МКУ Управление образования Администрации первомайского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Первомайского района Томской области
ПРИНЯТО:
на заседании методического совета
от «7» февраля 2025г.
Протокол № 6
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДО ЦДОД
_____________ Н.А. Кротова
Приказ № 11-О от «10» февраля 2025
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Агрошкола»
Направленность: естественнонаучная
Срок реализации: 1 год
Программа рассчитана на детей 3-8 классов
Автор программы:
Изгорева Л.П.,
педагог дополнительного образования
п. Беляй 2024 г.
Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы.
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского
образования» является задача создания системы специализированной,
профильно-ориентированной
подготовки,
направленной
на
индивидуализацию и социализацию обучения. Одним из главных
результатов
школьного
образования
является
готовность
к
профессиональному труду, осознание роли труда в обеспечении собственной
успешности, правильный выбор профессии, готовность к постоянному
профессиональному развитию и непрерывному образованию.
Детский сад, школа, социально ориентированные дополнительные
занятия – важные компоненты российской системы образования, которые
сохраняют значительные возможности влияния на социализацию выпускника
школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу
которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на
производственную, бытовую и информационную культуру села.
Современное российское село находится на пороге серьезных
преобразований во многих сферах жизнедеятельности, поэтому оно остро
нуждается в притоке молодых, работоспособных, квалифицированных
специалистов. Школа и социум несут большую ответственность перед
своими воспитанниками за их будущее. В новых социально – экономических
условиях дети должны не только получать первые навыки работы на земле,
но и учиться грамотно, эффективно хозяйствовать на ней; они должны уметь
оценивать результаты своего труда как морально, так и материально.
Важнейшей задачей современной школы является формирование
«сельскохозяйственной грамотности», т.е. вооружение учащихся тем
минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, которые
позволят им реализовать себя как будущего хозяина земли. Каждый
выпускник школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем
как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства. В этих условиях
введение профильного агробизнес обучения и предпрофильной подготовки в
школе становятся особенно актуальными и являются компонентом новой
образовательной среды, которая создает условия для самоопределения,
самореализации школьников, обеспечивает возможность осуществления
профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному выбору
профиля профессионального обучения.
Создание агробизнес-классов – это инновационная форма работы с
учащимися общеобразовательных школ, объединяющая усилия педагогов и
производственников; высших, начальных и средних учебных заведений;
научных учреждений; центров труда и занятости населения. Агробизнесклассы профессионально ориентируют школьников младших и средних
классов, готовят старшеклассников по специальностям, необходимым для
жизни в сельской местности, что является важным фактором защиты
личности выпускника школы. В этом отношении они становятся настоящим
полигоном трудового образования школьников, началом формирования их
жизненного опыта в учебно-трудовой, опытнической, познавательной и
исследовательской работе.
Направленность программы.
Программа «Агрошкола» адресована учащимся 3 – 8 классов,
проявляющим интерес к специальностям, реализуемым в сельской
местности. Программа позволит школьникам познакомиться со способами
возделывания основных сельскохозяйственных и декоративных культур с
учетом их биологических особенностей, местных почвенно-климатических
условий. Учащиеся должны овладеть глубокими теоретическими знаниями
по биологии в сфере выращивания культурных растений, технологии их
производства,
уметь
самостоятельно
выполнять
все
основные
технологические процессы: подготовку семян, выращивание рассады,
подготовку почвы и внесение удобрений, защиту от вредителей и болезней,
уничтожение сорной растительности с минимальными затратами труда,
уборку урожая и оценку его качества.
Программа
предусматривает
возможность
дальнейшей
индивидуализации обучения с учетом интересов, склонностей и
способностей обучающихся по следующим блокам: биология и экология,
агрономия, механизация, бизнес-планирование, агротуризм, основы
землеустройства, ландшафтный дизайн и др. Комплексный подход к
ознакомлению с аграрным сектором способствует углубленному изучению
отдельных учебных предметов при возникшем интересе школьника и
обеспечивает преемственность между общим и профессиональным
образованием.
Программа имеет четко выраженную практическую направленность,
помогает учащимся использовать теоретические знания для понимания
проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает их основное
содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах.
Изучение материала программы способствует целенаправленной подготовке
обучающихся к поступлению в средние и высшие учебные заведения
аграрного профиля. Программа аграрных классов предусматривает
проведение
учебно-теоретических
занятий,
профориентационных
мероприятий,
организацию
экскурсий,
подготовку
и
защиту
исследовательских работ, проектов.
Экскурсии для учащихся в рамках образовательных стандартов
организуются
на
предприятия
агропромышленного
комплекса
Первомайского и Асиновского муниципальных районов Томской области,
имеющие современное оборудование. Важной частью программы является
исследовательская деятельность. Она включает обучение основным методам
исследований, работу с литературными источниками, формирует навыки
публичной защиты работы. Старшие школьники (7 – 8 классы),
обнаружившие склонность к научной работе, в соответствии со своими
интересами, под руководством учителей разрабатывают рабочую гипотезу и
схему опытов, подбирают соответствующие методики.
Основные положения методики проведения опытов и экспериментов
составляют важную часть исследовательской работы, которые учитывают
современные запросы сельского хозяйства, основные направления научноисследовательской работы. Введение в программу блока исследовательской
деятельности учащихся дает возможность построения индивидуальной
образовательной траектории для каждого старшеклассника и является
фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и
профильной подготовки.
Этапы реализации программы.
3 – 5 классы - практико-ориентированный;
7 – 8 классы - проектно-ориентированный.
1.2. Цель и задачи программы
Цели обучения – познакомить учащихся с:
основными отраслями сельского хозяйства;
общими понятиями растениеводства;
различными технологиями земледелия;
различными технологиями агрохимии: технологиями возделывания
овощей, полевых, плодовых и ягодных, декоративных культур;
показать взаимосвязь природы и сельскохозяйственной деятельности
человека, освоить основы научно_исследовательской работы с
культурными растениями.
Задачи обучения
1. Обучить технологическому подходу к работе с культурными
растениями:
формулировать конкретную цель своего труда;
разбивать свою деятельность на этапы (операции);
выполнять поэтапно работу для достижения поставленной цели;
обсуждать с товарищами результаты работы, делать выводы.
2. Научить выполнять конкретные технологические приемы
сельскохозяйственных работ с использованием ручных орудий труда:
перекопка, поделка гряд, рыхление, полив, прополка, закладка компоста,
сбор урожая.
3. Научить правилам безопасного сельскохозяйственного труда.
4. Обучить различным организационно-технологическим приемам:
правильной организации посевных и посадочных работ;
приемам ухода за вегетирующими растениями (полив, подкормки,
защита от сорняков, вредителей и болезней);
уборка урожая.
5. Использовать естественно-научные знания: ботаническое описание
культурных и сорных растений; биологические особенности их развития,
требования к основным абиотическим параметрам (свет, вода, температура,
элементы питания) для их выращивания.
6. Обучить основам опытнической работы: правилам закладки опытных
посевов, проведению фенологических наблюдений, ведению дневника и
журнала опыта.
1.3. Ожидаемые результаты
При
успешной
реализации
программы
будет
достигнута
«сельскохозяйственная грамотность», т.е. формирование у учащихся
минимального объема знаний и умений по сельскохозяйственным наукам,
которые позволят грамотно хозяйствовать на земле. Каждый выпускник
агрошколы станет биологически, экологически и экономически грамотным
землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного
хозяйства.
Ожидаемые результаты:
Увеличение
доли
абитуриентов,
поступающих
на
сельскохозяйственные направления подготовки высшего и среднего
профессионального образования Томской области.
Увеличение доли выпускников, трудоустроившихся
Первомайского муниципального района.
Рост
укомплектованности
сельскохозяйственных
высококвалифицированными кадрами.
в
АПК
предприятий
Увеличение доли квалифицированных кадров с инновационным
мышлением
и
бизнес-подходом
к
сельскохозяйственному
производству.
1.4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате обучения по программе внеурочной деятельности
«Агрошкола» учащиеся должны знать:
морфологические, биологические и хозяйственные и технологические
особенности культурных растений;
специфику формирования и
продукта в сфере агротуризма;
функционирования
туристического
правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства
в агропромышленном комплексе;
правовые нормы природопользования в системе агропромышленного
комплекса;
структуру и современные формы ведения агробизнеса;
алгоритм разработки исследовательской работы, проекта.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно работать с Интернет-ресурсами по заданной теме;
ориентироваться в понятийном аппарате сельскохозяйственного
производства;
определять тип почв по почвенным разрезам;
определять вредных насекомых, болезни растений, сорняки;
определять различные виды минеральных удобрений;
подготовить почву к посеву (посадке);
проводить уход за растениями;
выявлять и описывать виды антропогенного воздействия на природу;
применять полученные знания для создания профильного
туристического продукта и успешной организации сельских туров;
анализировать влияние различных видов хозяйственной деятельности
людей на состояние природной среды;
правильно организовать территорию: провести зонирование участка,
разбить делянки (гряды);
проводить защиту исследовательской работы, проекта;
Учащиеся должны владеть:
методикой определения зерновых, зернобобовых и других культурных
растений по вегетирующим растениям, всходам, плодам и семенам;
агротехническими приемами выращивания основных культурных
растений;
методикой приготовления и внесения органических удобрений;
методами защиты культурных растений от вредителей и болезней;
методикой закладки опытов в полевых условиях, на учебно-опытных
участках;
алгоритмом разработки исследовательской работы, проекта, бизнесплана;
навыками формирования новых туристских продуктов и услуг с
использованием современных технологий в сфере аграрного туризма,
способностью к разработке туристического продукта и организации
обслуживания потребителей и (или) туристов;
методиками расчета экономической эффективности агроприемов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 - 5 КЛАСС (младшая группа)
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Профиль «Введение в агрономию».
1.1
Введение
1
0
0
1.2
Комнатное растениеводство
5
0
1
1.3.
Экскурсия
1
0
0
7
0
1
Итого по разделу
Профиль «Растениеводство» Огород на подоконнике
2.1
Особенности выращивания овощных
культур на подоконнике
5
0
2
2.2
Проект «Мой огород на подоконнике»
4
0
4
2.3
Экскурсия
1
0
0
10
0
6
Итого по разделу
Профиль «Растениеводство» Цветник
3.1
Сорняки и вредители растений
2
0
0
3.2
Что такое рассада и как ее вырастить
3
0
1
3.3
Экскурсия
2
0
0
3.4
Выращивание рассады цветов,
оформление клумб, уход за растениями
10
0
10
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Итого по разделу
17
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
11
18
6 – 8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Профиль «Почва и ее свойства»
1.1
Введение
1
0
0
1.2
Свойства почвы
2
0
1,5
1.3
Обработка почвы. Почвосмеси
3
0
1,5
1.4
Экскурсия
1
0
0
7
0
3
Итого по разделу
Профиль «Растениеводство» Мой витаминный огород
2.1
Технология выращивания овощных
культур
6
0
0
2.2
Проект «Витамины с огорода»
3
0
3
2
0
0
9
0
9
20
0
12
2.3
2.4
Экскурсия
Выращивание рассады, высадка, уход за
растениями
Итого по разделу
Профиль «Ландшафтный дизайн»
Ландшафтный дизайн, его принципы
Биологические и декоративные
3.1.
особенности растений, используемых в
зелёном строительстве
5
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
3.2.
Проект школьного цветника
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
0
2
7
0
2
34
0
17
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3- 5 КЛАССЫ (младшая группа)
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Введение. Предмет и задачи курса.
Экскурсия на пришкольный учебноопытный участок
1
0
0
2
Растениеводство как отрасль сельского
хозяйства. Многообразие
сельскохозяйственных растений.
1
0
0
3
Что такое комнатное растениеводство?
1
0
0
4
С огорода на подоконник. Ручной
инвентарь для выращивания овощей на
подоконнике
1
0
0
5
Поливка и подкормка растений
Освещение растений
1
0
0
6
Посадка луковиц тюльпанов на выгонку
1
0
1
7
Выездная экскурсия в музей торфа
(ТГПУ)
1
0
0
8
Технология подготовки семян к посеву
Практическая работа: Подготовка семян
к посеву: закаливание, обеззараживание,
замачивание
1
9
Свежая зелень на подоконнике
1
1
0
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
10
Особенности выращивания огурцов на
подоконнике
1
0
0
11
Особенности выращивания томатов на
подоконнике
1
0
0
12
Особенности выращивания редиса
1
13-16
Проект « Мой огород на подоконнике»
4
0
4
17
Выездная экскурсия на
сельхозпредприятие в с. Ягодное
Асиновского района.
1
0
0
18
Сорные растения. Практическая работа:
Ознакомление с сорными растениями по
гербарным образцам.
1
0
0.5
19
Вредители и болезни овощных культур.
Практическая работа: Ознакомление с
основными вредителями и болезнями
овощных культур по коллекциям
1
0
0.5
20
Технология обработки почвы. Средства
обработки почвы
1
0
0
21
Питание растений из почвы
1
0
0
22
Рассадный способ выращивание овощей
1
23
Экскурсия на сельхозпредприятие
«Куендат» с целью знакомства с
агротехникой по обработки почвы.
1
0
0
24-26
Посев семян цветов на рассаду для
цветника.
3
0
3
27-28
Весенние работы в теплице
2
0
2
29
Экскурсия в школу «Перспектива» в
1
0
0
0
рамках сетевого взаимодействия.
30-31
Рыхление, прополка, полив и подкормка
растений, прореживание всходов.
Наблюдение за ростом и развитием
подопытных растений
1
0
2
32-34
Высадка рассады в цветник. Наблюдение
за ростом и развитием подопытных
растений.
1
0
3
34
0
18
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
6 – 8 КЛАССЫ (старшая группа)
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Введение
1
0
0
2
Понятие почвы и ее плодородия. Состав
почвы. Практическая работа
«Определение механического состава
почвы»
1
0
0,5
3
Физические и химические свойства
почвы на базе «Точка роста»
1
0
1
4
Технология обработки почвы. Средства
обработки почвы
1
0
0
5
Питание растений из почвы. Понятие
«почвосмесь». Компоненты почвосмеси
и их характеристика.
1
0
0.5
6
Заготовка почвенных смесей для
рассады.
1
0
1
7
Выездная экскурсия в музей торфа
(ТГПУ)
1
0
0
8
Удобрение: органические и
минеральные. Технология
компостирования
1
0
0
9
Характеристика основных овощных
культур. Совместимость овощей на
грядке
1
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
10
Оптимальные параметры выращивания
овощных культур
1
0
0
11
Технология подготовки семян к посеву.
Технологические этапы посева семян.
Рассадный способ выращивание овощей
1
0
0
12
Сорные растения
1
0
0
13
Вредители и болезни овощных культур.
1
0
0
14-16
Проект «Витамины с огорода»
3
0
3
17
Выездная экскурсия на
сельхозпредприятие в с. Ягодное
Асиновского района.
1
0
1
18
Ландшафтный дизайн, его принципы
Биологические и декоративные
особенности растений, используемых в
зелёном строительстве
1
0
0
19
Газоны. Виды газонов. Технологии
закладки.
1
0
0
20
Формы цветников. Цветы для вашего
цветника Цветы на балконе
1
0
21
Практическая работа: Составление
схемы пришкольного участка. Выбор
цветов для цветника
1
0
1
22
Формирование цветочной композиции
1
0
0
23
Экскурсия на сельхозпредприятие
«Куендат» с целью знакомства с
агротехникой по обработки почвы.
1
0
0
24-26
Посев рассады цветов (совместно с
3
0
3
младшей подгруппой)
27
Закладка опытов на пришкольном УОУ
1
0
1
28
Агротехнологии выращивания:
рыхление, прополка, полив и подкормка
растений, прореживание всходов.
Наблюдение за ростом и развитием
подопытных растений
1
0
1
29
Экскурсия в школу «Перспектива» в
рамках сетевого взаимодействия.
1
0
0
30
Оптимальные параметры выращивание
цветов: вода, почва, свет, элементы
питания
1
0
0
31
Подготовка почвы для посадки цветов,
внесение органических и минеральных
удобрений. Перекопка почвы.
1
0
1
32
Высадка рассады цветочных культур и
луковиц цветов
1
0
1
33-34
Уход за цветами. Размножение цветов
1
0
2
34
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Список использованной литературы
Основная литература:
1. Иванов, А.И. Основы сельского хозяйства. Москва, Просвещение,
2019.
2. Петрова, О.С. Растениеводство для школьников. Санкт-Петербург,
Питер, 2020.
3. Кузнецова, Е.Н. Почвы и их свойства. Ростов-на-Дону, Феникс,
2018.
4. Васильев, Ю.М. Огород на подоконнике: Практическое
руководство. Новосибирск, Наука, 2017.
5. Сергеева, Г.П. Ландшафтный дизайн для начинающих.
Екатеринбург, Урал, 2019.
Дополнительная литература:
1. Миронов, В.А. Сельскохозяйственные технологии XXI века.
Нижний Новгород, Академия, 2018.
2. Павловская, М.Д. Уроки растениеводства. Волгоград, Учитель,
2016.
3. Сидоренко, В.В. Энциклопедия почвоведа. Воронеж, Книга, 2017.
4. Дмитриев, П.Ю. Мини-сад на окне. Красноярск, Сибирское слово,
2019.
5. Королев, И.А. Основы ландшафтного дизайна. Самара, Самарский
дом печати, 2018.
Периодические издания:
1.
2.
3.
4.
Журнал "Агроинфо".
Журнал "Цветоводство и садоводство".
Журнал "Домашний огород".
Журнал "Ландшафтный дизайн".
Интернет-ресурсы:
1. Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:
https://mcx.gov.ru/.
2. Портал "Агропортал": http://agroportal.su/.
3. Сайт "Огородник.ру": https://ogorodniku.com/.
4. Сайт "Ландшафтный дизайн": https://landscape-design.su/.
5. Сайт "Урожайная грядка": https://urozhainaya-gryadka.ru/.