Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Первомайского района Томской области Принята На заседании методического совета От 30.08. 2024г. Протокол № 1 Утверждаю Директор МБОУ ДО « ЦДОД» _______________Н.А. Кротова № 69-О от 02.09.2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умный робот» Направленность: техническая Возраст обучающихся: 10-14 лет Срок реализации: 1 год (108 часов) Автор-сотавитель: Педагог дополнительного образования Горбунов С.В. с. Первомайское, 2024 Информационная карта Дополнительной образовательная общеразвивающей программы технической направленности «Знакомство с ARDUINO» 1. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.12г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Конвенцией о правах ребенка, санитарными правилами и нормативами и другими нормативно-правовыми документами, Уставом МБОУ ДО «ЦДОД» 2. Составитель - педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ЦДОД» Горбунов С.В. 3. Образовательная область: образовательная робототехника, программирование. 4. По функциональному назначению — общеразвивающая, прикладная, практикоориентированная. 5. По способу реализации — эвристическая. 6. По технологии проведения занятий - дифференцированная. 7. По возрасту обучающихся — 10– 14 лет. 8. По половому признаку — оба пола. 9. По продолжительности реализации —1 год 10. По целевым установкам — предметно-направленная. 11. Направленность: техническая. Пояснительная записка В условиях перехода современного общества от индустриальной экономики к инновационной экономике знаний существует острая необходимость в обеспечении кадрового корпуса страны высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами в научно-технической сфере. Обеспечить эту потребность может команда профессионалов, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы. В подготовке такой команды большую пропедевтическую роль играет система общего и дополнительного образования. Разработка и реализация программ технической направленности в учреждениях дополнительного образования детей и подростков способствует решению задач: привлечь молодежь в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повысить престиж научно-технических профессий - от рабочих до инженеров, и от изобретателей до инноваторов. Робототехника - это одна из наиболее инновационных областей в сфере детского технического творчества, которая объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления, такие как информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии. Предметом робототехники является создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем, комплексов различного назначения. Это определило не только задачи инновационного развития экономики, но и потребовало соответствующего развития образовательной среды, в том числе детского технического творчества. Дополнительная общеразвивающая программа «Знакомства с ARDUINO» создавалась как профориентационный ресурс формирования интереса к инженерным и рабочим профессиям. Она соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, имеет техническую направленность. Программа знакомит с миром профессий технической направленности, в т. ч. «новых профессий» из Атласа новых профессий 1 : проектировщик домашних роботов, проектировщик промышленной робототехники, архитектор «энергонулевых» домов и др. Концептуально в основе реализуемой программы практика-ориентированная деятельность в области роботостроения и программирования. Программа курса рассчитана на обучающихся 10-14 лет, вне зависимости от пола. Курс состоит из теоретических и практических занятий в соотношении 1/3 (теория/практика). Общая продолжительность курса 72 часа (1 год). Программа отвечает вызовам информационного общества, которое диктует современному образованию имидж человека XXI века, основными качествами которого являются: • ориентированность на знания и использование новых технологий, • активное стремление расширить жизненный горизонт, • установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, Занятия ориентированы на естественный интерес ребенка к сборке роботизированных конструкций, составлению эклектических схем, их апробированию, программированию микроконтроллерных плат, изучению характеристик и основных свойств электронных компонентов набора с Arduino платформой. При планировании занятий используется гибкий подход, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося: при необходимости задание может быть усложнено или расширено. Разнообразие комплектующих (датчиков, моторов, электронных элементов) набора на базе платформы Arduino позволяет организовать занятия по конструированию, программированию, сборке электронных схем с разным уровнем сложности. Учитывая возрастной фактор программирование микроконтроллерной платы Arduino осуществляется на упрощенном С-подобном языке в среде mBlock Атлас новых профессий / Агентство стратегических инициатив. Московская школа управления Сколково. - М., 2014. - 168 с. 1 В процессе занятий развиваются познавательные процессы обучающихся: логическое и пространственное мышление, интеллект, воображение, творческие способности. Развиваются регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия: обучающиеся выполняют задания по инструкциям и планируют реализацию собственных идей, формируют умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Таким образом, актуальность программы определяется следующими факторами: ■ соответствие запросу общества и государства на увеличение количества и качества образовательных программ технической направленности, поддерживающих интерес обучающихся к профессиям инженерных специальностей; ■ соответствие требованиям ФГОС второго поколения. Цель программы: развитие технического мышления, навыков конструирования и программирования у обучающихся 10 - 14 лет, посредством практической деятельности в области робототехники. Задачи программы: обучающие: • Научить собирать электрические схемы по инструкции и программировать по заданию, заданному педагогом с использованием Arduino платформы; • Собирать собственные схемы и писать под для их управление программы. развивающие: • развить техническое мышление через практическую деятельность; воспитательные: • формирование интереса к профессиональной деятельности технической направленности посредством практической деятельности в области робототехники. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что работа с платформой Arduino позволяет обучающимся в процессе естественной для них деятельности - познавательной игре познакомиться с основами конструирования, программирования, развить конструкторские и творческие способности, расширить политехнический кругозор, техническое мышление и развить необходимые в дальнейшей жизни инженерные навыки. Отличительные особенности программы При разработке программы учитывался опыт автора книги “Программирование микроконтроллерных плат Ардуино в среде mBlock Кравчук О.М.. Новизна программы определяется включением в её содержание профориентационного компонента. Программа «Умный робот» - составной модуль профориентационного образовательного комплекса, направленный на среднее и старшее звено. Изучение данной программы в течении одного года (в объеме 72 часа) позволит перейти на более сложный уровень. Логичным продолжением данной программы – разработка собственных проектов для участия в конкурсах, разработка роботов для участия в соревнованиях. Оригинальность программы заключаются в следующем: • она интегрирует в едином образовательном пространстве ИКТ, технологии программирования, моделирования, конструирования и управления, а также информационно - коммуникативную и проектную образовательную деятельность обучающихся в процессе формирования их проектно-исследовательских компетентностей; • программа интегрирует знания по информатике, математике, физике, естественным наукам с развитием инженерного мышления через техническое творчество; • программа имеет профориентационную направленность, систематизирует деятельность обучающихся по личностному и профессиональному самоопределению в процессе подготовки и реализации индивидуального или группового проекта, программирования модели. Программа предлагает использование набора на базе платформы Arduino в качестве инструмента конструирования, программирования, сборки электрических схем. На первых занятиях предусмотрены занятия для изучения основ электроники и программирования (принципов работы элементов, выполнения простых заданий, направленных на понимание базовых процессов). Занятия, главным образом, направлены на развитие способностей к конструированию, программированию, как деятельности по созданию материального образа объекта. При реализации программы используется межпредметный подход: интеграция дидактических единиц из различных предметных областей в единое знание (Таблица 1). Таблица 1 Практическое применение на занятиях дидактических единиц различных предметных областей: математика Применение математических функций при составлении алгоритма и написания программы. физика Влияние внешних условий на траекторию и другие параметры движения элементов робототехнических систем. электроника Изучение принципов работы датчиков. Режимы работы моторов. Изучение свойств и характеристик основных электронных компонентов. Сборка электрических схем на монтажной плате без пайки. Пайка проводов и элементов на макетной плате и без ее использования Программа предназначена для обучающихся в возрасте 10 - 14 лет (4 -8 класс). Срок реализации программы – 108 часов (год), занятия проводятся еженедельно по 3 часов. Предусмотрена дистанционная часть (домашняя работа) после каждого очного занятия, которая носит рекомендательный характер. Изучение предложенного материала предназначено для закрепления пройденных тем. Некоторые темы заданы на дом для того, чтобы на очном занятии лучше ориентироваться в новом материале. После прохождения обучения по данной программе производится тестирование, по итогам которого указывается рекомендация на обучение по программе смежного профиля в нашем центре с уклоном в соревновательную робототехнику в одно из направлений (например, беспилотные автомобили). Также возможен вариант индивидуального сопровождения ребенка , где ведется разработка собственных проектов для участия в конкурсах и выставках, а также разработка роботов для участия в соревнованиях. Формы и режим занятий: занятия проводятся в группах по 3 часа. Формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в группах. При подготовке и проведении занятий применяются следующие технологии: • проектная деятельность - основная технология освоения программы обучающимся. Через проектную деятельность обучающийся проектирует (совместно с педагогом) и реализует образовательную траекторию в рамках данной программы; • информационные технологии (различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации) позволяют визуально представить замысел будущего проекта, конструируемой модели; создать демонстрационные дидактические материалы к занятиям; составить объемную модель в виртуальном пространстве; обработать результат реализации проекта в различных редакторах, получить экспертную оценку. • технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) дают обучающимся возможность самостоятельно решать изобретательские задачи в проектной деятельности, тренировать образное воображение и системное мышление в процессе формирования замысла будущего технического проекта и планирования способов его воплощения. • технологии программированного обучения используются при работе обучающихся c программой Arduino IDE, которая позволит овладеть знаниями и навыками в области программирования и алгоритмизации. Навыки практического использования полученных знаний обучающиеся получают на практических занятиях, в том числе в интерактивном режиме. Уровень освоения полученной информации, знаний проверяется в рамках предусмотренного контроля (индивидуальные собеседования, тест - режимы). Методы деятельности: • методы практико-ориентированной деятельности (упражнение, профессиональная проба), • словесные методы обучения (консультация, беседа), • исследовательские методы (эксперимент), • проектные методы (разработка и защита проектов, создание творческих работ), • экскурсии, практики на базе дизайнерских лабораторий и рабочих мест. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем Инструктаж по технике безопасности. Мониторинг Знакомство с понятиями роботы Основные электронные компоненты электродвигатели Просмотр обучающих видеороликов. Знакомство с наборами mBot комплектация Знакомство с программной средой mblock Датчик наклона «гироскоп» mBot RGB подсветка mBot Датчик Звука и температуры mBot Ультразвуковой датчик 10 (Электронная ленейка) Инфракрасный датчик 11 (логика движение линии) mBot Управление моторами 12 mBot 9 Формы занятий Кол-во часов № Теоретич еские Формы подведения итогов Практи ческие Опрос 1 1 2 2 Опрос, проверка задания педагогом 2 2 Самоанализ, проверка задания педагогом 1 1 Самоанализ, проверка задания педагогом 3 3 3 1 2 2 1 1 Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом 3 1 2 3 1 2 Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом 1 1 3 1 1 Самоанализ, проверка задания педагогом 3 1 2 Самоанализ, проверка задания педагогом 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Основа механики просмотр видеороликов Сборка гусеничного mBot Программирование гусеничного mBot по линии Программирование гусеничного mBot обход препятствий Программирование гусеничного mBot по линии профи (объезд) Программирование гусеничного mBot лабиринт Вращение моторов относительно угла гироскопа Вращение моторов относительно ультразвукового датчика Получение данных по последовательному порту от разных датчиков и моторов 22 Простая метеостанция 23 24 25 26 27 28 29 Простая игра в программе mBolock Подключение и программирование разных контролеров в mBolock Сборка колесного mBot (раптор) Программирование колесного mBot по линии Программирование колесного mBot обход препятствий Программирование колесного mBot по линии профи (объезд) Программирование 3 3 3 3 3 3 3 6 проверка задания педагогом 3 3 Самоанализ, проверка задания педагогом 3 Самоанализ, проверка задания педагогом 3 Самоанализ, проверка задания педагогом 3 Самоанализ, проверка задания педагогом 3 Самоанализ, проверка задания педагогом 3 Самоанализ, проверка задания педагогом 6 3 3 3 3 3 3 Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом 3 3 3 3 Самоанализ, проверка задания педагогом 3 3 Самоанализ, проверка задания педагогом 3 3 Самоанализ, проверка задания педагогом 3 3 Самоанализ, проверка задания педагогом 3 3 Самоанализ, проверка задания колесного mBot лабиринт Сборка колесного 30 балансирующего mBot (птичка) Программирование колесного 31 балансирующего mBot по линии Программирование колесного 32 балансирующего mBot обход препятствий 33 Робот mBot своя модель 34 35 36 37 Программирование на регламент следование по линии Соревнование своих моделей по линии Программирование регламент лабиринт поиск пути Соревнование своих моделей лабиринт поиск пути Итого: педагогом 3 3 3 3 3 6 3 1 5 3 3 3 3 3 3 Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом Самоанализ, проверка задания педагогом Соревнование Самоанализ, проверка задания педагогом Соревнование 3 3 108 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: обучающиеся умеют собирать робота по инструкции, образцу; обучающиеся умеют программировать микроконтроллерную плату Arduino в среде mBlock; обучающиеся понимают принципы работы изученных датчиков; у обучающихся развиты познавательные процессы (внимание, мышление); обучающиеся проявляют интерес к профессиональной деятельности технической направленности. Для начального уровня ребенок по итогу изучения по данной программе приобретает следующие навыки: - обучающиеся умеют собирать робота по инструкции, образцу; - обучающиеся умеют писать программу в графическом редакторе по образцу Для базового уровня ребенок по итогу изучения по данной программе приобретает следующие навыки: - обучающиеся умеют собирать робота по инструкции, образцу; - обучающиеся умеют писать программу в графическом редакторе по образцу или сваю программу - обучающиеся умеют выявлять неисправности и устранять Для продвинутого уровня ребенок по итогу изучения по данной программе приобретает следующие навыки: - обучающиеся умеют собирать робота по инструкции, образцу или придумывать свои модели - обучающиеся умеют писать программу в графическом редакторе по образцу или сваю программу, также может написать программу и в текстовом редакторе - обучающиеся умеют выявлять неисправности и устранять вносить технические изменение для более эффективного выполнение задачи Календарно – тематическое планирование Лекция 1 1 лекция 2 2 лекция 3 2 лекция 4 1 Лекция, 5 6 3 3 Тема занятие Планируемые результаты Форма контроля Количество часов Форма занятий Дата проведение Время проведение № Инструктаж Опрос по технике безопасности . Мониторинг Опрос, Знакомство с проверка понятиями задания педагого роботы м Самоана Основные лиз, электронные проверка компоненты, задания электродвига педагого тели м Самоана Просмотр лиз, обучающих проверка видеоролико задания педагого в м Самоана Знакомство с лиз, наборами проверка mBot задания комплектаци педагого я м Знакомство с Самоана программной лиз, проверка средой задания mblock педагого Этапы распределение уровней тесты на знания Этапы распределение уровней тесты на знания Этапы распределение уровней тесты на знания Знакомство с наборами mBot начальный: научится запускать программу, знать расположение элементов. Базовый: уметь составлять код для движение персонажа и м 7 2 8 1 9 3 10 3 11 3 12 3 13 3 14 3 Самоана Датчик лиз, наклона проверка «гироскоп» задания mBot педагого м Самоана лиз, RGB проверка подсветка задания mBot педагого м Самоана Датчик Звука лиз, и проверка температуры задания mBot педагого м Самоана Ультразвуков лиз, ой датчик проверка (Электронная задания педагого ленейка) м Самоана Инфракрасн лиз, ый датчик проверка (логика задания движение педагого линии) mBot м Самоана лиз, Управление проверка моторами задания mBot педагого м проверка задания Основа педагого механики м просмотр видеоролико в Сборка Самоана сохранять результат. Продвинутый: выбирать контролеры для программирования, загружать в контролер, знать все группы с элементами. Начальный: знать для чего он нужен. Базовый: где расположен и как работает Продвинутый: уметь принимать данные с датчика Начальный: знать для чего он нужен. Базовый: где расположен и как работает Продвинутый: уметь переключать и выбирать цвет Начальный: знать для чего он нужен. Базовый: где расположен и как работает Продвинутый: уметь принимать данные с датчика Начальный: знать для чего он нужен. Базовый: где расположен и как работает Продвинутый: уметь принимать данные с датчика Начальный: знать для чего он нужен. Базовый: где расположен и как работает Продвинутый: уметь принимать данные с датчика Начальный: знать для чего он нужен. Базовый: как работает Продвинутый: уметь поворачивать на любой градус Начальный: чем отличается повышающий от понижающего редуктора Базовый: рассказать про рычаги и крутящем моменте Продвинутый: уметь рассчитать повышающий момент в редукторе и что такое планетарный редуктор Начальный: собрать по гусеничного mBot 15 3 16 3 17 3 18 3 19 3 20 6 21 3 лиз, проверка задания педагого м Самоана лиз, проверка задания педагого м Самоана лиз, проверка задания педагого м Самоана лиз, проверка задания педагого м инструкции за 3 часа Базовый: собрать по инструкции за 1 часа Продвинутый: собрать по инструкции за 30 мин Начальный: научить Программир двигается с места ование Базовый: реагировать на гусеничного линии при поворотах mBot по Продвинутый: пройти весь линии круг по линии Начальный: обнаружить Программир препятствие ование Базовый: объехать хотя бы гусеничного одно препятствие mBot обход Продвинутый: объехать все препятствий препятствие по прямой Начальный: реагировать на Программир линии при поворотах ование Базовый: пройти весь круг по гусеничного линии mBot по Продвинутый: пройти весь линии профи круг по линии объезжая (объезд) препятствие змейкой Самоана Начальный: повернуть в Программир лиз, повороте ование проверка Базовый: пройти 2 поворота гусеничного задания Продвинутый: дойти до mBot педагого конца лабиринта лабиринт м Самоана Начальный: реагировать лиз, двигателями на датчик Вращение проверка гироскопа моторов задания Базовый: останавливать относительно педагого двигатели при 45 градусов угла м Продвинутый: вращать гироскопа двигатели зависимости от градуса гироскопа Самоана Начальный: реагировать лиз, двигателями на Вращение проверка ультразвуковой датчик моторов задания Базовый: останавливать относительно педагого двигатели ниже 50 см Продвинутый: скорость ультразвуков м вращение двигателей ого датчика зависимости от расстояние до препятствие Самоана Начальный: уметь запускать Получение лиз, последовательный порт данных по последовател проверка Базовый: уметь читать задания данные ьному порту педагого Продвинутый: уметь от разных м настраивать порты и скорость 22 23 24 25 26 27 28 3 датчиков и моторов прокрутки Самоана лиз, проверка задания Простая педагого метеостанция м Начальный: что такое датчик влажности и датчик температуры Базовый: уметь выводить значение датчиков влажности и температуры Продвинутый: конвертация данных под Цельсия и процент Начальный: непрерывное движение персонажа Базовый: уметь движение персонажа от выбранной клавиши Продвинутый: повороты персонажа зависимости от препятствий Начальный: показать в каком разделе выбираются контролеры Базовый: рассказать про контролеры в списке Продвинутый: добавление выбранного контролера и блоков программирование Начальный: собрать по инструкции за 3 часа Базовый: собрать по инструкции за 1 часа Продвинутый: собрать по инструкции за 30 мин Начальный: научить двигается с места Базовый: реагировать на линии при поворотах Продвинутый: пройти весь круг по линии Начальный: обнаружить препятствие Базовый: объехать хотя бы одно препятствие Продвинутый: объехать все препятствие по прямой Начальный: реагировать на линии при поворотах Базовый: пройти весь круг по линии Продвинутый: пройти весь круг по линии объезжая препятствие змейкой 3 Простая игра в программе mBolock 3 Подключени еи программиро вание разных контролеров в mBolock 3 Сборка колесного mBot (раптор) 3 Программир ование колесного mBot по линии 3 Программир ование колесного mBot обход препятствий 3 Программир ование колесного mBot по линии профи (объезд) Самоана лиз, проверка задания педагого м Самоана лиз, проверка задания педагого м Самоана лиз, проверка задания педагого м Самоана лиз, проверка задания педагого м Самоана лиз, проверка задания педагого м Самоана лиз, проверка задания педагого м 29 3 30 3 31 3 32 3 33 6 34 3 35 36 37 3 3 3 Самоана лиз, проверка задания педагого м Самоана Сборка лиз, колесного проверка балансирую задания щего mBot педагого (птичка) м Программир Самоана лиз, ование проверка колесного задания балансирую педагого щего mBot по м линии Программир Самоана лиз, ование проверка колесного задания балансирую педагого щего mBot м обход препятствий Самоана лиз, Робот mBot проверка своя модель задания педагого м Программир Самоана лиз, ование на проверка регламент задания следование педагого по линии м Программир ование колесного mBot лабиринт Соревновани е своих моделей по линии Соревно вание Программир ование регламент лабиринт поиск пути Соревновани е своих моделей Самоана лиз, проверка задания педагого м Соревно вание Начальный: повернуть в повороте Базовый: пройти 2 поворота Продвинутый: дойти до конца лабиринта Начальный: собрать по инструкции за 3 часа Базовый: собрать по инструкции за 1 часа Продвинутый: собрать по инструкции за 30 мин Начальный: научить двигается с места Базовый: реагировать на линии при поворотах Продвинутый: пройти весь круг по линии Начальный: обнаружить препятствие Базовый: объехать хотя бы одно препятствие Продвинутый: объехать все препятствие по прямой Начальный: собрать по инструкции за 3 часа Базовый: собрать по инструкции за 1 часа Продвинутый: собрать по инструкции за 30 мин Начальный: научить двигается с места Базовый: реагировать на линии при поворотах Продвинутый: пройти весь круг по линии Начальный: занять 3 и последующие места Базовый: занять 2 место Продвинутый: занять 1 место Начальный: повернуть в повороте Базовый: пройти 2 поворота Продвинутый: дойти до конца лабиринта Начальный: занять 3 и последующие места Базовый: занять 2 место Продвинутый: занять 1 место лабиринт поиск пути итого 108 Форма подведения итогов реализации программы По итогам освоения программы обучающийся оценивается по следующим критериям: зачтено - обучающийся проявлял заинтересованность и стремление к самопознанию, активно включался в деятельность, демонстрировал умение применять полученные знания на практике. Успешно выполнял задания по сборке и отладке электронных схем, программированию базовых задач по работе с датчиками в среде программирования Arduino IDE. Не зачтено – обучающийся не посещал занятия / обучающийся не проявлял заинтересованность и стремление к самопознанию, не включался в деятельность, не продемонстрировал умение применять полученные знания на практике. Непонимание по сборке и отладке электронных схем, программированию базовых задач по работе с датчиками в среде программирования Arduino IDE. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: 1. Учебный кабинет, оборудованный для проведения занятий. 2. Наборы mBot деталей и электронных компонентов, провода, микроконтроллерные платы Arduino. 3. Рабочие компьютерные места обучающихся с выходом в интернет. Программное обеспечение mBlock с установленными драйверами для подключения микроконтроллерных плат. 4. Рабочее место педагога, оснащенное компьютером с установленной программой Arduino IDE, интерактивной доской с проектором. Выход в сеть в интернет. Информационное обеспечение: 1. https://www.youtube.com/watch?v=CTKl3H7JgkQ - описание функций среды Arduino. Форум для вопросов и консультаций 2. http://arduino-projects.ru/ - Arduino проекты 3. http://robocraft.ru/blog/projects/ - блок Arduino проектов Для создания дистанционной части программы использовались ресурсы: Канал “Заметки Ардуинщика” https://www.youtube.com/channel/UC4axiS76D784-ofoTdo5zOA Канал и сайт AmperkaRu: http://wiki.amperka.ru/ https://www.youtube.com/user/AmperkaRu Учебный план и содержание будут предоставлены ученикам в электронном виде с доступом по ссылке, чтобы перейти на необходимый ресурс сразу по ссылке. Кадровое обеспечение: педагоги дополнительного образования, имеющие образование, соответствующее направленности программы (мехатроника и робототехника). Учебно-методическое обеспечение: Литература для педагогов 1. Джереми Блюм. Изучаем Arduino: инструменты и методы технического волшебства: Пер. с англ. – СПБ.: БХВ-Петербург, 2015. – 336 с.: ил. 2. Быстрый старт. Первые шаги по освоению Arduino. 3. Уилли Соммер. Программирование микроконтроллерных плат Arduino/Freduino. – СПБ.: БХВ – Петербург, 2012. ил – (Электроника) 4. Ревич Юрий, Занимательная электроника. – БХВ-Петербург, 2015. Литература для обучающихся 1. Уилли Соммер. Программирование микроконтроллерных плат Arduino/Freduino. – СПБ.: БХВ – Петербург, 2012. ил – (Электроника) 2. Виктор Петин, Проекты с использованием контроллера Arduino, 2-е издание. – БХВ-Петербург, 2015. Литература для родителей 1. Уилли Соммер. Программирование микроконтроллерных плат Arduino/Freduino. – СПБ.: БХВ – Петербург, 2012. ил – (Электроника)