопасности; 4). Работа аккуратна, 4).Качество качественна; полученного 5). Правильно выполняет результата, анализ ошибок, аккуратность работы; объективен в оценке работы. 14 5).Объективность самоанализа, рефлексии. Формы подведения итогов реализации программы: - творческая выставка - свидетельство об освоении программы Список литературы Нормативно – правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие 01.01.10. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785). 1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Учебное пособие / А.Г. Асмолов, М.: Просвещение, 2008. 2. Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 352 с. 3.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы - Ростов н /Д :"Феникс", 2003. - 448 с. 4.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - М., "Издательство Гном и Д", 2000 - 664с. 5. Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа. // 6.Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». //В помощь учителю http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621 7.Стебунова С.Ф. О работе творческого объединения «Культура быта» на Станции юных техников ЦДО «Созвездие» г.Воронежа. // Всероссийский августовский Интернетпедсовет 2004г. 8.http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files853/files856/docs/kb.ppt 15 16 Оценка универсальных учебных действий Оценка универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей деятельности и управление ею. 1 класс Класс Универсальные учебные действия (УУД) Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1. Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству. 2. Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны. 3. Различать основные нравственно-этические понятия. 4. Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.). 5. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. 6. Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. 1. Организовывать свое рабочее место под руководством педагога. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном (образцом). 3. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с педагогом определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». 1. Ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя справочные материалы (под руководством педагога). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. 17