Хор

Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации
Первомайского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области

Принята
На заседании методического совета
От 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МБОУ ДО « ЦДОД»
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ШКОЛЬНЫЙ ХОР»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Рихмаер А. А.,
педагог дополнительного образования

д. Крутоложное, 2024
1

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный
хор» разработана на основании следующих нормативных документов:
 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской
Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145- ФЗ, от
06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (изменения от 15 мая 2023 года №
1230-р);
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036
года»
 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678р, с изменениями на 15 мая 2023 года);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями на 21 апреля 2023 года);
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (приложение к письму
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242);
 Устава МБОУ Торбеевской ООШ.
Актуальность программы заключается в том, что через приобщение обучающихся
к вокально-хоровому творчеству, оказывается большое влияние на формирование их
художественного вкуса, развитие творческих качеств, исполнительских навыков, что в
дальнейшем будет способствовать развитию личности. Приобщение к хоровому искусству
всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом
музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом
музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно
воспитание чувств и эмоций.
Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице
народнопесенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной
классики. Программа даёт возможность обучающимся развивать свои вокальные
способности, овладеть вокально-хоровыми умениями и навыками, самореализоваться в
творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.
Программа составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания
особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы
с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп,
методики работы над хоровым произведением.
2

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на:
- выявление способностей и возможностей учащегося, обогащение его духовного
мира, преодоление трудностей развития, а также на эмоциональную разгрузку после
интенсивного учебного дня в школе;
- обеспечение эмоционального благополучия учащихся; развитие способности
самовыражения; развитие музыкальных, исполнительских, в частности, вокальных
способностей; укрепление и сохранение психического и физического здоровья.
В основе работы хорового класса лежит принцип постепенности и
последовательности. Учитывается уровень музыкальной подготовки учащихся, наличие у
них определенных знаний, умений и навыков (знание нотной грамоты, умение петь по
нотам, владение голосом). Процесс коллективной музыкально-исполнительской работы над
хоровым произведением сочетается с музыкально-теоретическими знаниями,
приобретаемыми обучающимися на уроках музыки. Важной формой оценки умений и
навыков пения в хоре являются концертные выступления, способствующие не только
совершенствованию исполнительского уровня хорового коллектива, но и повышению
сценической культуры учащихся. На занятиях используются методы: стилевой подход:
нацелен на постепенное формирование у обучающихся осознанного стилевого восприятия
музыкального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных
характеристик произведения;
творческий метод: используется в данной программе как важнейший
художественно- педагогический метод, определяющий качественно – результативный
показатель ее практического воплощения;
системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы (тематика, музыкальный материал, виды
концертной деятельности);
метод импровизации и сценического движения: использование данного метода
позволяет поднять исполнительское мастерство на новый уровень.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов –
классиков, современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,
художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников
и мероприятий). Песенный репертуар подбирается в течение года в соответствии с реальной
возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности.
Подчинение всего материала занятия его основной теме даёт возможность достаточно
свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно –
педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать. Теоретическими навыками
обучающиеся занимаются в процессе обучения параллельно с изучением нового песенного
материала.
Цель программы: развитие личностных качеств обучающихся в системе ценностей
современного общества, самореализация школьников через приобщение к вокальнохоровому творчеству.
Задачи: Личностные:
- формировать ценностное отношения к музыкальной культуре своей страны и
мировой музыкальной культуре в целом;
- формировать личностное осмысление процесса исполнения музыкальных
произведений, умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности;
- овладевать навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками в процессе
освоения вокально-хоровых навыков.
Метапредметные:
3

- развивать мотивацию музыкально-познавательной деятельности, осваивать способы
решения проблем художественно-творческого характера в процессе восприятия,
исполнения, оценки музыкальных произведений;
- формировать эффективные способы достижения результатов в исполнительской и
творческой деятельности;
- овладевать навыками смыслового прочтения содержания различных музыкальных
стилей и жанров.
Образовательные:
- углубить знания детей в области классической, народной и эстрадной песни;
- овладеть
теоретическими
и
практическими
навыками
музыкальноисполнительского искусства;
расширить
представления
обучающихся
об
особенностях
хорового исполнительства, через включение познавательную
Адресат программы: на программу зачисляются обучающиеся в возрасте 7-12 лет,
независимо от их одаренности, способностей и подготовленности, не имеющие
медицинских противопоказаний и нацеленных на овладение комплексом хоровых навыков.
Объем программы. Программа рассчитана на 1 год (34 учебных недель)- 68 часа.
Режим занятий - 2 раз в неделю по 1 часа. Занятие состоит из двух частей. Форма
организации образовательного процесса – групповая. Занятия проводятся в группах,
сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Форма обучения - очная. При очной форме занятия проводятся в помещении школы.
Группа обучающихся работает под руководством педагога. Роль педагога заключается в
организации индивидуальной и коллективной работы обучающихся с обязательной
фиксацией результатов, в анализе, оценке, рецензировании учебной деятельности
школьников. Содержательная часть обучения в очной форме опирается на учебные
материалы программы. Время работы непосредственно за монитором подростков – не более
25 минут. Остальное время отводится для других форм работы.

Учебно-тематический план
Класс

Тема

1-4

«Вокальнохоровая
работа»
«Музыкально –
теоретическая
подготовка»
«Концертная
деятельность»

ВСЕГО

Количество
часов
46
18

4
68

Содержание программного материала (68 часов) Введение
Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с
коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения. Искусство
пения – искусство души и для души.
Раздел 1. Вокально-хоровая работа
Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального искусства.
4

Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца.
Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и
звуковедения. Певческая установка. Унисон. Дикция. Работа в ансамбле. Строй.
Артикуляционный аппарат.
Работа над чистотой интонации:
1. Определение примарной зоны звучания;
2. Работа над мелодическим слухом;
3. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
4. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах
1,5 октавы;
5. Работа над расширением певческого дыхания;
6. Совершенствование дикции;
Раздел 2. Музыкально - теоретическая подготовка Дирижерский жест.
Основы музыкальной грамоты: Лад. Мажор. Минор.
Ритм – основа жизни и музыки.
Темп – скорость музыки
Тембр – окраска звука
Динамика – сила звука.
Пластическое интонирование.
Раздел 3. Концертная деятельность
Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с
помощью
сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению. Нахождение
образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров. Концертные
выступления.
Формирование
культуры
исполнительской
деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
• развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
• побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
• развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным
жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
• формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный
словарь), пластике, а так же, мимике;
• развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка
унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
• развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и
пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
• освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.

•
•
•
•

Творчески изучая музыкальное искусство обучающиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах
музыкально творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов. Воплощать в
звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения,
чувства, характер и мысли человека;
5

• продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального
•
•

искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности
музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров
(пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное
музицирование, импровизация и др.).
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по партитуре, школьные мероприятия,
отчётный концерт.
Методические рекомендации педагогическим работникам
Процесс обучения предмету «Постановка голоса» подразделяется на несколько
этапов:
- развитие голоса, где в основном используются вокальные упражнения, ставящие своей
задачей: приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание),
формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.
- работа над вокальным произведением, включающая в себя изучение произведений разных
стилей и жанров: народная песня, романсы русских и зарубежных композиторов,
современные сочинения.
- обучение пению – это не только обучение данному виду искусства.
В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются
воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его
общего развития. Поэтому обучение пению – это, прежде всего, педагогическая задача.
Уровень общего развития детей проявляется, прежде всего, в качестве их музыкальнослухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмоционального
содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной
выразительности, в умении сравнивать, находить сходства и различия отдельных
художественно- технических элементов вокального исполнения. Говоря о качестве
звучания детского голоса, мы имеем в виду, прежде всего, его основные физические
характеристики: тембральную, интонационную и динамическую. К тембральной
характеристике относятся: спектральная насыщенность или обертоновый состав звука;
плавность регистровых переходов; звонкость и полётность голоса; степень свободы или
напряженность звучания; вокальная позиция; степень округлости гласных; качество
певческого вибрато. К интонационной характеристике относятся: точность или чистота
интонирования; ширина звуковысотного диапазона; его высотное расположение. У
динамической – ширина динамического диапазона на различных звуковысотных уровнях.
На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое
чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных
произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения
исполнительской свободы и творческого комфорта. Особенно сложной и трудной
является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся, в период обучения, могут
находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя
состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы
звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции. Во время
6

работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости
и вибрато голоса, а также естественность звучания. Вся вокальная работа должна
проводиться на доступном учащимся материале.
Подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащегося, постепенно
усложняя его. Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений,
пройденных с преподавателем в классе. Большое значение в обучении пению имеет
овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания
учащимися её цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют.
Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего
поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо
исполнять. Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певческими
навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто,
выразительно.
Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить точному
воспроизведению первого звука. Очень важно с самого начала обучения воспитывать у
учащихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.
Основа пения - гласные звуки. От правильного формирования гласных звуков
зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что
обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается при
сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого
следует использовать попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного
формирования каждой из них: 1. в «чистом» звучании: А, О, У, Э 2. в «йотированном»
звучании: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е 3. особо обратить внимание формирование гласных И, Ы
4. пение гласных звуков в сочетании с согласными Кроме работы над гласными звуками,
постоянными должны быть: 1. упражнения стабильного блока: - на дыхание, - на
медленный долгий выдох, - на развитие артикуляции, - на подвижность диафрагмы
(staccato), - на развитие ровности тембрового звучания, - гибкости голоса; 2. упражнения
периодически обновляющегося блока: - на лёгкость и подвижность голоса, - на зубные
язычные согласные: д, з, т, р, л, н, - на губные: б, п, в, м. Условием грамотного
звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть,
активные губы, чётко артикулирующие каждый звук.
На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся
вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал
дыхание в середине слова.
В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение вокализов
или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо
также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений:
фразы, предложения, периода, для усвоения ими понятий кульминации произведения,
коды и других.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
С учётом специфики предмета (необходимости контроля над певческим процессом
со стороны преподавателя, особенно на первом этапе обучения) при планировании
самостоятельной домашней работы учащихся методически целесообразней направить их
по пути разбора и разучивания. Начинать разбор можно с ритмического рисунка
(прохлопывая его в ладоши), впоследствии соединив его с текстом. Разбор и выучивание
поэтического текста является другой важной частью домашнего задания. Проговаривание
текста в ритме и характере произведения является действенным методом в процессе
подготовки к уроку. При таком подходе к домашней работе меньше вероятность
негативного результата, когда самостоятельные занятия (а именно — пение без контроля)
вредят процессу постановки голоса, и в классе приходится исправлять приобретённые
дома дефекты голосообразования.
7

Нельзя
переоценить
пользу,
которую
приносит
слушание
записей
профессиональных исполнителей, с обязательным методическим обсуждением,
привлечением внимания ученика к ключевым моментам. Кроме того, даются
рекомендации родителям учеников, чтобы они (по возможностям) посещали
академические концерты и музыкальные спектакли. При этом важно, чтобы учащиеся
слушали разных исполнителей, музыку разных стилей и жанров, не ограничиваясь только
лишь вокальными концертами.
Не менее полезным является также совместное посещение городских концертов
вокального отдела, гала-концертов различных конкурсов. На этих концертах учащиеся
могут услышать выступления наиболее одарённых и хорошо подготовленных учащихся
музыкальных школ, успехи которых стимулируют их собственное дальнейшее развитие.
Большое значение для развития, обучения и воспитания, учащихся имеют
тематические общешкольные концерты учащихся и преподавателей: таким образом,
осуществляется преемственность в концертно-исполнительской деятельности,
воспитание уважения к традициям и патриотическое воспитание учащихся, прививается
культура поведения, как на сцене, так и в зрительном зале.

Календарно-тематический план
№

Тема

Колво
часов

Вид учебной деятельности

1

Мой самый
чистый голос.
Унисон

2

1. уметь правильно и стройно петь партию
с сопровождением и без сопровождения 2.
развивать устойчивый интерес к музыкальным
занятиям;
1.
анализировать соотношение вокальной
партии с аккомпанементом
2.
петь, не выделяясь из общего звучания,
одновременно вступая и заканчивая фразу

2

Все
мы
дружим с песней.
Мелодия. Нотная
грамота

2

3

Работа
над
унисоном в хоре при
развитом
фортепианном
аккомпанементе

2

1. прислушиваться к голосам, поющих в
хоре 2. сравнивать мелодический рисунок
фортепианной партии с вокальной мелодией

4

Вокальные
навыки

2

5

Владение
голосовым аппаратом

2

1. анализировать
особенности
мелодического
рисунка мелодии
2. давать понятие, что мелодия - главная мысль
музыкального произведения
1. расходовать дыхание на всю музыкальную фразу
2. добиваться ровности звучания партий, чистоты
интонации

6

Певческие
навыки

2

1.
связывать
характер
звукоизвлечения
голоса с художественными образами песен
2.
уважать творчество и чувства другого
человека
8

Закрепление
основных навыков
певческой
установки:
свободное
положение корпуса,
головы и спины

2

8

Вокально-хоровая
работа

2

9

Работа над
вокальнохоровыми
трудностями

2

10

Понятия куплет, фраза,
мотив

2

7

11

Первоначальная
работа над цепным
дыханием

12

Вокально-хоровая
работа

13

Сценическая культура

14

Знакомство с
произведениями
разных жанров

15

Сценическое
искусство

1.
уметь петь стоя и сидя
участвовать в коллективном пении,
музицировании

2.

добиваться ровности звучания
партий,
чистоты интонации, в частном и общем
ансамбле
2.
рассуждать об общности и различии
таких понятий, как звук, нота, мелодия, ритм;
3.
раскрывать в голосе особенности
элементов стиля данного произведения
1. петь стройно: в интонационном,
ритмическом и уравновешенном по силе звука
отношении
2. уметь анализировать
особенности голосовых тембров
1.

понимать, что такое песня;
раскрывать особенности звучание
лирических песен;
3.
анализировать мелодическую структуру
данного произведения
2 1. задерживать дыхание перед началом пения
2. не допускать ключичное, верхнее дыхание
1.

2.

1.
анализировать текст и музыку данного
произведения
2.
определять характер мелодической линии
2 1. правильно передавать художественный образ
музыкального произведения
2. выявлять этапы развития мелодии
1.
рассуждать об общности и различии песен
2
разных жанров
2.
проявлять
личностное
отношение,
эмоциональную отзывчивость к народным
праздникам, рождественским песням,
духовной жизни
1.
воплощать различные по содержанию
2
музыкальные образы, поэтические фантазии
2.
наблюдать за исполнительскими приёмами
и способами передачи музыкально –
поэтической речи
2

9

16

Использование
певческих навыков

2 1. оценивать собственное исполнение и общее
звучание всего хора
2. выявлять степень понимания роли музыки в жизни
человека;
3. узнавать певческие голоса
2 1. общаться и взаимодействовать в процессе
коллективного
воплощения
различных
художественных образов
2. воспринимать красоту родной земли в музыке,
поэзии, живописи

17

Работа над нюансами
в
произведениях.
Осмысленное
артистическое
исполнение
программы.

18

Использование при
работе с хором особых
ритмических фигур пунктирного ритма.

19

Работа над legato,
возможно освоение
приемов
nonlegato

20

Различный
характер
дыхания
в
зависимости от темпа
и стиля исполняемого
сочинения

21

Россия – Родина моя.
Произведения
различных жанров.

2

22

Души прекрасные
порывы.
Манера
исполнения
вокального
произведения.

исполнение
произведений
2 1. анализировать
классического и современного репертуара
2. находить характерные интонации музыкальных
произведений
3. формировать потребности в систематическом
коллективном
музицировании, любви к хоровому пению

2 1. воспроизводить мелодии с ориентацией на
нотную запись
ориентироваться в нотном письме как
графическом изображении интонаций
1. 3. анализировать и соотносить выразительные и
изобразительные интонации, свойства музыки в
их взаимосвязи и взаимодействии
1.
применять знания основных средств музыкальной
2
выразительности
2. наблюдать за исполнительскими приёмами и
способами передачи музыкально – поэтической
речи
3. понимать терминологию штрихов
1.
применять
знания основных средств музыкальной
2
выразительности при
исполнения музыкального произведения
2. проводить
интонационно-образный
анализ
музыкального произведения
1. воплощать различные по содержанию
музыкальные образы, поэтические фантазии
2.самостоятельно
проводить
интонационнообразный анализ музыкальных
произведений
3. участвовать в хоровом
исполнении гимна России, гимна школы

10

23

Если с другом
вышел в путь.
Элементы ритмики.
Сценическая
культура.

2

1. сотрудничать со сверстниками в
процессе коллективного исполнения песен 2.
импровизировать, передавая в общих чертах
характер роли 3. воплощать различные по
содержанию музыкальные образы

24

Не
грусти,
улыбнись и пой!
Вокальнохоровые
навыки.

2

25

Вместе весело
шагать…Сценическая
культура.

26

Вокал откроет
нам
новый
мир.
Владение голосовым
аппаратом.

27

Красочность
моего голоса. Тембр.
Фальцетное
пение.

28

Все мы дружим с
музыкой и песней.
Подготовка к
концерту.

2 1. умение слушать и контролировать себя при пении
2. слушать свою партию и весь хор,
3. петь, не выделяясь, сливаясь с общим звучанием
по звуковысотности, ритму, динамике, сохраняя
красоту своего индивидуального тембра

29

Петь чисто и
слаженно в унисон
несложные
двухголосые
каноны

2 1. выработать чистый ясный унисон,
2. научиться исполнять двухголосные каноны

30

В упражнениях
слышать трехголосые
аккорды

31

Петь в аккорде
различные голоса

2 1. сравнивать и анализировать звучание различных
аккордов
2. различать в вокальной музыке различие
аккомпанемента
1. сотрудничать со сверстниками в
2
процессе
коллективного
интонирования
двухголосия 2. анализировать специфические
черты интонирования верхних и нижних голосов

1. развитие навыков ансамбля. Умение
слушать себя и своих товарищей при пении 2.
умение понимать дирижёрский жест и тонко
отвечать на него
3. понимать понятия солист, хор, оркестр.
проводить
2 1. самостоятельно
интонационнообразный анализ музыкальных
произведений, обобщать, формулировать выводы
2. проводить
интонационно-образный
анализ
музыкальных произведений
2 1. участвовать в коллективном обсуждении на тему
вокально-хоровые
2. исполнять мелодию при помощи пластического
интонирования навыки
3. анализировать музыкальные сочинения
2 1. сравнивать и анализировать голоса первых и
вторых голосов
2. изучать специфические черты различных тембров
3. воспринимать
выразительные
возможности
детских голосов

11

32

33

Петь по нотам
песни,
имеющие
простые по
строению
мелодии.
Подготовка к
концерту
Урок-концерт

4

1. повторить, закрепить и углубить
приобретенные ранее знания, навыки и умения
2. закрепить сознательное отношение
учащихся к своей певческой деятельности и
певческой
деятельности
товарищей,
к
соблюдению правил пения, гигиены голоса

2

1.
работать в сценическом образе, уметь вести
себя на сцене
2.
умеет петь в ансамбле, слушать других
детей в процессе пения

Всего: 68 часов

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

•

Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное пособие.
2-е издание, стереотипное. СПб.: Планета Музыки, 2016
•
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2004
•
Арсенина Е.Н. Весёлый калейдоскоп. СПб.: Детство – Пресс, 2006
•
Огороднов Д.Е. Методика музыкально – певческого воспитанияю – 4-е изд. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2014
•
Осенева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М., 2005
•
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
Материально-техническое обеспечение

•
•
•

Компьютер,
Медиапроектор,
Акустическая система
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

•

Все о музыке и немного уроков по музыке:http://vmalish.ru/blogs/zdorovijmalish/muzika-dlja-detej-vse-omuzike-i-nemnogo-urokov-po-muzike-2.html
•
Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/.
•
Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов:
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=33
•
Единая коллекция: http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f4-5b76-f453552f31d9b164. Ресурс для учителей и для других творческих людей:
http://inyaka.ru/po-predmetam/muzyka/
•
Российский общеобразовательный портал: http://music.edu.ru/.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».