Агрошкола
Описание образовательной программы
Пояснительная
записка
1.1.
Актуальность программы.
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации
российского образования» является задача создания системы специализированной,
профильно-ориентированной подготовки, направленной на индивидуализацию и
социализацию обучения. Одним из главных результатов школьного образования
является готовность к профессиональному труду, осознание роли труда в
обеспечении собственной успешности, правильный выбор профессии, готовность к
постоянному профессиональному развитию и непрерывному образованию.
Детский сад, школа, социально ориентированные
дополнительные занятия – важные компоненты российской системы образования,
которые сохраняют значительные возможности влияния на социализацию выпускника
школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого
в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную,
бытовую и информационную культуру села.
Современное российское село находится на пороге серьезных
преобразований во многих сферах жизнедеятельности, поэтому оно остро нуждается
в притоке молодых, работоспособных, квалифицированных специалистов. Школа и
социум несут большую ответственность перед своими воспитанниками за их будущее.
В новых социально – экономических условиях дети должны не только получать
первые навыки работы на земле, но и учиться грамотно, эффективно хозяйствовать
на ней; они должны уметь оценивать результаты своего труда как морально, так и
материально.
Важнейшей задачей современной школы является формирование
«сельскохозяйственной грамотности», т.е. вооружение учащихся тем минимальным
объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, которые позволят им реализовать
себя как будущего хозяина земли. Каждый выпускник школы должен стать
всесторонне грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного
подсобного хозяйства. В этих условиях введение профильного агробизнес обучения
и предпрофильной подготовки в школе становятся особенно актуальными и являются
компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для
самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность
осуществления профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному
выбору профиля профессионального обучения.
Создание агробизнес-классов – это инновационная форма
работы с учащимися общеобразовательных школ, объединяющая усилия педагогов и
производственников; высших, начальных и средних учебных заведений; научных
учреждений; центров труда и занятости населения. Агробизнес-классы
профессионально ориентируют школьников младших и средних классов, готовят
старшеклассников по специальностям, необходимым для жизни в сельской местности,
что является важным фактором защиты личности выпускника школы. В этом отношении
они становятся настоящим полигоном трудового образования школьников, началом
формирования их жизненного опыта в учебно-трудовой, опытнической,
познавательной и исследовательской работе.
Направленность программы.
Программа «Агрошкола» адресована учащимся 3 – 8 классов,
проявляющим интерес к специальностям, реализуемым в сельской местности.
Программа позволит школьникам познакомиться со способами возделывания основных
сельскохозяйственных и декоративных культур с учетом их биологических
особенностей, местных почвенно-климатических условий. Учащиеся должны овладеть
глубокими теоретическими знаниями по биологии в сфере выращивания культурных
растений, технологии их производства, уметь самостоятельно выполнять все
основные технологические процессы: подготовку семян, выращивание рассады,
подготовку почвы и внесение удобрений, защиту от вредителей и болезней, уничтожение
сорной растительности с минимальными затратами труда, уборку урожая и оценку
его качества.
Программа предусматривает возможность дальнейшей
индивидуализации обучения с учетом интересов, склонностей и способностей
обучающихся по следующим блокам: биология и экология, агрономия, механизация,
бизнес-планирование, агротуризм, основы землеустройства, ландшафтный дизайн и
др. Комплексный подход к ознакомлению с аграрным сектором способствует
углубленному изучению отдельных учебных предметов при возникшем интересе
школьника и обеспечивает преемственность между общим и профессиональным
образованием.
Программа имеет четко выраженную практическую
направленность, помогает учащимся использовать теоретические знания для
понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает их основное
содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах. Изучение
материала программы способствует целенаправленной подготовке обучающихся к
поступлению в средние и высшие учебные заведения аграрного профиля. Программа
аграрных классов предусматривает проведение учебно-теоретических занятий,
профориентационных мероприятий, организацию экскурсий, подготовку и защиту
исследовательских работ, проектов.
Экскурсии для учащихся в рамках образовательных
стандартов организуются на предприятия агропромышленного комплекса
Первомайского и Асиновского муниципальных районов Томской области, имеющие
современное оборудование. Важной частью программы является исследовательская
деятельность. Она включает обучение основным методам исследований, работу с
литературными источниками, формирует навыки публичной защиты работы. Старшие
школьники (7 – 8 классы), обнаружившие склонность к научной работе, в
соответствии со своими интересами, под руководством учителей разрабатывают
рабочую гипотезу и схему опытов, подбирают соответствующие методики.
Основные положения методики проведения опытов и
экспериментов составляют важную часть исследовательской работы, которые
учитывают современные запросы сельского хозяйства, основные направления
научно-исследовательской работы. Введение в программу блока исследовательской
деятельности учащихся дает возможность построения индивидуальной
образовательной траектории для каждого старшеклассника и является фундаментом
для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.
Этапы реализации программы.
3 – 5 классы - практико-ориентированный;
7 – 8 классы - проектно-ориентированный.