Вдохновение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области
Принята
На заседании методического совета
от 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МБОУ ДО « ЦДОД»
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ВДОХНОВЕНИЕ»
Направленность:художественная
Возраст обучающихся – 12-15 лет
Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:
Гармаева Светлана Матвеевна
педагог дополнительного образования

с. Первомайское, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа занятий студии изобразительного искусства «Вдохновение» ставит
целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая
эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные
способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и
мышление; знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и
декоративно – прикладного искусства, расширять и углублять возможности детского
творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям
получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира,
постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Набор детей проводится по желанию, без
предварительного отбора. Вид группы профильный, состав постоянный. Набор детей
свободный. В реализации программы участвуют дети от 12 до 15 лет. Занятия проводятся
три раза в неделю по 2 часа в день.
Работа в студии включает руководство практической работой детей, проведение
экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников, выход на природу ( в парк,
лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве.
На занятиях студии особое внимание необходимо уделять приобретению умений и
навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности (оформление
выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.) .
Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и
более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками –
аппликацией, «процарапыванием», монотипией, с различными графическими и
живописными материалами.
Изостудия базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в
начальной школе, закладывает основы художественных знаний и умений школьников в
области искусства. Процесс познания происходит посредством собственного творчества,
изучения художественного наследия и выдающихся произведений современности.
Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение
которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также
его связь с жизнью общества и человека. Полученные знания по разным видам искусства
обобщаются при изучении архитектуры, монументальных,синтетических видов искусства,
художественных стилей.
Задачами художественного развития учащихся являются:
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости:
формирование эстетического вкуса,
понимание роли изобразительного искусства в жизни общества,
формирование умения образно воспринимать окружающий мир и откликаться на
его красоту.
- формирование художественно-творческой активности:
учащиеся студии должны уметь анализировать произведения искусства в жанре
пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность, творчески включаться в
индивидуальную и коллективную работу,
участвовать в обсуждении работ.
- формирование художественных знаний, умений и навыков.
Программа изостудии рассчитана на 1 год, на детей от 10 до 15 лет (5-8 класс ).
В результате посещения занятий студии изобразительного искусства учащиеся должны
знать:
- особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;
- основные жанры изобразительного искусства;

- известные музеи нашей страны и мира;
- выдающихся художественных деятелей;
- выдающиеся произведения искусства;
- особенности народного искусства своего края, области;
- историю возникновения и развития народных промыслов;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного
декоративного искусства.
Дети должны уметь:
- работать с натуры и по представлению в живописи и графике над
натюрмортом, пейзажем, портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной
композицией;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме)
пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний
линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими и живописными техниками;
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка
народного искусства, современных народных промыслов;
- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой
(одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
- оформлять выставки собственных работ.
Художественная деятельность на занятиях изостудии находит разнообразные
формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная
работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение
работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на
занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного
материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных
произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.
Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать
учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным
условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению
действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных
творческих поисков.

Построение программы
«Вдохновение»
5-8 классы.
1 раздел. Развитие фантазии и воображения.(68 часов)
- Художественный язык изобразительного
искусства.
- Мир изобразительных искусств.
- Художественное творчество и его связь с
окружающей средой.
2 раздел. Развитие изобразительной грамотности.(68 часов)
- Вводные упражнения. Рисование отдельных
предметов.
- Работа красками.
- Натюрморты.
- Интерьеры.
- Пейзажи.
- Зарисовки птиц и животных.
- Зарисовки фигуры человека.
- Сюжетная композиция.
3 раздел. Развитие самостоятельной художественнотворческой деятельности.(68 часов)
- Цветная графика.
- Живопись.
- Декоративно-прикладное искусство.
- Архитектура.
- Изображение людей и животных.
- Тематическая композиция.
- Стилистика народного искусства.
- Пленэрные работы.
Тематическое планирование работы
студии изобразительного искусства
«Вдохновение»
Наименование
раздела

1

№ занятия

2

Тема
занятия

3

Содержание
и
методические
приемы
4

Колво
часов

5

Развитие фантазии и воображения.( 34 занятий -68 часов)
Художественный язык

1

Чем и на чем
рисует художник?

Рассказ об истории
изобразительного

2час

изобразительного искусства

2

34

5

6

7

8
1

2

9

10

11

12

13

искусства.
Знакомство с художественными
инструментами и
Учимся рисовать
материалами .
кистью.
Знакомство с различными
художественными
живописными
Линия и штрихтехниками.
основа рисунка
Совершенствование
графических навыков ( линия, штрих,
Линия как средство
абрис)
выражения.
Передача простра
нства линией.
Нанесение штрихов
для выявления форФорма предметов.
мы предмета.
Конструирование из
простых геометрических фигур более
Основные и
сложные.
составные цвета.
Зрительное восприятие
3
цвета.
4
Составление цветов
путем смешения.
Теплые и холодные цвета. Составление гармонии
теплого и холодного
цвета, изображение
ограниченной
палитрой вариативных возможностей
цвета.
Техника работы
Знакомство с разными
акварелью.
техниками работы
акварелью. Приемы
заливки плоскости
цветом.
Техника работы
Особенности гуашевых
гуашью.
красок.
Отработка приемов
работы с гуашью.
Композиция рисунка.
Знакомство с прави
лами компоновки
рисунка на листе.
Развитие
пространственных
представлений.
Перспектива в рисунке.
Изображение
предметов в
Выразительные
возможности художника.

2
часа

2
часа

2
часа

2
часа

2
часа

2
часа

2
часа

2
часа

2
часа

2
часа

2

Воздушная перспектива.
14

Мир
изобразительных
искусств

1516

Жанры живописи.

1

2
17

3
Анималистический жанр.
Исторический жанр

1819
20

О чем рассказывают
картины

перспективном
часа
сокращении.
Сведения о воздушной
2
перспективе,законы
часа
возд.перспективы
применение правил
воздушной
перспективы в рисунке.
Раскрыть
2
отличительные
часа
особенности каждого жанра,исторические сведения.
4
Знакомство с
творчеством
И.И.Шишкина.
Изготовление коллажа
на историческую тему.
Беседа по картине
В.Г.Перова «Приезд
гувернантки в купеческий дом».

5
2 часа
4 час
2 часа

2 часа
21

22-23

Самый внимательный и
грамотный зритель.
Московский Кремльжемчужина мировой
архитектуры
Натюрморт
«Золотая Хохлома»

24-25
Портрет в творчестве
Леонардо да Винчи
26-27

Художественное
творчество и его
связь с
окружающей
средой.

28

Рисование птицы
с натуры.

Конкурс- состязание на
знание худ.произведений.
Особенности
архитектурного
ансамбля Московского
Кремля.Составлен.
композиции.
Особенности истории и росписи промысла Хохломы.
Составление натюрморта на данную тему.
Знакомство с историей портрета как
жанра. Особенности
творчества Леонардо да
Винчи.
Изображение головы
человека.
Конструктивноанатомическое
строение
птицы.Зарисовки.

4 час.

4 час.

4 час.

2 часа

29-30

Иллюстрирование
любимого литературного
произведения.

Знакомство с особенностями графического искусства.
Составление

4 час.

5

3
1

2

31-32

4

Строим крепость.

33

Дизайн в нашей жизни.

34

Открытка как
самостоятельное
художественное
произведение.
Викторина .

35

композиции и ее
живописное решение.
Принципы
конструирования
объемных изделий из
разверток. Составление
макета замка-крепости.
Проект оформления
территории парка.
Основы паркового
дизайна.
История и виды
открыток. Проект
открытки
определенного образца.
Игра-соревнование по
проверке знаний
учащихся.
Выставка творческих
работ учащихся.

4 час.

2 час.

2
часа

2 часа
2 часа

Обобщение.
36
Развитие изобразительной грамотности. (34 занятий – 68 часов)
Вводные
упражнения.
Рисование
отдельных
предметов.

1

Цели и задачи
курса.Линии на
плоскости. Круг, квадрат,
прямоугольник.

Упражнения по
прорисовке
перспективного
сокращения плоских
предметов.

2 час

Изучение
сравнительного
анализа нарисованных
линий.Воображаемая глубина листа.

2 час

4
Линейноконструктивное
построение куба.
Эскизный набросок
домика.
Изучение формы и

5
2час

Линия в пространстве.
2

1

2
3

3
Рисунок куба.

4

Рисунок призмы.

2час

5

6

7

8

9

Работа
Красками.

1

10

2
11

12

13

14

15

выявление объема
посредством
штриховки. Наброски
шестигранной
шкатулки.
ОбъемноРисунок цилиндра.
конструктивное
построение цилиндра.
Эскиз ведра.
Анализ шарообразной
формы, сравнение с
Рисунок шара.
кубом. Этюд красного
яблока.
Изображение
предмета,имеющего комбинированРисунок глиняной
ную форму.
крынки.
Линия горизонта.
Точка схода.
Изображение куба и
Рисунок геометрического цилиндра в разных
натюрморта.
положениях
Составление
композиции. Передача
Изображение предметов
общей геометрической
при различном освещении формы и особенностей
тонального освещения
предметов.
Основы цветоведения
Основные и
дополнительные цвета.
Этюд букета цветов с
натуры.
3
4
Теплохолодность
Изготовление
цветовой палитры.
наглядной таблицы
Творческие этюды.
Контраст и нюанс цвета. Изображение
Яркость цвета.
цветового этюда с
различным цветовым
решением.
Родственные цвета.
Составление
композиции «Зеленный лягушонок
в зеленом болоте».
Локальный цвет.
Этюд апельсина на
Зависимость цвета от
голубой скатерти.
расстояния и освещения.
Особенности рефлекса
в живописи.
Живописные техники.
Изучение способов
наложения красок по
сырому или

2час

2час.

2час.

2час

2час.

2час.

5
2час.
2час.

2час.

2час.

2час.

просохшему листу.

Натюрморты.

1
Интерьеры.

16

Натюрморт с натуры.
Крынка и яблоко.

17

Натюрморт с натуры.
Посуда и овощи.

18

Натюрморт по
представлению из
различных предметов с
более глубоким
пространственным
фоном.

2
19

3
Угол комнаты.

20

Пейзажи.

21

22

Зарисовки
птиц и животных

23
24

Составление
композиции. Передача целостности в
рисунке.Сравнениесоп
оставление теней и
полутонов.
Составление
композиции. Цветовое
решение натюрморта в
теплой цветовой
гамме.
Самостоятельная
творческая работа в
графической или
живописной технике.

2час.

4
Изображение
правильного
перспективного
построения.
Изображение комнаты
Понятие линии
в перспективном
горизонта и точки
сокращении
схода. Рисунок
объемной формы
предметов в
пространстве.
Изображение замкнутого Построение
внутреннего пространства пространства в
двора.
перспективном
сокращении. Рисунок
дерева. Передача
тональных отношений.
Составление
Изображение пейзажной
пространственной
местности с
композиции. Работа в
архитектурными
живописной технике.
постройками.
Этюд лесного пейзажа
по представлению.
Различные породы
Изображение уголка
деревьев,особенности
леса.
освещения.
Изображение птиц по
Определение
представлению
пропорций птицы.

5
2час

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

2час.
2час.

2526

Изображение животных
по представлению.

27

Самостоятельная
творческая работа
3

1

Передача
особенностей ее
строения, цветовое
решение.
Экскурсия в
краеведческий музей .
Анализ общего
строения животного,
живописные этюды

2час.
4

2

5
«Разноцветный зоопарк»

Зарисовки фигуры
человека.

28

Изображение стоящей
фигуры человека.

29

Изображение сидящей
фигуры человека.

30-31

32-33

Сюжетная
композиция

34-35

36

2час.

Определение размера
фигуры человека на
разных планах картины.

Композиция
«Олимпийские игры»

Композиция «Рыцарский
турнир» или «Бал во
дворце»

Обобщение.

Составление
композиции с
произвольным
разноплановым
расположением фигур
животных.
Пропорции фигуры
человека.Выполнение
рисунка с натуры.
Пропорции фигуры
человека. Выполнение
рисунка с натуры.
Правильное
нахождение
пропорций тела и
правильная пере- дача
движений.
Составление эскиза
композиции.
Самостоятельная
творческая работа по
составлению
многофигурной
композиции
Цветовое решение
композиции.
Составление
творческих
эскизов,зарисовки
фигур людей и
животных.Выполнени
е разнопланового
рисунка. Выбор
цветовой гаммы
работы.
Выставка лучших
творческих работ
Учащихся

2час.

2час.

2час.

4час.

4час.

4час.

Развитие самостоятельной художественнотворческой деятельности. ( 34 занятий - 68 часов)
Цветная графика

1

2

3
Живопись

4

5

6

7

Волшебные карандаши

Беседа о рисунках
великих мастеров.
Анализ рисунков
преподавателя по
Цветные карандаши.
темам.
Теплые и холодные цвета. Работы кружковцев на
свободную тему в
«Цветовая гамма
определенной
произведений великих
цветовой гамме.
художников»
Занимательная
развивающая
викторина.
Три волшебных краски.
Чудесные
превращения трех
основных цветов
Практические
упражнения в
рисовании красками и
в смешении цветов.
Какими красками
Беседа об акварели,
работают художники.
гуаши, масленых
красках.Анализ
произведений
художников.
Виды и жанры
Беседа или посещение
изобразительного
картинной галереи.
искусства
ОбъемноНатюрморт.
конструктивное и
колористическое
выполнение
композиции.
Пейзаж.

8

1

Декоративно-

2
9

3
Портрет.

10

Аппликация.

Объемноконструктивное и
колористическое
выполнение
композиции.

2час.

2час.

2час.
2час.

2час.

2час.

2час.

2час.

4
5
Выполнение
2час.
композиции по выбору
( рисунок, живопись,
графика)
Выполнение
2час.

прикладное
искусство

11

12

Объемное изображение
предметов народного
искусства – Гжель.
Бумагопластика. Образ
русской матрешки.

Шедевры декоративного
искусства.
Архитектура

1

Изображение
людей и животных

13
14

Архитектурные
памятники родного
города.

15

Архитектурный стиль

2
16

3
Архитектурный рельеф

17

Насекомые и птицы.

18

Дикие и домашние
животные.

композиции в технике
бумажной отрывной
аппликации на тему
«Осенний вернисаж»
Лепка из пластилина
посуды
в стиле Гжель и ее
последующая роспись
в народном стиле.
Проект декоративной
поздравительной
открытки в виде
объемной матрешки.
Просмотр
видеофильма
«Сокровища земли
российской».
Обсуждение
увиденного.
Экскурсия по улицам
родного города.
Посещение
краеведческого музея.
Изображение фасада
здания определенного
архитектурного стиля,
передача особенностей
декора.

4
Проект декоративного
оформления здания в
технике «граттаж».
Пропорциональноконструктивное
изображение по
представлению
насекомых или птиц.
Работа в
цвете(цв.карандаш)
Пропорциональноконструктивное
изображение
животных по
представлению,педача движения в
рисунке( уголь,

2час.

2час.

2час.
2час.

2час.

5
2час.
2час.

2час.

Тематическое
рисование

19

Рисование фигуры
человека в движении

20
21

Человек в произведениях
великих художников.
«Труд человека»

22

« Человек и космос»

23

«Таинственный
подводный мир»

24

Иллюстрирование
литературных
произведений
« В мире
художественных героев»

25

26
Стилистика
народного
искусства

2728

«Лучшие детские
художникииллюстраторы»
Быт и одежда русских
людей.

29

Национальная
праздничная одежда.

30

Русский национальный
орнамент. Оберег.

31

Орнаментальная
композиция.

сангина)
Изображение фигуры
человека в движении
по представлению.
Беседа и просмотр
видеосюжета.
Творческая работа над
сюжетной
композицией.
Передача плановости
и худож. образа.
Творческая работа над
сюжетной
композицией.
Передача большого и
малого пространства.
Творческая работа
над сюжетной
композицией Выбор
колористической
гаммы композиции.
Свободная творческая
композиция.
Виртуальная
экскурсия в
мастерскую
художникаиллюстратора.
Игра-викторина.
Чтение отрывков
литературных
произведений.

2час.

2час.
2час.

2час.

2час.

2час.
2час

2час.
Беседа о традициях
русского костюма и
национальных
предметах быта.
Зарисовка русской
прялки.
Конструирование
ансамбля одежды в
традициях народного
искусства.
Беседа о элементах
народного дизайна.
Аппликация
стилизованного
орнамента.
Понятие о видах и
типах орнамента.

4час.

2час

2час.

2час.

Пленэрные работы

32

Пленэрная живопись.

33

Пейзаж на пленэре.

3435

Зарисовки городского
пейзажа, памятников
архитектуры.

36

Просмотр выполненных
работ. Организация
отчетной выставки.

Построение орнамента
в круге, в полосе,
сетчатого орнамента
(по выбору).
Анализ
художественных
произведений,
выполненных на
пленэре. Особенности
жанра. Зарисовки вида
из окна.
Изображение живого
уголка природы (река,
лесная поляна)
Изображение
архитектурных
объектов с натуры.
Работа графическая
или живописная.
Подведение итогов
работы за три года.
Анализ лучших работ.

2час.

2час.

4час.

2час.

Список использованной литературы.
1.Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.
2.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя:из опыта работы. –
М.; Просвещение, 1993.
3.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. –
М.; Просвещение, 1994.
4. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.
5. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера»,2002.
6. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. –Волгоград;Изд.»Учитель»,
2008.
7. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству . – М.;
Просвещение,2006.
8. Павлова
О.В., Изобразительное искусство в начальной школе.-Волгоград;
Издательство « Учитель», 2008.
9. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвещение , 1982.
10.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н., Изобразительное искусство.
Интегрированная программа 1-4 классы. – М.;«Вентана-Граф»,2006.
11.Уоллэйс Ф., Мир Леонардо. – М.; Терра, 1997.

Методическое обеспечение программы
студии «Вдохновение»
Художественные произведения мировой культуры:
Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки );
Схемы и рисунки орнаментов; иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами
известных сказок; слайды известных архитектурных построек; дизайнерские проекты;
произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова; репродукции скульптур
В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван
Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона,
А.Саврасова, И.Репина, В.Серова; фотографии произведений известных народных
художественных промыслов; фотографии или слайды деревянных ансамблей
этнографических музеев; деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи; видеофильмы
«Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и
Суздаля»; слайды или репродукции иконописи и произведений известных
западноевропейских мастеров.
Музыкальные произведения:
«Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до
минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; «К
Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.РимскогоКорсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.
Поэтические литературные произведения:
Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта,
И.А.Бунина,
С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.
Художественные материалы:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага
для графических работ и зарисовок; карандаши цветные и графические, пастель и ли
восковые мелки; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, цветная
тушь, фломастеры.
Оборудование кабинета:
Столы и стулья, баночки для воды, раковина и наличие водопровода, предметные столики
для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка
видеосюжетов , фильмов и слайдов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».