Краеведение (МБОУ Куяновская СОШ)

Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации
Первомайского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области

Принята
на заседании методического совета
От 30.08. 2024г.
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МБОУ ДО « ЦДОД»
_______________Н.А. Кротова
№ 69-О от 02.09.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА

«Краеведение»
Краеведческий музей Куяновской СОШ имени Героя Советского Союза Дмитриева Г.Я.
Направленность: туристско-краеведческая

Возраст обучающихся – 7- 17лет
Срок реализации – 3 года

Автор-составитель:
Крылова А. В.,
педагог дополнительного образования

с. Первомайское- 2024
1

Пояснительная записка.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения
культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”,
восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и
патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край
играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие
сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать
его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Программа предназначена для проведения краеведческого кружка. Рассчитана программа
на детей 7-17 лет. Программа реализуется течении 3 лет. В течение учебного года по 2 часа
3 раза в неделю (6 часов в неделю). Итого 216 в год часов. За 3 года 648 часов.
Цели программы:
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Куяновского сельского
поселения и Первомайского района; сформировать черты патриотизма и гражданственности;
воспитание духовности.
Задачи программы:
1.Изучение прошлого и настоящего села Куянова, Уйданово, Калмаки, обычаев, традиций и
духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном селе.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области
краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры.
7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Конференции.
Беседы.
Работа с документами; Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” к систематизированному знанию о малой родине.
Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в
народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую атрибутику,
посещают старожилов села.
Работа с родителями:
 Индивидуальные встречи в течение года;
 Привлечение родителей к подготовке и участию в мероприятиях;
 Участие родителей в работе по составлению генеалогии своей семьи;
 Проведение родительских собраний.
Учебно- материальная база
Для реализации программы необходимо:
 Научно-методическое и дидактическое оснащение;
 Технические средства обучения (магнитофон, сканер, компьютер, слайдпроектор)
Прогнозируемые результаты: Формирование у детей знания основ народной жизни;
воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины».
2

Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на
уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства
любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит
формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями
и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной
культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха,
смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой
деятельности.

3

Содержание программы
Деятельность обучающихся и педагога по программе определяется тематическими блоками:
1. Летопись родных мест.
2. Родословие.
3. Этнография.
4. Военные события.
1. “Летопись родных мест”:
1.1. «История школы».
1.2. «Наши земляки».
1.4 «Загадки топонимики». «Исчезнувшие села»
Цель: организация деятельности по созданию летописи края.
Задачи:
 восстановление памяти об исчезнувших населенных пунктах;
 изучение истории Томской области, Первомайского района, родного села;
Основные формы деятельности:
 проведение экскурсий, походов к местам исчезнувших поселений;
 подготовка историко-краеведческих путеводителей, атласов, карт.
Ожидаемые результаты:
 создание хроник, летописей поселков Первомайского района Куяновского поселения;
 формирование банка краеведческих данных.
2. «Родословие»:
2.1. “Древо жизни”.
2.2. “Семейные традиции и обряды”.
Цель: приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение
исторического родословия.
Задачи:
 обучение учащихся методам исследовательской работы: приёмам работы с
генеалогическими источниками, приобщение к работе с архивными и музейными
документами, книгами;
 развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию
летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.
 ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические
исследования.
Основные формы деятельности:
1. Изучение и составление семейных родословных.
2. Формирование семейных архивов, составление семейных летописей.
Ожидаемые результаты:
1. Использование генеалогии при изучении истории своей малой родины.
2. Освоение приемов составления генеалогических таблиц, росписей, карточек.
3. “Этнография”:
3.1. Основные ценности коренных народов сел.
3.2. Народная игра.
3.3. Фольклор.
Цель: полнее раскрыть культуру и быт односельчан посредством изучения и освоения
народных традиций.
Задачи:
 изучение и анализ материальной и духовной культуры односельчан;
 раскрытие творческого потенциала личности обучающихся через уникальную
природу этнографии;
Основные формы деятельности:
 формирование музейных (выставочных) экспозиций на основе собранных материалов;
4

изучение литературных источников, архивных документов, материалов школьного и
районного краеведческих музеев;
 участие в этнографических праздниках и обрядах;
 возрождение работы местных промыслов и традиционных ремесел.
Ожидаемые результаты:
 создание банка фольклорно-этнографических данных школьного музея;
 создание этнографических экспозиций в школьном краеведческом музее;
4. “Военные события”:
4.1. Великая Отечественная война. Книга памяти
4.2. Памятник Солдату.
4.3. Ратные и трудовые подвиги земляков
4.3 Современные военные конфликты.
Цель: патриотическое, духовное, культурное воспитание школьников, занимающихся
увековечением памяти защитников Отечества.
Задачи:
 поиск и изучение архивных материалов;
 участие в подготовке материалов по увековечиванию памяти защитников Отечества;
Основные направления и формы деятельности:
 уход за памятником воинской славы в селе;
 оказание помощи ветеранам, труженикам тыла, одинокимлюдям;
 проведение мероприятий, связанных с памятными датами.
Ожидаемые результаты:
 создание музейных экспозиций;
 увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга;
 использование краеведческого материала в образовательном процессе.


5

Содержание программы

№
занятия

Раздел 1.
Тема

2-4

Введение в краеведение.
Техника безопасности на
занятиях.
Моя школа - мой дом.

5-7

Гордость нашей школы

8-9

Выпускники 21 века

1

10-11
12-13
14-16
17-18
19
20-21

22-23
24-25
26
27-28
29-31

32-35
36-37
38
39-40
41-42
43
44-46

Учителя нашей школы
Учителя-ветераны
Мой двор, моя улица. За
что люблю.
Улицы села
Конкурс “картографов”
Народы села
Знаменитые люди
нашего села
Экспедиция по селу

«Летопись родного края»
Содержание занятия. Форма
проведения

74ч
Кол-во
часов

Беседа об истории возникновении
краеведения. Для чего это нужно?

2

Беседа о своей школе, история школы.
Составление летописи.
Сбор материала об лучших учениках
школы. Оформление альбома «Гордость
нашей школы», «Лучшие спортсмены
школы»
Сбор информации об выпускниках,
окончивших школу с 2000 года
Сбор материала об учителях села
Сбор материала об учителях-ветеранах
Беседа. Составление небольших
рассказов о своей улице
Сбор материала о названиях улиц села
Составление карты села
Какие национальности проживают на
территории Куяновского сельского
поселения. Сбор информации.
Работа с альбомом

6

Сбор легенд о селе .Сбор материала о
крестьянской утвари и пище
Сбор фотографий с видами села

4

Фотовыставка “Живи,
родное село!”
Умельцы нашего села
Презентация умельцев нашего села
Топонимика
Сбор названий окрестностей села
окрестностей села.
(дороги, луга, озера…)
Названия окрестностей
села
Изучение названий
Работа с краеведческой литературой.
исчезнувших деревень
Опрос местных жителей
Конкурс “картографов”
Составление карты исчезнувших сел
2. Моя родословная
Наука генеалогия
Беседа о науке генеалогии
Имя твое
Что означает твое имя. Самостоятельно
найти в книгах.
История имени
Сбор информации. Оформление стенда
Фамилия – флаг семьи
Что означает твоя фамилия .
Самостоятельно найти в книгах.
Моя семья. Семейные
Практическая деятельность по
традиции.
составлению родословной: день
6

6

4
4
4
6
4
2
4

4

2
4
6

8
4
46ч
2
4
4
2
6

47

Фамилии нашего села

48

Семейные гербы

49
50-52

Увлечения моей семьи”
Летопись семьи

53

58
59

Интересные семейные
истории
Конкурс семейных
родословных
Конкурс
исследовательских работ
«История моей семьи –
история моего народа»
Экспедиция по селу
Экскурсия по селу

60

фотовыставка

54-55
56-57

61-62
63

64
65

66
67
68-69
70-71
72-73
74-77
78-79
80
81-82
83-85

3. Этнография
Основные ценности
народов села
Русский народный
костюм
Орнаментация
предметов одежды.
Пословицы и поговорки,
употребляемые в
деревне.
Загадки. Сказки.
Народные песни.
Местный диалект.
Свадебные обряды.
Сватовство и свадьба.
Народные игры.

рождение семьи. Где работают мои
родители.
Сбор материала о распространённых
фамилиях на селе.
Составление герба своей семьи .
Знакомство со знаменитыми
семейными гербами России
Сбор информации
Составление генеалогического древа
семьи.
Беседа.

2
2

2
6
2

Конкурс семейных родословных
Презентация родословного древа
Работа по изучению биографии своих
предков.

4

Сбор прозвищ на селе.
Запись распространённых прозвищ и
фамилий, которых на селе уже нет
История старинной фотографии моих
предков

2
2

Сбор информации

4

2
40ч
4

Одежда. Составные части костюма:
девичьего, женского, мужского,
детского.
Значение орнамента и его расположение
на одежде.
Сбор информации

2

Сбор информации
Встреча со старожилами села
Исследование.
Изучение литературы. Оформление
материала.
Игры, которые игрались раньше и
играются теперь.
Сбор информации, презентация
проекта.
Сбор информации о предметах быта.

2
2
4
4

Исследовательская
работа
Быт и культура
односельчан
«Печки-лавочки»
Открытое мероприятие
4. Военные события
Введение. Село в годы
Беседа о военном времени
войны
«Они отстояли победу»
Чтобы помнили (о ветеранах войны).
Оформление материала о ветеранах
7

2
2

4
8
4
2
56ч
4
6

86-87

88-90
91
92-94
95-98
99-100
101-103
104
105

106
107-108

Сбор материала о
женщинах, участниках
войны
Встреча с детьми войны
Уход за памятником
воинской славы в селе
Труженики тыла
Ратные и трудовые
подвиги земляков
Земляки – Герои
Советского Союза
Никто не забыт, ничто не
забыто.
«Чтобы помнили!»
Экскурсия по школьному
музею для учащихся
средних классов
Шефство над ветеранами
ВОВ
Современные военные
конфликты

оформление материала

4

Опросить жителей села о периоде
войны.

6
2

Сбор информации о тружениках тыла.
Оформление стенда.
Исследовательская работа. Сбор
материала о земляках
Сбор информации о земляках-героях

6

Создание презентации

6

Экскурсия по школьному музею для 14 классов

2

8
4

2
Оказание помощи ветеранам,
труженикам тыла
Сбор информации, оформление
стенда.

2
4

Список литературы
Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
Учительская газета, № 15, 2006 год.
Учительская газета, № 21, 2006 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
Архивный краеведческий материал.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».