Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации Первомайского района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Первомайского района Томской области Принята На заседании методического совета От 30.08. 2024г. Протокол № 1 Утверждаю Директор МБОУ ДО « ЦДОД» _______________Н.А. Кротова № 69-О от 02.09.2024г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ОТРЯДА ЮИД « СВЕТОФОР» Направленность: социально-гуманитарная Срок реализации программы: 5 лет Составитель: Бочарников Николай Семенович Руководитель отряда ЮИД « Светофор» Первомайское -2024 Сохранение жизни и здоровья детей – одна из основных целей и смысл существования человеческого общества. Конвенция о правах ребенка утверждает неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь и обязывает государство обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» (ст.6) Пояснительная записка Где бы люди ни жили, они ходят по улицам и дорогам, и всюду: на улицах и дорогах, – действуют единые Правила Дорожного Движения. Современная дорога переполнена транспортными средствами. Большинство граждан, семей имеют автомобили, молодежь стремится иметь личный автомобиль. Все это современная действительность. Но вместе с тем, дорожно - транспортный травматизм стал проблемой. Особенно страшны трагедии, связанные с гибелью детей. Воспитание правильного отношения к соблюдению ПДД становится важнейшей необходимостью как для взрослых, так и для детей. В обязанности образовательных учреждений, семьи, ГИБДД, общественности стала входить пропаганда ПДД. Учащиеся постоянно в разных формах изучают ПДД. Лучше, если эту серьезную и трудную науку дети будут усваивать в игровой, веселой, развлекательной форме. Учение с увлечением дает хороший результат. За выполнением Правил Дорожного Движения следит государственная автомобильная инспекция – ГИБДД. Отряд юных инспекторов движения – их младшие помощники. Играя в юных инспекторов движения, дети изучают знаки дорожного движения, учатся их соблюдать, учат соблюдать правила дорожного движения младших, сверстников и взрослых. Все это решает проблему профилактики детского дорожного транспортного травматизма, а, следовательно, сохраняет жизнь и здоровье человека. А жизнь и здоровье –это самое главное в жизни людей! Главные задачи юных инспекторов движения: Изучи ПДД сам! Научи сверстников! Напомни взрослым о культуре дорожного движения! Направленность программы: профилактическая Новизна, актуальность, педагогическую целесообразность: Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьёзные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности. Как предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить уровень детского дорожного травматизма? Форм и методов профилактической работы в этом направлении предостаточно, но одной из наиболее эффективных является вовлечение учащихся в отряд юных инспекторов движения. Цель программы деятельности отряда ЮИД тесно перекликается с программой по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Цель: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Воспитательные: Развивающие: Образовательные: Задачи: Повышение уровня знаний учащихся по ПДД РФ; усвоение требований разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров, велосипедистов; способствование приобретению знаний по оказанию первой доврачебной помощи; способствование приобретению знаний основ социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; способствование приобретению знаний основ проектной деятельности. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения. овладение навыками оказания первой помощи пострадавшим при ДТП. практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда; приобретение навыков проектной деятельности. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения; навыки сотрудничества с работниками ГИБДД в практической деятельности; развитие значимых для данной деятельности личностных качеств: - самостоятельности в принятии правильного решения; - убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения жизни; - внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения; - здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования. Отличительные особенности. Отличительные особенности данной программы от других программ деятельности ЮИД заключается в следующем: программа позволяет не просто изучать правила дорожного движения, но и использовать полученные знания в деле пропаганды безопасного поведения детей на дорогах, т.е. имеет большую практическую значимость; развивает социальные навыки и творческие способности участников; программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей детей; особое внимание при изучении правил дорожного движения уделяется совместной работе с ГИБДД и родителями. Благодаря совместной деятельности отряда юных инспекторов движения, ГИБДД, родителей, закладываются основы формирования культуры общения, толерантности. Родители содействуют и оказывают помощь в исследовательской деятельности по пропаганде БДД. Новизна этой программы заключается в том, что деятельность отряда юных инспекторов движения предполагает исследовательскую и проектную деятельность. Возраст детей, участвующих в реализации программы: 9 – 17 лет Сроки реализации программы: 5 лет Принципы обучения: Добровольность участия в данном виде деятельности. Активность и творческий подход к проведению мероприятий. Доброжелательная и непринужденная обстановка в отряде. Обучение, применение знаний через практические занятия, соревнования, игры, конкурсы, викторины. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Всего за 5 лет 175 часов. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: Ожидаемые результаты Способы определения результативности Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Знания учащихся ПДД РФ Знания по оказанию первой доврачебной помощи Знания основ социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Знания правил вождения велосипеда Знания основ проектной деятельности Навыки поведения на улице, дороге, перекрестках; пропаганды безопасности движения Навыки оказания первой помощи пострадавшим при ДТП Умение вождения велосипеда по правилам Дисциплинированность, осторожность как участника дорожного движения Культурное поведение на дороге. Умение правильно оценивать дорожную ситуацию Навыки проектной деятельности Навыки создания и использования презентаций Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения Навыки сотрудничества с работниками ГИБДД в практической деятельности Развитые личностные качества, значимые для данной деятельности: самостоятельность в принятии правильного решения; убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения жизни; внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения; здоровый образ жизни и навыки самостоятельного физического совершенствования Активная жизненная позиция образцового участника дорожного движения Настольные игры «Путешествие по станциям» Игра «Безопасное колесо» Кроссворды, ребусы, пазлы Тестирование Анкетирование Опрос «Мозговой штурм» Интерактивны е игры Проектная деятельность Беседы «Круглый стол» Тренинги Рейды Патрулирован ие Проектная деятельность СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТРЯДА ЮИД ШТАБ ОТРЯДА командир заместитель командира командиры отделений Отделения отряда ЮИД по направлениям деятельности отделение отделение отделение учебной информационной шефской работы работы помощи отделение культурнодосуговой работы отделение патрульнорейдовой работы Руководство работой отряда ЮИД осуществляет штаб, в который входят: командир отряда, заместитель командира отряда, командиры отделений. Штаб отряда формируется на общем собрании отряда. Командир отряда юных инспекторов движения: возглавляет работу отряда, составляет план работы отряда на год, организует и контролирует работу групп отряда и их командиров; составляет график патрулирования членов отряда ЮИД ; осуществляет контроль над выполнением поручений; инструктирует членов отряда перед выполнением заданий. Отделение учебной работы: проводит занятия по изучению Правил дорожного движения в младших классах; оказывает помощь в проведении бесед, практических занятий по безопасности дорожного движения с учащимися; проводит индивидуальную работу с нарушителями Правил дорожного движения. Отделение информационной работы (пресс центр отряда ЮИД): оформляет уголок отряда ЮИД; выпускает стенные газеты и информационные листовки; делает информационные сообщения о деятельности отряда ЮИД Отделение шефской помощи: проведение занятий с дошкольниками по изучению правил ДД. Отделение патрульно- рейдовой работы: участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах по соблюдению детьми и подростками Правил дорожного движения; несение дежурства на дороге по деревне. Отделение культурно досуговой работы: организует работу агитбригады; проводит викторины, соревнования, конкурсы. Организация регулярных занятий с учащимися отряда юных инспекторов движения Содержание занятий № Тема Теория Практика п/п 1 год обучения 35 часов 1 Юные инспектора движения. Вводное занятие. 2 Транспортные средства и дорожное движение 3 Организация дорожного движения Цели и задачи объединения ЮИД. История возникновения дорожного движения, ГАИ-ГИБДД. Знакомство с положением об объединениях ЮИД. Основные направления работы ЮИД. Права и обязанности юного инспектора движения. Атрибутика ЮИД Улица – зона повышенного движения, элементы улицы. Участники дорожного движения, правила движения пешехода по улицам. Типология транспортных средств. ДТП – определение, причины, последствия Правила движения пешеходов, велосипедистов, группами. Железнодорожный переезд. Правила перехода и переезда через ж/д пути. Регулируемый и нерегулируемый перекрестки. Пешеходный переход. Информация о первом светофоре, о первых дорожных знаках, жезлах, разметке. Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, приоритета, особых предписаний, сервиса, дополнительной Викторина «Правила дороги». Рисунки атрибутики нашего объединения. Оформление стенда «Юный инспектор движения». Рисунок на тему «Где нельзя и где надо играть». Экскурсия по деревне. Сочинение «Что мы видели во время экскурсии». Разучивание стихов и песен о ПДД. В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название. Изготовление макетов первого светофора Игра «Пешеходы», «Регулировщик и водители». 4 5 6 7 информации). Значение отдельных дорожных знаков. Общественный ПДД для пассажиров - виды транспорт общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, после выхода из транспорта. Обязанности пешехода, правила передвижения. Опасные ситуации на дороге. Основы Основы доврачебной медицинских помощи. Общие принципы знаний оказания первой помощи. Содержание аптечки. Правила остановки кровотечения, наложения повязок. Первая помощь при общих ранениях, несчастных случаях, ожогах, обморожениях. Транспортировка при различных видах травм Юный Когда ты становишься водитель водителем. Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Устройство велосипеда. Основные правила езды на велосипеде и меры безопасности. Соблюдение велосипедистами Правил дорожного движения. ПДД для велосипедистов техническое состояние велосипеда, дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Подготовка к Знакомство с положением конкурсу конкурса «Безопасное «Безопасное колесо» колесо» Поучительный концерт «Мы - пассажиры». Отработка правил оказания 1-й медицинской помощи Памятка «Правила езды на велосипеде». Просмотр видеофильма «Опасные шалости». Проверить теоретические и практические знания велосипедистов. Подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, 8 дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда. Отработка преодоления различных препятствий на велосипеде. Составление сценария выступления. Выступление агитбригады отряда в дошколке и начальных классах.Распространение памяток. Агитационно массовая работа 2 год обучения 35 часов 1 2 3 Юные инспектора движения Пропаганда БДД: история возникновения, основные положения. Мероприятия по пропаганде БДД Составление сценарий выступления. Выступление в дошколке и младших классах. Выпуск информационных листков. Оформление стенда «Юный инспектор движения». Рейды. Патрулирование. Агитация. Составление памяток. Организация Дорожные знаки и их группы В рабочей тетради дорожного (предупреждающие, сделать зарисовки движения запрещающие, дорожных знаков, предписывающие, написать их название. информационные, приоритета, знаки особых предписаний, сервиса, дополнительной информации) (повторение). Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков. Общественный Остановка общественного Игра «Мы - пассажиры». транспорт 4 Юные Пешеходы 5 Опасные ситуации на дороге Культура поведения на дороге 6 7 Основы медицинских знаний. 8 Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» транспорта – зона особого внимания. Опасные ситуации, связанные с общественным транспортом. Психологические Тренинг «Познай себя» особенности поведения детей и подростков при переходе дороги Аварийные ситуации. Викторина «Улица Профилактика ДТП. полна неожиданностей» Ответственность нарушения Профилактика ДТП за КТД «Культурный ПДД. пешеход». Основы доврачебной помощи: классификация травм и ранений (повторение). Общие принципы оказания первой помощи (повторение). Содержание аптечки, средства, необходимые для оказания помощи (повторение). Правила остановки кровотечения (повторение). Наложение повязок (повторение). Наложение шин. Помощь при ожогах, обморожениях. Правила транспортировки пострадавших. Знакомство с положением конкурса «Безопасное колесо» Отработка правил оказания 1-й медицинской помощи. Подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда. Езда по полосе 9 Юный водитель 10 Агитационно массовая работа 1 Юные инспектора движения 2 Организация дорожного движения. Виды автотранспортных средств, их устройство. Правила управления велосипедом. Фигурное вождение велосипеда. 3,4,5 годы обучения 105 часов Цели, задачи курса на новый учебный год. Юный организатор досуговых мероприятий по БДД. Акция – одна из форм работы по БДД. Информационный листок – одна из форм работы по пропаганде БДД. Банк социальных идей: проектная деятельность по профилактике БДД. Юный помощник ГИБДД: организация рейдов, патрулировании и другие формы работы по БДД. Правила движения для автомобилиста. Проезд перекрестков. Движение по автомагистрали. Приоритет маршрутных транспортных средств. препятствия на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда. Памятка «Правила езды на велосипеде». Просмотр видеофильма «Опасные шалости». Проверить теоретические и практические знания велосипедистов. Составление сценария к выступлению. Организация и выступление агитбригады отряда в младших классах и дошколке. Распространение памяток. Составление сценарий выступления. Выступление в дошколке и младших классах. Выпуск информационных листков. Оформление стенда «Юный инспектор движения». Рейды. Патрулирование. Агитация. Составление памяток. В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название. Зарисовка видов перекрестков, автомагистрали. Игра 6 3 Основы медицинских знаний. Переломы. Травматический шок. Виды и техника наложения повязок. 4 Юный водитель Правила управления велосипедом. Фигурное вождение велосипеда. 5 Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» Знакомство конкурса колесо» Агитационно массовая работа ИТОГО: 175 часов с положением «Безопасное «Юный водитель». Отработка правил оказания 1-й медицинской помощи, наложения повязок. Фигурное вождение велосипеда. Памятка «Правила езды на велосипеде». Просмотр видеофильма «Опасные шалости». Подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда. Езда по полосе препятствия на велосипеде. Составление сценария к выступлению. Организация и выступление агитбригады отряда в младших классах и дошколке. Распространение памяток. Методическое обеспечение программы. Нормативно – правовое обеспечение программы: Конституция РФ Конвенция «О правах ребенка» Правила дорожного движения Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения 2013- 2020 г.г.» указания ГУОБДД МВД Российской Федерации рекомендаций пятого Международного конгресса по безопасности дорожного движения «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» (сентябрь 2016 года) в рамках мероприятий «Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011 – 2020 г.г.» Комплексный план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних на территории Томской области на 2019 год Устав образовательного учреждения Учебный план Положение об отряде юных инспекторов движения Устав отряда юных инспекторов движения Наглядные пособия, оборудование и инвентарь, используемые в работе с учащимися Набор плакатов «Азбука юного пешехода» Набор плакатов «Дорожная азбука» Набор плакатов «Дорога на зеленый свет» Игра-самоделка «Законы улиц и дорог» Настольная игра «Светофор» Игра «Подарок юному пешеходу» Комплект дорожных знаков на магнитах Автомобильная аптечка Светофор пешеходный Светофор транспортный Пешеходный переход Жезл Комплект дорожных знаков на подставках Комплект дорожных знаков Памятки Браслет светоотражающий Интерактивная мультимедийная программа «Азбука пешехода» Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов Форма с символикой «ЮИД» Стенд «Дорожные знаки» Плакаты «Основы оказания доврачебной помощи» Комплект слайдовых презентаций по ПДД, медицине Ребусы, кроссворды, пазлы, песни, интерактивные игры по ПДД Видеотека: мультфильмы, ролики, смешарики, видеофильмы по БДД Раздаточные материалы для проведения тестирования по ПДД Методические пособия для проведения занятий по изучению ПДД Инструментарий для проведения тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по ПДД Список литературы. Литература для педагога. 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в последней редакции); 2. Правила дорожного движения РФ (в последней редакции); 3. Уголовный кодекс Российской Федерации (в последней редакции); 4. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в последней редакции); 5. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 г.г.»; 6. Абрамова Г.С. Возрастная психология, - М., 2000 7. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования / [В. А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев, П.В. Ижевский, Б. О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. П. В. Ижевского]. М.: Просвещение, 2009; 8. Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, 224 с. 9. Жатин С.О. Правила дорожного движения 1-4 классы: занимательные занятия. – Волгоград: Учитель, 2010. - 108с.. 10. Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с. 11. А.В.Бармин. Изучаем правила дорожного движения.1-4 классы.Вып.2: тематические занятия, классные часы и викторины. – Волгоград: Учитель, 2010.266с. 12. Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидео» Литература для учащихся и родителей. 1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006. 2. А.В.Бармин. Изучаем правила дорожного движения.1-4 классы. Вып.2: тематические занятия, классные часы и викторины. – Волгоград: Учитель, 2010.-266с. 3. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004. 4. Жатин С.О. Правила дорожного движения 1-4 классы: занимательные занятия. – Волгоград: Учитель, 2010. - 108с. 5. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 6. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. 7. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 14 классы. – М.: ВАКО, 2006.