Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Первомайского района Томской области Принята на заседании методического совета От 30.08. 2024г. Протокол № 1 Утверждаю Директор МБОУ ДО « ЦДОД» _______________Н.А. Кротова № 69-О от 02.09.2024г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЭкоДобро» Направленность: естественнонаучная Возраст обучающихся: 8-13 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Керб Алиса Вячеславовна, педагог дополнительного образования с. Первомайское, 2024 г. Пояснительная записка Программа «ЭкоДобро» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Уровень программы стартовый. Рассчитана программа на обучающихся, имеющих базовые знания по школьной программе. Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий. Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 144 учебных часа на 1 учебный год (по 4 часа в неделю). На второй ступени обучения ребята имеют возможность продолжать заниматься по программе экологического клуба «ЭкоДобро». Программа разработана в соответствии со следующими документами: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. №145ФЗ, от 06.04.2015 г. №68 – ФЗ, от 19.12.2016 г. от 26.07.2019 г. N 232-ФЗ). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р, с изменениями на 15 мая 2023 года); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 21 апреля 2023 года); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242); Устав МБОУ ДО «ЦДОД» Локальные акты МБОУ ДО «ЦДОД» Актуальность программы Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Переходя на вторую ступень обучения, ребята могут продолжить заниматься в объединении дополнительного образования «ЭкоДобро» по другой программе, но под руководством этого же педагога. Формирование новой для человечества экологической культуры – трудная и длительная задача, связанная с необходимостью проведения планомерной, кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной ответственности за «экологическую» судьбу своего села, района, города, страны и всей биосферы. Без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения населения нельзя решить данную проблему. Базовыми в данной системе непрерывного экологического просвещения должны стать дошкольные и школьные учреждения, в которых закладывается мировоззрение и культура поведения подрастающего поколения, т.е. будущих творцов жизни. Именно школьным учреждениям отводится решающая роль в деле формирования общечеловеческой культуры, так как главная цель их деятельности – воспитание полезного для общества человека, разумно сочетающего свои личные интересы с интересами общества и нацеленного на сохранение благоприятной жизни окружающей среды для себя и будущих поколений. Экологическое воспитание школьников означает формирование их экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой. Программа рассчитана на возраст детей от 8-13 лет, так как это разновозрастной отряд и по наполняемости МБОУ Березовская СОШ. Начинаем привлечение школьников в экологию с начальной школы. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне школы. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (в кружках), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д. Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы. Следует отметить, что формирование экологической культуры школьников происходит в едином сочетании перечисленных выше направлений. Так, например, при изучении какого – либо объекта природы или явления, мы не только формируем знания школьника, но и пробуждаем проявление положительных эмоций, качеств личности (сострадания, милосердия, эмпатии и др.); побуждаем ребёнка к практическим действиям, приносящим пользу природе и т.д. Новизна и особенность авторской образовательной программы. При составлении программы работы объединения преследовалась цель непрерывного школьного экологического образования – формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу родной природы. Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности. Тематика занятий во многом определяется сезоном года. Каждое занятие состоит из двух частей: Первая, из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам – эта цель реализуется виде проведения вначале занятия эколого-психологического тренинга или чтения учителем экологической сказки. Вторая, вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это конкурсы, викторины, мини-спектакли, загадки, рисование по теме и др. Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка “ЭкоДобро” — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного села, района и области. Таким образом, основным методом краеведческой работы школьников, будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей), исследование, проектный метод. Оригинальность, увлекательность и жизненная важность сообщаемых экологических знаний также способствуют повышению личной заинтересованности учащихся не только в изучении теоретического материала, но и проведении практических работ, нацеленных на оздоровлении экологической обстановки в школе, дворе, улице, прилегающих водных, лесных и других экосистем. Большое внимание уделяется выработке у учащихся активной жизненной позиции, основанной на экологических знаниях и экологическом мировоззрении. Вместе с тем, ввиду сложившейся экологической ситуации в стране и мире программа максимально направлена на осуществление экологического образования школьников, развитие у них экологической культуры. Цель: формирование экологической культуры школьников в процессе работы в объединении дополнительного образования «ЭкоДобро», вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся. В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи: углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в школе; формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы; воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий. формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры; вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды. Условия реализации программы: 1. Образовательное учреждение; 2. Исследования и наблюдения проводятся в природе, кабинете биологии и на пришкольном участке; 3. Взаимоуважение; 4. Индивидуальный поход; 5. Учет возрастных особенностей; 6. Научность и доступность; 7. Последовательность; 8. Срок реализации программы 1 год; 9. Количество занятий - 2 раза в неделю, 144 часа в год; 10. Занятия должны проходить в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении (кабинет биологии). Формы подведения итогового контроля Итоговый контроль приобретенных знаний, умений и навыков осуществляется путем проведения олимпиады, защиты исследовательских проектов, по результатам городских, областных и Всероссийских конкурсов и конференций. Этапы педагогического контроля: № п\п Какие знания, умения и навыки контролируются Форма подведения итогов Сроки 1 Умение выполнять практические работы. Экскурсии, проекты В течение года Навыки поведения в природе Составление правил Во время экскурсий Умение раскрывать экологические понятия Тестирование По итогам изучения темы Знания редких и исчезающих видов животных и растений Викторина по итогам изучения темы Знание терминов, понятий. Самостоятельная работа По мере необходимости 2 3 4 5 Средства работы: - компьютер; -мультимедиа проектор; - другие ТСО; - методические разработки; - литература, методические пособия; - объекты живой и неживой природы. Ожидаемые результаты Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, края в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений на своей малой Родине, любить, ценить и оберегать окружающую их природу. К концу первого года обучения учащиеся должны знать: -красно книжных представителей растительного и животного мира Томской области, встречающихся в окрестностях Томской области; -основные правила поведения в природе; -основные среды жизни, приспособленность живых организмов к различным средам жизни; Должны уметь: -проводить фенологические наблюдения; -проводить исследования в природе; -проводить определение различных видов животных и растений; -проводить наблюдения за приспособленностью живых организмов к определенной среде обитания; -ставить простейшие опыты и делать выводы. Учебный план № Раздел Теоретиче Практическа всего ская часть я часть Формы контроля 1. Природа вокруг 6 нас. 12 18 Конкурс поделок из природного материала 2. Экология и жизнь. 6 34 Составление правил поведения в природе 3. Экомониторинг. 5 27 32 школьные проекты, изготовление эколого информационных стендов 4. Охранять и защищать. 3 15 18 Участие в конкурсах скворечников, кормушек, презентаций и т.д. 5. Театр экологических 10 16 26 экологические конкурсы, викторины, КВН-ы. знаний. 28 6. Подготовка и проведение 9 7 16 61 83 144 Экологические праздники праздников 7. Итого: Основные направления и содержание программы. Краткое описание разделов: Природа вокруг нас. В данном разделе предполагается изучение природных комплексов 1. недалеко от школы и изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме – создание школьных уголков природы, создание и обновление которых, позволит каждому учащемуся прикоснуться к удивительному миру природы. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности детей. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала. Экология и жизнь. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном 2. разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии Томской области и своего села. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе, узнают о редких и исчезающих растениях и животных Томской области, особо охраняемых территориях Томской области. Экомониторинг. Занятия по данной теме включают в себя практическое применение 3. знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Томской области. Результат школьного мониторинга – это выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов, поздравительные открытки к экологическим праздникам, листовки с призывами к людям, составление правил поведения. Охранять и защищать. Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое 4. знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и операции: «День птиц»– время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья, проводятся викторины и конкурсы. «Помоги птицам зимой»- устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах. Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Раздел познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милиции. 5. Театр экологических знаний. Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал. В этом разделе предусматриваются экологические конкурсы, викторины, КВН. 6. Подготовка и проведение праздников. Занятия по данному разделу помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом. Данный раздел познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий – это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря. Методическое обеспечение программы «ЭкоДобро» Программа предусматривает различные формы и методы работы: групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе; работа с учебной и художественной литературой; подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов; работа с использованием компьютерных программ; техническое оснащение школы позволит широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволят достигать максимально возможного результата в обучении; работа с наглядными пособиями и наглядным материалом; практические занятия по изготовлению поделок из природного материала, кормушек, домиков для птиц, листовок; общешкольные мероприятия по экологии; участие в природоохранных акциях; экскурсии и походы. Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы: иллюстрационный и демонстрационный материал: - карты Томской области и Первомайского района, план села Березовка, план леса в окрестностях с. Березовки; - гербарный материал «Лишайники», «Водоросли», «Хвощи. Папоротники. Мхи», «Голосеменные растения», «Покрытосеменные растения»; - коллекции «Насекомые», «Раковины моллюсков». - иллюстрации растений и животных, обитающих в Томской области. раздаточный материал: - инструктивные карты проведения исследования; - карточки с заданиями; - гербарный материал, коллекции животных. материалы для проверки освоения программы: - тесты по разделам программы; - кроссворды; - ребусы; -чайнворды. При проведении занятий необходимо использовать групповые и индивидуальные инструктивные карты проведения исследований в лаборатории и в природе, что обеспечивает индивидуальный подход к обучению, приучает детей к самостоятельной работе, стимулирует познавательную активность учащихся. Педагог должен создавать атмосферу радости, удовлетворения, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность в получении новых знаний и умений. В учебно-воспитательном процессе обязательным компонентом являются экскурсии в естественные и искусственные экосистемы, краеведческие музеи, промышленные предприятия. Важную роль играют и воспитательные мероприятия, фестивали, конференции, конкурсы, олимпиады, защиты исследовательских работ и проектов. Календарно- тематический план. № дат Время Форма а проведе занятия - тема Коли- Место чество проведения часов Форма контроля ния 1. Учебное занятие Организационное занятие 2 Кабинет химии Конкурс рисунков «Природа вокруг нас» 2. Учебное занятие Распределение ролей. Введение символики, правил. 2 Кабинет химии Составление символики и правил поведения 3. Практич Формирование и 2 Кабинет Составление 4. 5. 6. 7. еское занятие открытие экологической почты. -Информационное письмо для всех учащихся школы, родителей. Праздни к Игра «Мир вокруг нас» Практич еское занятие Сбор семян на пришкольном участке Практическо Путешествие по е занятие экологической тропинке (I часть). Праздник Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. 8 9 Праздник экскурсия День работников лесного хозяйства Экскурсия «Удивительное рядом». химии 2 информационного письма Актовый зал Участие в игре 2 Пришкольн Соревнование ый участок «Кто больше соберет «детишек» растений» 2 Пришкольн Составление ый участок отчета путешествия 2 Актовый зал Участие в празднике и конкурсах. 2 2 Кабинет химии 2 Янов хутор Оформление поздравительных открыток работникам лесного хозяйства Ведение фенологического календаря природы Фенологические наблюдения «Осенние явления». 10 праздник Праздник День журавля 2 Кабинет химии Участие в празднике 11 Практичес кое занятие Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). 2 Пришкольны й участок Конкурс «Кто больше соберет корма птахам» 12 игра Игра-путешествие «По лесным тропинкам». 2 Кабинет химии Участие в игрепутешествии 13 УчебноПисьма – практическ сочинения «На всей ое занятие земле нет краше уголка, где я 2 Кабинет химии Конкурс сочинений родился» 14 15 Практичес Операция «Малые кое водоёмы» (рейд на занятие местный пруд). 2 Пруд Участие в экологической операции 4 Кабинет химии Участие в Игре праздник Игра «В гостях у жителей подводного царства». 16 игра Игра-конкурс «Неизведанный мир природы». 2 Кабинет химии Участие в игреконкурсе 17 Учебнопрактическ ое занятие Новогодняя почта. Листовки. (предупреждение бездумной вырубки деревьев ради новогодних праздников). 2 Кабинет химии Изготовление листовок Практическо Экологическая е занятие акция «Помоги деревьям» (подгрести снег, чтоб не вымерзли). 2 Пришкольны Участие в й участок экологической акции 4 Кабинет химии Защита проектов 4 Кабинет химии Конкурс кормушек 2 Кабинет химии тестирование Кабинет химии Конкурс самодельных книжек «Мир птиц» Конкурс листовок 18 19 20 21 викторина Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое дерево». Практическо Экологическая е занятие акция «Каждой пичужкекормушку» Учебное занятие Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму» Учебнопрактическо е занятие -Экологический урок «Храм природы». -Изготовление книги «Мир птиц» 2 23 Учебнопрактическо е занятие Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи подкормке. 2 Кабинет химии 24 Практическо Операция «Птичья 2 Пришкольны 22 2 е занятие 25 столовая» изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. Смешанный Отчет об экскурсии лес на окраине села Викторина «Краса Земли родной – цветы» 2 Кабинет химии Участие в викторине и конкурсе рисунков. Практическ ое занятие Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему:«Как прекрасен наш мир!». 2 Кабинет химии Общая настенная газета Учебнопрактическ ое занятие -Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. 4 Кабинет химии Конкурс рассказов «Мой зеленый друг» 2 Кабинет химии Оформление результатов опыта 4 Кабинет химии Участие в КВН Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.» 26 викторина 27 27 30 Конкурс фотографий «Гости моей кормушки» 2 экскурсия 29 й участок, сельский парк Практическо Опыт «Волшебница е занятие вода». игра -КВН «Что мы знаем о растениях» 31 Учебнопрактическо е занятие -Составление правил поведения в природе, изготовление экологических знаков. Операция «Домик для птиц» 2 Кабинет химии Составление правил поведения в природе 32 Учебное занятие Краснокнижные растения Томской области 2 Кабинет химии Участие в викторине 33 Практическо Изготовление е занятие книжек – малышек «Берегите растения!» 2 Кабинет химии Конкурс книжекмалышек 34 Учебное занятие 2 Кабинет химии Участие в викторине 35 Практическо Создаем Красную книгу села 2 Кабинет Общая Красная книга села Краснокнижные животные Томской области 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 е занятие Березовка конкурс -Занятие-конкурс «Четвероногие друзья» Учебнопрактическ ое занятие Что где растет? Кто где живет? Учебнопрактическ ое занятие Что где растет? Кто где живет? Учебнопрактическ ое занятие Что где растет? Кто где живет? Учебнопрактическ ое занятие Что где растет? Кто где живет? Учебнопрактическ ое занятие Что где растет? Кто где живет? Учебнопрактическ ое занятие Что где растет? Кто где живет? Учебнопрактическ ое занятие Что где растет? Кто где живет? Учебнопрактическ ое занятие Что где растет? Кто где живет? Учебнопрактическ ое занятие Что где растет? Кто где живет? химии Березовка 2 Кабинет химии конкурс «Четвероногие друзья» 2 Кабинет химии викторина 2 Кабинет химии Разгадывание кроссворда 2 Кабинет химии викторина 2 Кабинет химии Составление коллажа 2 Кабинет химии Составление апликации 2 Кабинет химии Составление коллажа 2 Кабинет химии викторина 2 Кабинет химии Кроссворд 2 Кабинет химии викторина 2 Кабинет химии изготовление праздничных открыток с текстом поздравлением В пещерах, дуплах и берлогах. На деревьях. В чужих домах. В опавшей листве. На речном берегу. В воде. В лесах и степях. Под землей. В воздухе. Практическ Поздравление ое занятие родной планеты с Днём Земли 47 48 49 50 викторина Викторина о первоцветах Практическо Как продлить жизнь е занятие растений Учебное занятие игра Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. Лес – наш зеленый друг 2 Кабинет химии викторина 2 Кабинет химии Опыт со срезанными ветками 2 Сельская библиотека Беседа 2 Кабинет химии Игра-путешествие «По лесным тропинкам». 51 Практическ Операция «Берёзка». ое занятие . 2 Сельский сквер Очистка сельского сквера от мусора 52 игра Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. 2 Кабинет химии Настольная игра 53 праздник Праздник «Птицы- наши друзья» 2 Актовый зал Участие в празднике 54 Практическ Операция ое занятие «Подснежник». 2 Кабинет химии Конкурс листовок 55 Практическ Письма к Красную ое занятие книгу. 2 Кабинет химии Выставка писем 5657 Практическ Операция «Зеленый ое занятие дом» 2 Пришкольн Озеленение ый участок школьного двора. 58 Практическ Красная книга ое занятие нашего села 2 Кабинет химии Составление кроссворда 59 Учебнопрактическ ое занятие Памятники природы Томской области 2 Кабинет химии Составление правил поведения 60 Учебнопрактическ ое занятие Новый прудпамятник природы с.Березовка. 2 Кабинет химии Составление правил поведения 61 экскурсия 2 Лес в окрестностя х с.Березовка Наши лесные просторы Экскурсия в лес (отчет) 62 63 игра Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». экскурсия Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения. 64 экскурсия Путешествие по экологической тропинке 2 Кабинет химии Конкурс рисунков 2 Луг на окраине с.Березовка Отчет об экскурсии 2 Лесная опушка Отчет об экскурсии 2 Кабинет химии Защита проектов (II часть). Лекарственные растения. 65 Итоговое занятие Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора. Итого: 144 Список литературы Для учителя: 1. Школьный экологический мониторинг Т. Я. Ашихмина М.: Агар 2002г. – 385с. 2. Лабораторный практикум по экологии М.: 1986г. 3. Экологическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие.- Казань: РИЦ «Школа», 2004.- 104с 4. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях/А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова.- Ульяновск: УИПКПРО. 2007 5. В.В. Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ Сост. В.В. Балабанова, Т.А.Максимцева.-Волгоград: Учитель, 2003.-103с. 6. Коробцова З.В. Сохрани растение.- 2-е изд. Доп., перераб.- Саратов: Приволжс.кн.изд-во (Ульян. Отд-ние), 1984.-152с., ил. 7. Петров В.В. Рассказы о лесных растениях. Изд-во Московского университета. 1970.-127с. 8. Волкова П.И. Люблю тебя, мой край родной: Хрестоматия по географии/ Методическое пособие.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.-116с. Для обучающихся: 1. Фабр П. Популярная экология. М., Мир,1971 2. Гринева Е.А., Розано.ва А.А., Ак ишина И.А. Экологический букварь для маленьких Симбирян. -Ульяновск, 1999 3. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999 4. Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975 5. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980