«Лесоведение»
Описание образовательной программы
Пояснительная
записка
Программа "Лесоведение" имеет
естественнонаучную направленность. По мере освоения программы учащиеся подключаются к проведению
исследовательских работ, начинают самостоятельно анализировать собранный
материал. В результате они приобретают знания о природном разнообразии
жизненных форм растительности и видов живых организмов Томской области, ориентируются в причинах и следствиях
наблюдаемых явлений. Помимо этого, овладевают принципами экологической этики,
являющейся основой для формирования экологической культуры и грамотности.
Лесоведение – научная дисциплина о природе
леса, его биологии и экологии, закономерностях динамики в пространстве и во
времени.
Актуальность программы обусловлена тем,
что она не только развивает интерес к природе своего родного края, но и
способствует формированию у учащихся
приемов и навыков исследовательской, опытнической и практической
деятельности по сохранению и восстановлению леса.
Новизна программы состоит в комплексном
подходе освоения учащимися теоретических и практических знаний и умений по
лесоведению и определяется ее содержанием, в которое включены темы, направленные на изучение регионального
компонента.
Программа
дает возможность членам кружка
применить знания, полученные на уроках биологии и географии для изучения основ лесоводства и получить
общее представление о лесном хозяйстве с целью ориентации на дальнейшее освоение
профессий лесной отрасли.
Особенность содержания данной программы в
том, что формирование у учащихся ценностного отношения к природным ресурсам
происходит посредством как изучения лесных экосистем, так и изучения роли леса
в жизни людей и вовлечение детей в исследовательскую деятельность.
В основу содержания программы положены
теоретические занятия, практические работы, наблюдения, опыты, тематика которых
составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ,
экскурсии. Теоретическая основа дается как в процессе наблюдений, опытов,
практических работ, так и вне их. Экскурсии в природу дают возможность расширить
и углубить интересы учащихся.
В
программе предусмотрены занятия по фенологии; приобщение учащихся школьного
лесничества к ведению фенологического дневника наблюдений за изменениями в
природе.
Программа носит интегрированный характер.
Она включает отдельные темы из биологии, географии, водной экологии,
почвоведения, лесоразведения, экологии, охраны природы.
Большое внимание уделяется
вовлечению школьников в деятельность по
изучению природы родного края, привлечению их к природоохранной деятельности.
Программа «Лесоведение» рассчитана на 1 год
обучения для учащихся 11 -16 лет на 72 часа.