МКУ Управление образования Администрации первомайского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области
ПРИНЯТО:
на заседании методического совета
от «7» февраля 2025г.
Протокол № 6
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДО ЦДОД
_____________ Н.А. Кротова
Приказ № 11-О от «10» февраля 2025
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Шахматы»
Направленность: физкультурно-спортивная
Срок реализации: 1 год
Программа рассчитана на детей 7-16 лет
Автор программы:
Изгорева Л.П.,
педагог дополнительного образования
п. Улу-Юл 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том,
что занятия шахматами - это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития,
развития творческого мышления, формирования внутреннего плана действий –
способности действовать в уме. Так же необходимо отметить, что занятия шахматами
являются одним из средств развития таких качеств личности обучающегося как
целеустремленность, самообладание и воля. Ребенок, обучающийся этой игре,
становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать
решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Отличительные особенности программы является ее индивидуальный подход к
обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два
главных аспекта. Во- первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным
шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания
условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход
предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда
природных, физических и психических свойств личности.
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и
обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе
общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности,
формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и
воспитанию школьника.
Цель программы: развитие личности ребёнка, способной к логическому и
аналитическому мышлению, через овладение навыками шахматной игры, формирование
умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
Обучающие:
познакомить с историей шахмат,
дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах
проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
Воспитывающие:
привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из
множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать
самостоятельно о научить уважать соперника
Развивающие:
развить
логическое мышление, память,
внимание,
усидчивость
и другие положительные качества личности;
ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления
об окружающем мире.
Участниками
программы
являются
обучающиеся
посещающие
общеобразовательную школу. Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Программа предусматривает 64 часа занятий в течение года - по 2 часа в неделю.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
•
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала. Основой организации работы с детьми в данной программе
является система дидактических принципов:
принцип
психологической комфортности
создание
образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса;
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяется:
1.
При знакомстве с шахматными фигурами.
2.
При изучении шахматной доски.
3.
При обучении правилам игры;
4.
При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы
реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат,
вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при
изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения
обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная
шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения.
Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает
ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
К концу учебного года дети должны знать:
1) шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие
на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
2) названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
3) правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
1) ориентироваться на шахматной доске;
2)
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса;
3) правильно помещать шахматную доску между партнерами;
4) правильно расставлять фигуры перед игрой;
5) различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
6) рокировать;
7) объявлять шах;
8) ставить мат.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс
методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень
сформированности
умений
осваивать
новые
виды
деятельности,
развитие
коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации.
Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков,
позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе
полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных
задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий
и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов и тем
п/п
Количество часов
Всего
Теория
часов
1
Первое знакомство с Шахматным королевством.
1
2
Шахматная доска.
1
3
Игра «собери доску»
4
Шахматные фигура - слон
5
Практика
1
1
2
1
1
1
1
2
Шахматные фигура - ладья
1
1
2
6
Шахматные фигура - конь
1
1
2
7
«Могучая фигура» Ферзь.
1
1
2
8
Король - самая важная, главная фигура.
1
1
2
9
Благородные пешки черно-белой доски.
1
2
3
10
«Волшебная» пешка
2
2
11
Делаем шахматы
1
1
12
Кто чего стоит?
1
1
2
13
Основные правила и понятия шахматной игры
1
1
2
ценность фигур.
1
1
2
15
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.
1
2
3
16
Мат - цель игры.
1
2
3
17
Рокировка.
1
1
2
и законы дебюта.
1
1
2
19
Ничья.
1
1
2
20
Символы шахматных фигур
1
21
Тактика игры
1
3
4
22
Стратегия игры
2
2
4
23
Сеансы одновременной игры
2
2
24
Соревнования
14
14
25
Итоговое занятие. Подведение итогов года
1
1
14
18
Сравнительная
характеристика
и
относительная
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила
Итого:
1
64
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Содержание
Первое знакомство с
Шахматным королевством.
Шахматная доска.
Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат.
Начальные сведения.
Знакомство с основными понятиями: Горизонтали,
Вертикали Диагонали Центр, фланги.
Игра «собери доску»
Из пазла шахматной доски собрать правильно доску
Шахматные фигура - слон
Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Где
сильнее: на краю, в центре, в углу? Легкая и тяжелая фигура. Ладья против
слона.
Прямолинейная, бесхитростная. Ход, взятие.
Шахматные фигура - ладья
Шахматные фигура - конь
«Волшебная» пешка
«Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила. Необычный шаг.
Ходит буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край,
угол.
«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Где
сильнее? Центр, край, угол.
Самая важная, главная фигура. Ход Короля. И Король в
поле воин (взятие).
Благородные пешки черно-белой доски. «Маленькая да удаленькая. Всю
доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.
«Подножка» (правило
взятие на проходе).
Значимость пешки и ее превращение
Делаем шахматы
Приклеивание шахматных фигур на бумажную доску
Кто чего стоит?
Основные правила и
понятия шахматной игры
Ценность фигур
«Могучая фигура» Ферзь.
Король - самая важная,
главная фигура.
Благородные пешки чернобелой доски
Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».
Примечание
Сравнительная
характеристика и
относительная ценность
фигур.
Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
Мат - цель игры.
Рокировка.
Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Шахматная партия. Начало
шахматной партии.
Правила и законы дебюта.
Начало шахматной партии.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Правила и законы дебюта.
Игра всеми фигурами из начального положения
Ничья.
Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на
пат.
Изучение символов. Изображение шахматных фигур в
книгах
Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение
тематических этюдов.
Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана,
централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций.
Проведение руководителем кружка сеансов
одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.
Символы шахматных
фигур
Тактика игры
Стратегия игры
Сеансы одновременной игры
Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй,
слоном, конем, пешкой.
Техника матования одинокого короля:
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Соревнования
Соревнования между участниками кружка
Итоговое занятие.
Подведение итогов года
Подведение итогов года.
Дополнительная литература для учителя:
1.
1994.
Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание.
2.
Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
3.
Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 2014.
4.
Давыдюк
С.И.
Комбинации. - Минск, 2014 .
5.
Hачинающимшахматистам.
Упpажнения. Паpтии.
Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986.
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
РФ (в редакции 2023г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678 – р «Об
утверждении Концепции дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «реализация дополнительных
общеобразовательных программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
25.08.2023 г. № 963-Д «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«реализация дополнительных общеобразовательных программ» в соответствии с
социальным сертификатом».
Список литературы:
1. Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
2. Каспаров Г.К. Мои великие предшественники: Новейшая история развития шахматной игры:
В 6 т. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.
3. Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний М., 2006.
4. Сухин И.Г. Факультативный курс "ШАХМАТЫ"
5.
Сухин И.Г."Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет"
6.
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. М. Просвещение 1991
7.
Вениамин Франклин (1706-1790) "Избранные произведения".
8. Нравственность игры в шахматы Москва: Государственное издательство
политической литературы, 1956, 632 с.
9.
10.
Учитесь шахматам Эгмонт Россия ЛТД Карпов А.Е. Росс Ф., 2006.
Как воспитать гения?// В